Рабочая программа элективного курса по химии 11 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
30.08.2023

Директор МБОУ ПГО
«СОШ № 14»
И.А.Харланов
Приказ № 179-д от
30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по выбору
"Практикум по общей и неорганической химии"
11 класс

Полевской, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Практикум по по общей и неорганической химии» предназначен для
обучающихся 11 класса естественно-научного профиля и носит предметноориентированный характер. Программа курса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данный курс выполняет следующую функцию: "поддерживает" изучение химии на
заданном профильным стандартом уровне. Курс представлен в виде практикума, который
позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения практических
задач разных типов по химии и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового
экзамена по химии. Решение задач содействует конкретизации и упрочнению знаний,
развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся
химических законов, теорий и важнейших понятий. Освоение содержания данного курса
позволит обучающихся реализовать свои интеллектуальные способности, успешно
выполнять задания повышенного уровня сложности ЕГЭ, подготовиться к выполнению
заданий химических олимпиад.
Содержание занятий базируется на знаниях, получаемых в основном курсе общей и
неорганической химии, и служит их развитием, иными словами, следует за основными
темами курса «Химия-11». При проведении занятий предполагается минимальное
количество времени затрачивать на лекционное изложение материала, основное время
использовать для организации самостоятельной познавательной деятельности
обучающихся. Практическая часть предусматривает:
-составление и решение цепочек превращений с участием неорганических и органических
соединений,
-лабораторные работы, направленные на решение качественных задач на распознавание
неорганических и органических веществ.
Цель курса:
 создать условия для расширения и углубления знаний обучающихся по химии,
позволяющие подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по химии, к выполнению заданий
олимпиад;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
 обучение обучающихся основным подходам к решению практических задач
Задачи курса:
 систематизировать и углубить знания обучающихся по химии;
 обучить новым способам деятельности при решении практических и теоретических
задач;
 продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать,
анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и
доказательно излагать учебный материал (в том числе и в письменном виде),
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
Планируемый результат
Обучающиеся должны знать:
 основные законы химии, алгоритмы решения экспериментальных задач;
 строение атома, строение периодической системы и физический смысл порядкового
номера, номера периода и группы;
 теорию строения органических соединений А.М.Бутлерова;
 теорию окислительно-восстановительных реакций;







гидролиз органических и неорганических соединений;
скорость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения;
теорию электролитической диссоциации;
строение и свойства металлов и неметаллов и их соединения
состав и свойства классов органических соединений.

Обучающиеся должны уметь:
 владеть законами и правильно их применять при решении конкретных задач;
 характеризовать свойства органических и неорганических соединений;
 составлять окислительно-восстановительные реакции, прогнозировать продукты ОВР;
 составлять уравнения электролиза растворов и расплавов веществ;
 характеризовать коррозию металлов в различных средах;
 составлять генетические ряды органических и неорганических веществ;
 решать экспериментальные задачи;
 работать с тестами различных видов.
Формы и методы, используемые для проведения занятий: формы – фронтальная,
групповая, коллективная, индивидуальная; методы – словесные, наглядные, практические,
беседа, самостоятельная работа, лабораторные работы.
Виды деятельности: лекция, семинар, практические занятия, самостоятельная работа.
Формы контроля: тестирование, практическая работа, самостоятельная работа, зачет.
Содержание программы курса
Тема 1. Химический элемент
Теоретическая часть:
Строение и состав атома. Изотопы. Электронные формулы атомов, ионов s-, p-,dэлементов. Периодический закон. Периодическое изменение свойств элементов.
Практическая часть:
1. Составление электронных и электронно-графических формул атомов и ионов
химических элементов.
2. Сравнение свойств элементов.
Тема 2. Вещество.
Теоретическая часть:
Химическая связь. Образование ковалентной связи. Свойства ковалентной связи.
Метод валентных связей. Пространственное строение молекул. Водородная связь.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Классификация неорганических веществ. Характеристика металлов главных
подгрупп I–III групп. Характеристика металлов – меди, хрома, железа. Характеристика
неметаллов главных подгрупп IV–VII групп. Свойства и способы получения оксидов,
оснований, кислот, амфотерных гидроксидов, солей. Взаимосвязь неорганических
веществ.
Комплексные соединения и их строение. Комплексный катион и анион.
Номенклатура комплексных солей. Образование катионных аквакомплексов и анионных
гидрокомплексов алюминия, хрома(III), цинка. Типы и номенклатура комплексных

соединений. Диссоциация комплексных соединений. Константы устойчивости
(образования) и нестойкости. Получение и разрушение комплексных соединений.
Многообразие органических веществ. Особенности химического и электронного
строения углеводородов. Химические свойства углеводородов. Электронное строение
функциональных групп кислородосодержащих органических соединений. Механизмы
реакций замещения и присоединения в органической химии. Химические свойства
кислородсодержащих органических соединений. Сложные эфиры. Жиры. Мыла.
Углеводы. Амины. Аминокислоты. Белки. Качественные реакции на спирты, альдегиды,
карбоновые кислоты, жиры. Распознавание углеводов. Качественные реакции на белки.
Практическая часть:
1. Определение типа связи. Предсказание геометрии частиц и типа гибридизации
атомных орбиталей центрального атома в молекуле.
2. Химические свойства неорганических веществ. Решение схем превращений.
3. Лабораторная работа № 1 "Генетическая связь между классами неорганических
соединений"
4. Составление формул комплексных соединений, уравнений их диссоциации, уравнений
получения.
5. Лабораторная работа № 2 "Получение и свойства комплексных соединений"
6. Химические свойства органических веществ. Решение схем превращений.
7. Лабораторная работа № 3 "Качественные реакции на спирты, альдегиды, карбоновые
кислоты, углеводы, белки".
Тема 3. Химическая реакция.
Теоретическая часть:
Тепловые эффекты химических реакций. Энтальпия, энтропия, энергия Гиббса. Закон
Гесса.
Скорость химической реакции. Энергия активации. Закон действующих масс.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его
смещения. Константа равновесия.
Растворы. Насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный растворы. Способы
выражения концентрации растворов (массовая, молярная) Правило смешения растворов,
(«правило креста»). Кристаллогидраты.
Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей,
солей. Реакции ионного обмена. Степень диссоциации и константа диссоциации.
Гидролиз. Необратимый гидролиз бинарных соединений. Обратимый гидролиз солей.
Степень протолиза и кислотность среды. Гидролиз органических соединений.
Совместный гидролиз.
Реакции окислительно-восстановительные. Составление уравнений ОВР: метод
электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод). Влияние на
характер ОВР концентрации веществ, среды раствора, силы окислителя и восстановителя,
температуры. Окислительные свойства перманганата калия, дихромата калия, пероксида
водорода в зависимости от среды, окислительные свойства азотной, концентрированной
серной кислот. Коррозия металлов.
Электролиз водных растворов кислот, щелочей и солей, расплавов солей и щелочей.
Закон Фарадея.
Коррозия металлов.
Практическая часть:

1. Упражнения по составлению уравнений обратимого, необратимого гидролиза.
Совместный гидролиз.
2. Составление уравнений ОВР, определение продуктов окисления и восстановления.
3. Составление уравнений электролиза, решение расчетных задач с использованием
закона Фарадея.
4. Составление схем коррозии.
Тема 4. Познание и применение веществ и химических реакций.
Теоретическая часть:
Правила работы в лаборатории. Методы исследования объектов. Качественные реакции
неорганических и органических веществ. Общие научные принципы химического
производства
Практическая часть:
1. Лабораторная работа №4 " Идентификация органических веществ"
2. Лабораторная работа №5 " Идентификация неорганических веществ"

№
п/п
1
2
3
4

Тематическое планирование
Наименование темы
Общее
Теоретические
количество
занятия
часов
Химический элемент
2
1
Вещество
16
4
Химическая реакция
11
3
Познание и применение
5
3
веществ
и
химических
реакций
Итого
34
23

Практические
занятия
1
12
8
2

44

Учебно-тематический план
№ п/п

Название темы, занятия

Тема 1. Химический элемент (2 часа)
1
Строение и состав атома. Изотопы. Электронные формулы
атомов, ионов s-, p-,d-элементов. Периодическое изменение
свойств элементов.
2
Составление электронных и электронно-графических формул
атомов и ионов химических элементов.
Тема 2. Вещество(16 часов)
1
Химическая связь. Метод валентных связей. Пространственное
строение молекул. Свойства ковалентной связи. Водородная
связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
2
Определение типа связи. Предсказание геометрии частиц и
типа гибридизации атомных орбиталей центрального атома в
молекуле.

Форма
проведения
Семинар

Практикум

Лекция

Практикум

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Классификация неорганических веществ.
Характеристика металлов главных подгрупп I—III групп.
Характеристика металлов – меди, хрома, железа
Характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп
Химические свойства неорганических веществ.
Взаимосвязь неорганических веществ.
Лабораторная
работа № 1 Генетическая связь между
классами неорганических соединений
Классификация органических веществ.
Строение и химические свойства углеводородов.
Строение и свойства углеводородов. Решение задач.

Лекция
Семинар
Семинар
Практическое
занятие
Практикум
Лекция
Практическое
занятие
кислородсодержащих Практикум

Строение и химические свойства
органических соединений.
13
Строение и свойства кислородсодержащих органических
соединений. Решение задач.
14
Строение и свойства азотсодержащих органических
соединений. Решение задач.
15
Генетическая связь между классами органических соединений
16
Лабораторная работа № 2 "Качественные реакции на спирты,
альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки".
Тема 4. Химическая реакция (11 часов)
1
Тепловые эффекты химических реакций. Энтальпия, энтропия,
энергия Гиббса. Закон Гесса.
2
Расчеты по термохимическим уравнениям. Расчеты, связанные
с понятиями «энтальпия», «энтропия», «энергия Гиббса»
3
Скорость химической реакции. Энергия активации. Закон
действующих масс.
4
Решение задач по теме: «Скорость химической реакции»
5
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое
равновесие и условия его смещения. Константа равновесия.
6
Решение задач по теме: «Химическое равновесие»
7
Упражнения по теме "Электролитическая диссоциация.
Реакции ионного обмена"
8
Упражнения по теме "Электролитическая диссоциация.
Реакции ионного обмена"
9
Гидролиз органических и неорганических соединений. Степень
протолиза и кислотность среды. Совместный гидролиз.
10
Упражнения по теме "Гидролиз"
11
Окислительно-восстановительные реакции.
Использование
метода полуреакций при составлении ОВР.
Тема 5. Познание и применение веществ и химических реакций (5 часов)
1
Правила работы в лаборатории.
Методы исследования
объектов. Качественные реакции.
12

Семинар
Лекция

Семинар.
Практикум.
Практикум.
Семинар

Лекция
Практикум
Лекция
Практикум
Семинар
Практикум
Практикум
Практикум
Семинар
Практикум
Лекция

Лекция

2
3
4-5

Лабораторная работа №4 " Идентификация органических
веществ"
Лабораторная работа №5 " Идентификация неорганических
веществ"
Общие научные принципы химического производства

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Семинар

Литература
1. Кузьменко И.Е., Еремин ВВ., Попков В.А. Химия. Для школьников старших классов и
поступающих в вузы. Учебное пособие. - М.: «Дрофа», 2017
2. А.С.Егоров – Химия. Учебное пособие для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Феникс,
2018.
3. А.А.Карцова, А.Н.Левкин – Органическая химия: задачи и практические работы. – СПб.:
Авалон, 2015.
4. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. –
Белгород, 2019.
5. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю., Логинова Г.П. Общая и неорганическая химия в
вопросах. - М: «Дрофа», 2015.
6. Михилев Л.А., Пасет Н.Ф., Федотова М.И. Задачи и упражнения по неорганической
химии: Учеб. пособие. Изд. 3-е, стереот. – СПб: Химия, 2017. -208 с.
7. ЕГЭ-2022. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. А.А.
Кавериной. — М.: Издательство «Национальное образование», 2022.
8. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия. Подготовка к
ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы: учебнометодическое пособие/под ред. В.Н. Доронькина- Ростовн/Д:Легион, 2021.
9. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия. Подготовка к
ЕГЭ. Тематические тесты. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое
пособие/под ред. В.Н. Доронькина - Ростовн/Д:Легион, 2021.
10.
Открытый банк заданий ЕГЭ по химии. ФИПИ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».