рабочая программа элективного курса по химии 9 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
30.08.2023

Директор МБОУ ПГО
«СОШ № 14»
И.А.Харланов
Приказ № 179-д от
30.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса "Основы химического анализа"
для обучающихся 9 класса

Полевской, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание элективного курса "Основы химического анализа" раскрывает основы
аналитической химии- науки о методах исследования веществ, знакомит с различными
методами качественного и количественного анализа, помогающими установить, какие
химические элементы и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте. Особенностью
предлагаемого курса является его прикладная направленность. Большое внимание в курсе
уделено изучению тех веществ, которые окружают обучающихся в повседневной жизни.
Приобретенные навыки качественного анализа должны быть применены в учебноисследовательской работе обучающихся. Таким образом, изучение курса позволяет не только
расширить и углубить знания по курсу неорганической химии, но и готовит к
исследовательской деятельности. Именно поэтому данная программа является актуальной
для учащихся 9-х классов.
Программа курса определенно повысит интерес к химии, расширит кругозор
обучающихся. Содержание учебного материала программы обладает новизной для
обучающихся. Привлечение дополнительной научной информации межпредметного
характера о значении химического анализа в различных областях, в быту, а также в решении
проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит заинтересовать школьников
практической химией, развивать аналитические способности.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки и профессионального
самоопределения обучающихся с ориентацией на химико-биологический профиль.
Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности: лекции, семинары,
практические работы, лабораторные опыты, а также самостоятельные проектноисследовательские работы.
Цели курса:
1. Овладение методикой качественного анализа
2. Привлечение школьников к исследовательской, творческой, научной деятельности
3. Создание условий для активизации самостоятельной познавательной деятельности,
развития способностей к самоанализу результатов своей деятельности.
4. Развитие познавательного интереса и профориентация обучающихся в области
естествознания.
Задачи курса:
 Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о качественных реакциях.
Рассмотреть различные аналитические группы катионов и анионов, а также способы
их определения.
 Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять
практические исследования, соблюдая правила безопасности.
 Развивать общеучебные умения обучающихся: осуществлять поиск информации в
различных источниках, критически оценивать получаемую информацию, работать с
научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное,
обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
 Формировать опыт творческой деятельности, опыт делового общения - умения
работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Принципы курса
 практическая направленность;
 развивающий характер;
2

 профессиональная направленность;
 учет возрастных особенностей школьников;
 использование активных форм работы обучающихся;
 возможность практического применения знаний, умений и навыков;
 проектная и исследовательская деятельность
Планируемый результат:
1. Освоение методик качественного анализа.
2. Разработка обучающимися исследовательских проектов и их защита.
Требования к уровню достижений учащихся:
Учащийся должен знать:
 технику безопасности при работах в химической лаборатории;
 свойства применяемых реактивов и предъявляемые к ним требования;
 правила обращения с химическими реактивами;
 химическую посуду и правила обращения с ней;
 способы выражения концентрации растворов;
 качественные реакции на катионы и анионы, методику проведения анализов;
 этапы проведения эксперимента, обработки и оформления результатов исследования;
 способы поиска информации в разных источниках;
 структуру, содержание, этапы исследовательской работы.
Учащийся должен уметь:
 готовить растворы заданной концентрации, рассчитывать массовую долю
растворенного вещества, молярную концентрацию;
 распознавать кислотную и щелочную среду разными индикаторами: раствором
лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого и универсальным индикатором;
 определять катионы первой аналитической группы (К+, Na+, NH4+), второй
аналитической группы (Ag+, Pb2+),третьей аналитической группы (Ва2+, Са2+),
четвёртой группы (Al3+, Cr3+, Zn2+), пятой аналитической группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+,
Mn2+);
 определять анионы первой аналитической группы (SO42-, SO32-, CO32-, PO43-, SiO32-),
второй аналитической группы (Сl-, Вг-, I-, S2-), третьей аналитической групп (NO3-,
NO2-, CH3COO-);
 составлять уравнения проведенных реакций;
 проводить анализ воды, почвы, пищевых продуктов и др.;
 планировать и проводить эксперимент, описывать результаты исследования
сравнивать и анализировать полученные результаты;
 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников, критически оценивать ее, обрабатывать и представлять в
различных формах.
Ценностно-ориентационная составляющая качества образованности:
 повышение мотивации учащихся к изучению химии, осознание роли химических
знаний в жизни людей;
 расширение кругозора учащихся;
 формирование навыков экспериментальной деятельности;
 приобретение опыта сотрудничества, формирование самостоятельного критического
мышления.
3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Общее
количество
часов

Темы
Введение в аналитическую химию.
Теоретические основы методов анализа
Основы качественного анализа
Количественный анализ с использованием цифровой
лаборатории "Архимед"
Практикум по анализу различных объектов
Защита исследовательских работ
ВСЕГО

2
8
10
4
8
2
34

Практические
работы/
исследовательс
кий
эксперимент
1
3
6
3
7
20

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в аналитическую химию (2 ч)
Аналитическая химия — наука о методах анализа вещества. Задачи и области
применения химического анализа. Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Количественный анализ. Использование цифровой лаборатории "Архимед" в количественном
анализе. Стадии аналитического процесса: отбор пробы, подготовка пробы к анализу,
измерение, оценка результатов измерения.
Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества.
Аналитическая реакция. Требования, предъявляемые к аналитическим реакциям.
Чувствительность, специфичность и селективность.
Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории.
Требования к отчёту. Оборудование и реактивы.
Практическая работа 1. Ознакомление с оборудованием и основными приемами работы в
химической лаборатории.
ТЕМА 1. Теоретические основы методов анализа (8 ч)
Растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворенного вещества, молярная концентрация.
Методы определения концентрации растворов. Титрование. Сущность метода.
Установление точки эквивалентности. Индикаторы. Вычисление результатов титрования.
Понятие об эквиваленте, эквивалентной массе, нормальной концентрации растворов.
Кислотно-основное титрование.
Практическая работа 2. Определение концентрации раствора по его плотности.
Практическая работа 3. Приготовление растворов и определение их концентрации
титрованием.
Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Химическое равновесие в водных растворах электролитов.
Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Ионное
произведение воды. Водородный показатель и шкала рН. Методы измерения рН.
Индикаторы.
Практическая работа 4. Определение рН водных растворов. (рН-метр)
4

ТЕМА 2. Основы качественного анализа (9 ч)
Классификация реакций в качественном анализе. Основные принципы качественного
анализа.
Аналитические группы катионов.
Практическая работа 5. Качественные реакции на катионы 1-3 аналитических групп.
 Реакции и ход анализа смеси катионов первой аналитической группы (К+, Na+, NH4+).
 Реакции и ход анализа смеси катионов второй аналитической группы (Ag+, Pb2+).
 Реакции и ход анализа смеси катионов третьей аналитической группы (Ва2+, Са2+).
Практическая работа 6. Анализ смеси катионов первой, второй и третьей групп.
Практическая работа 7. Качественные реакции на катионы 4-5 аналитических групп.
 Реакции и ход анализа смеси катионов четвёртой группы (Al3+, Cr3+, Zn2+).
 Реакции и ход анализа смеси катионов пятой аналитической группы (Mg2+, Fe2+, Fe3+,
Mn2+).
Практическая работа 8. Анализ смеси катионов четвёртой и пятой групп.
Классификация анионов и групповые реагенты. Характеристика групп.
Практическая работа 9. Качественные реакции на анионы.
 Реакции и ход анализа смеси анионов первой аналитической группы (SO42-, SO32-, CO32-,
PO43-, SiO32-).
 Реакции и ход анализа смеси анионов второй и третьей аналитических групп (I группа- Сl, Вг-, I-, S2-; II группа - NO3-, NO2-, CH3COO-).
Практическая работа 10. Анализ смеси анионов первой, второй и третьей групп.
ТЕМА 3. Количественный анализ с использованием цифровой лаборатории "Архимед"
(4 ч)
Цифровая лаборатория "Архимед": программное обеспечение, набор датчиков. Работа с
датчиками, фиксация результатов.
Практическая работа 11. Определение изменения содержания кислорода при фотосинтезе и
дыхании растений (датчики кислорода, температуры, освещенности, влажности)
Практическая работа 12. Изучение реакции нейтрализации кислоты щелочью (рН-метр,
датчик температуры)
ТЕМА 3. Практикум по анализу различных объектов (10ч)
Охрана окружающей среды. Контроль качества воды.
Практическая работа 13. Жесткость воды, ее определение и устранение.
 Определение карбонатной жесткости воды.
 Определение общей жесткости воды.
 Устранение некарбонатной жесткости воды.
 Устранение общей жесткости воды.
Практическая работа 14. Исследование качества воды из различных источников.
Определение концентрации кислорода, растворенного в воде.
Химическая характеристика почв.
Практическая работа 15. Определение рН почвы.
 Отбор пробы почвы
 Определение рН водной вытяжки
 Определение рН солевой вытяжки
Практическая работа 16. Обнаружение катионов тяжелых металлов в почвенных растворах.
Анализ качества пищевых продуктов.
Практическая работа 17. Контроль качества прохладительных напитков.
5

 Обнаружение ионов в минеральной воде.
 Определение содержания оксида углерода (IV)
 Обнаружение ионов в одном из прохладительных напитков
 Качественные реакции на бензойную кислоту
Практическая работа 18. Анализ качества продуктов питания.
 Определение кислотности молочных продуктов.
 Определение свежести мяса.
 Определение свежести рыбы.
Практическая работа 19. Определение нитратов в с/х продуктах (огурцах, капусте, томатах,
арбузах и др.)
Защита исследовательских работ (2ч)
Учебно-тематическое планирование
№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов.
теория

1

Предмет аналитической химии.

1

2

Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества. Аналитическая реакция.

1

3

Техника безопасности и основные правила работы в
химической лаборатории. Требования к отчёту.
Практическая
работа
1.
Ознакомление
с
оборудованием и основными приемами работы в
химической лаборатории.
Растворы.
Способы
выражения
концентрации
растворов: массовая доля растворенного вещества,
молярная концентрация.
Методы
определения
концентрации
растворов.
Практическая работа 2. Определение концентрации
раствора по его плотности.
Титрование. Вычисление результатов титрования.
Кислотно-основное титрование.
Практическая работа 3. Приготовление растворов
и определение их концентрации титрованием.
Химическое равновесие в водных растворах
электролитов. Обратимые и необратимые реакции.
Химическое равновесие. Ионное произведение
воды. Водородный показатель и шкала рН.
Методы измерения рН. Практическая работа 4.
Определение рН водных растворов. (рН-метр)
Классификация реакций в качественном анализе.
Основные
принципы
качественного
анализа.
Сероводородная
и
кислотно-щелочная
классификация катионов.
Практическая работа 5. Качественные реакции на
катионы 1-3 аналитических групп.

1

4

5

6
7
8

9
10

11-12

практика

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

2
6

13
14-15
16
17
18-19
20
21

22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32-34

Практическая работа 6. Анализ смеси катионов 1-3
групп.
Практическая работа 7. Качественные реакции на
катионы 4-5 аналитических групп

1

Практическая работа 8. Анализ смеси катионов
четвёртой и пятой групп.
Аналитические
группы анионов, их частные
обнаружения. Групповые реагенты.
Практическая работа 9. Качественные реакции на
анионы.
Практическая работа 10. Анализ смеси анионов

1

Цифровая лаборатория "Архимед": программное
обеспечение, набор датчиков. Работа с датчиками,
фиксация результатов.
Практическая работа 11. Определение изменения
содержания кислорода при фотосинтезе и дыхании
растений
(датчики
кислорода,
температуры,
освещенности, влажности)
Практическая работа 12. Изучение реакции
нейтрализации кислоты щелочью (рН-метр, датчик
температуры)
Технический анализ, его сущность, особенности,
значение.
Практическая работа 13. Жесткость воды, ее
определение и устранение.
Практическая работа 14. Исследование качества воды
из различных источников.

2

1
2
1
1

1

1

1
1
1

Химическая характеристика почв.
Практическая работа 15. Определение рН почвы.
Практическая работа 16. Обнаружение катионов
тяжелых металлов в почвенных растворах.
Практическая работа 17. Контроль качества
прохладительных напитков.
Практическая работа 18. Анализ качества продуктов
питания.
Практическая работа 19. Определение нитратов в с/х
продуктах (огурцах, капусте, томатах, арбузах и др.)
Подготовка и защита проектов

3

Итого

16

1
1
1
1
1

22

ЛИТЕРАТУРА
1. Жаркова Г.М., Петухова Э.Е. Аналитическая химия. Качественный анализ: Учебник для
техникумов.- Л.: Химия, 1993. – 320с., ил.
2. Чибисова Н.В. Практикум по экологической химии: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. Калининград 1999. - 94 с.

7

3. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с
комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2013. –
176 с.: ил.
4. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми
методами. 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: «Крисмас+», 2009.
5. Химия: проектная деятельность учащихся / Авт.-сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград:
Учитель: 2012. – 184 с.
6. Тяглова, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии [Текст]: Метод.
пособие / Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2018. – 224 с. – (Уроки мастерства).
7. М18ихалева М.В., Мартыненко Б.В. Экспресс- диагностика потребности растений в
соединениях азота // Химия в школе. 2004. № 9. С.56-59. Простая методика определения
дефицита азота в листьях растений
8. Колесникова А.М. Основы химических методов исследования веществ: учеб.пособие.-М.:
Дрофа, 2018.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».