Рабочая программа курса внеурочной деятельности Практикум по английскому языку, 9

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
30.08.2023

Директор МБОУ ПГО
«СОШ № 14»
И.А.Харланов
Приказ № 179-д от
30.08.2023

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Практикум по английскому языку
для обучающихся 9 классов

Полевской, 2023

Пояснительная записка
Владение иностранным языком для ведения полноценной жизни приобретает все возрастающее
значение в сферах межнационального и межэтнического взаимодействия. Возможность
беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает новые горизонты для развития
человека. Английский язык окончательно зарекомендовал себя в качестве международного языка. Знание
английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения
высоких академических и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего
образования. Все это требует дополнительных подходов к изучению английского языка, способствующих
развитию навыков и умений в письменной и устной речи.
Требования стандарта основного общего образования по иностранному языку на базовом уровне в
области грамматики следующие:
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее
коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и
сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью
вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией
“I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that” (I was so busy that forgot to phone to
my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth;
- совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее
употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple,
Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов;
- знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах
действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога:
Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect Passive;
- знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect
Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций;
- формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств
для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous;
- совершенствование навыков употребления определенного/ неопределенного/ нулевого артиклей;
имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения).
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных,
указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и
наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little);
количественных и порядковых числительных;
- систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков
их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных
средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the
end, however, etc.).
Однако на сегодняшний день умения и навыки школьников в области грамматики не развиты в
полной мере, на столь высоком уровне. Если говорить о знании учащимися грамматической стороны
речи, то они являются в большинстве случаев лишь теоретическими, а применить на практике школьники,
к сожалению, их не могут.
Таким образом, налицо явное противоречие между заявленными требованиями федерального
стандарта и результатом обучения – недостаточно сформированными грамматическими умениями и
навыками. Данным противоречием и обусловлена актуальность данного элективного курса грамматики
английского языка.
Целью данного курса является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике
английского языка за курс основной школы для повторения, закрепления и усовершенствования
полученных ранее знаний.
Курс «Практикум по английскому языку» имеет также следующие развивающие и
воспитательные цели:
 дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (дискурсивной,
речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

 речевая

компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений
планировать свое речевое и неречевое поведение;
 языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми
языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение
объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми
единицами в коммуникативных целях;
 социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и
неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и
специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
 компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в
условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
 учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений,
позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком,
удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
 Развитие и воспитание у школьников понимания важности понимания иностранного
языка в современном мире и потребности пользоваться им, дальнейшей самореализации и их
социальной адаптации; формирование качеств гражданина и патриота; национального
самосознания.
 Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого
уровня владения изучаемым иностранным языком, к использованию иностранного языка как
средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
 Создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета на
ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве профессиональной
деятельности.
2. Общая характеристика курса
Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников.
Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от
детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных
особенностей учащихся. В ходе разработки методических приемов систематизации грамматических
явлений на среднем этапе обучения английскому языку регулярно применяются тренировочные
грамматические упражнения. Это позволяет образовать систему научных понятий и соответствующие им
способы действий. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации внеурочной
деятельности позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы. Развивая основы
теоретического рефлексивного мышления у обучающихся, данный элективный курс способствует
переходу от учебной деятельности как умения учиться на начальном этапе к учебной деятельности с
элементами самообразования и саморазвития при постановке целей, поиске информации, осуществлении
самоконтроля и оценки деятельности. Он дает возможность включать иноязычную речевую деятельность
в другие виды деятельности, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать
межпредметные умения и навыки, учитывая уровень мотивации учащихся.
3. Место курса
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный грамматический материал,
который, как показывает практика, изучить, охватить в полной мере, основательно в обычной средней
школе не представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых, перегруженностью
УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов иностранного языка в неделю, и, в-третьих,
интеллектуальными способностями учащихся обычной школы.
Структура и организация обучения.
Курс рассчитан на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
 интеграция основных речевых умений и навыков;
 последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
 коммуникативная направленность заданий;
 контекстуальное введение грамматических структур и единиц;

 применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
 соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки
учащихся.
Введение данного элективного курса позволяет увеличить количество учебных часов во внеурочное
время для реализации индивидуальных потребностей учащихся.
Формы проведения занятий
 Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
 Работа в парах.
 Индивидуальные консультации.
 Самостоятельная работа.
 Семинары в форме дебатов и дискуссий.
Новизна данной программы заключается в следующем:
1.
Применение в обучении грамматическим явлениям иностранного языка творческого
подхода (написание поздравлений, писем, личных отзывов, проведение дебатов и т.д.) позволяет
развить умения прямой грамотной письменной и устной коммуникации, без посредства
постоянного обращения к правилам грамматики, иными словами – способствовать естественности
грамматически верной коммуникации;
2.
Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм
письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
3.
Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое
запоминание и воспроизведение правил грамматики английского языка в выполнении
упражнений, направленных на закрепление материала.
1.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами являются:
 Формироваие осознания важности изучения английского языка как средства общения и
познания современного мира;
 Воспитание у учащихся потребность изучения английского языка как средства
самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях
глобализации;
 Воспитание гражданских и патриотических чувства, развивая национальное самосознание
и стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ;
 Формирование толерантного отношения к проявлению иной культуры, осознавая значение
своей собственной культуры;
 Развитие стремления к овладению основами мировой культуры, используя знания
английского языка;
 Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам
индивидуального и коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей;
 Формирование основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде.
Метапредметными результатами являются:
 целеполагание
во внеурочной деятельности: умение самостоятельно ставить
познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
 умение использовать социолингвистические аспекты формирования тех или иных структур
письменной речи в английском языке (прежде всего, написание письма);
 умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно –
коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции);
 умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

 умение

быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного
информационного пространства путем ознакомления с основными устойчивыми
словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
 развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли;
 развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
 развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать
содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты,
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
 умение устанавливать причинно-следственные связи.
Предметными результатами являются:
- автоматизировать грамматические навыки устной и письменной речи;
- обобщить знания грамматики за курс основной и средней школы;
- совершенствовать грамматические умения в четырех видах речевой деятельности, а именно:
в области говорения – обучать строить свою речь в соответствии с нормами, принятыми в стране
изучаемого языка; уметь оперировать грамматическими единицами, применять правила грамматики в
зависимость от ситуаци, коммуникативной задачи, цели общения;
в области письма – обучать грамотно строить письменную речь; выполнять практические задания
по грамматике;
в области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из различных
сфер жизни носителей языка с пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным
пониманием; обучать различать грамматические структуры в звучащих текстах;
в области чтения – совершенствовать умение различать и грамотно переводить прочитанные
грамматические структуры; читать аутентичные тексты из различных сфер жизни носителей языка с
пониманием общей идеи, с извлечением информации и с детальным пониманием;
в учебно-познавательной области – дать учащимся знания об особенностях и трудностях
грамматики английского языка.

5. Тематический план
№

1

2

3

4

5

6

Тема

Содержание

Множественное число
существительных.
(Существительные,
употребляемые только в
Имя
единственном числе.
существительное. Существительные, употребляемые
2ч.
только во множественном числе.)
Собирательные существительные
(синтаксические сочетания
существительных как единое
целое и как группа индивидов)
Артикли в английском языке
(форма, смысл). «Нулевой»
Три вида
артикль. Артикли в застывших
артиклей.
словосочетаниях. The в
2ч.
формальном общении.

Цели
Развитие
грамматических
навыков говорения
(множественное число
существительных).
Развитие умений и
навыков устной речи,
аудирования.

Развитие
грамматических
навыков говорения.
Развитие умений и
навыков
монологической и
диалогической речи.
Понятие и признаки имен
Развитие
прилагательных. Разряды имен
грамматических
прилагательных. Прилагательные, навыков говорения.
Имя
не употребляющиеся в функции
Развитие навыков
прилагательное.
определения. Обозначение меры чтения, аудирования с
2ч.
(возраст, рост, размеры).
полным пониманием
Субстантивируемые
основного содержания.
прилагательные.
Классификация наречий.
Развитие
Отрицательные и
грамматических
полуотрицательные наречия.
навыков говорения.
Наречия.
Особые случаи употребления
Развитие навыков
2ч.
наречий.
чтения, аудирования с
извлечением
конкретной
информации.
Основные формы глагола.
Развитие
Фразово-предложные глаголы.
грамматических
Разделяемые и неразделяемые
навыков говорения.
Глагол.
фразовые глаголы. Вводные
Развитие навыков
2ч.
глаголы. Роль вспомогательного
чтения, аудирования с
глагола в эмфатических
полным пониманием
предложениях.
основного содержания.
Группы местоимений: личные,
Развитие
притяжательные и их абсолютная грамматических
форма, объектные (косвенные
навыков говорения.
падежи), вопросительные
Развитие навыков
Местоимения и их (относительные, союзные в
чтения, аудирования с
производные
зависимости от типа
полным пониманием
2ч.
предложения), возвратные,
основного содержания.
взаимные, отрицательные,
неопределенные и их
производные

Форма
контроля
Устное
практическое
задание.
Тренинг.

Устное
практическое
задание.

Письменное
тестовое
задание.
Задания ГИА.

Устное
практическое
задание.

Устное
практическое
задание.
Задания ГИА.

Устное
практическое
задание.
Тренинг.

Развитие
грамматических
навыков говорения.
Развитие навыков
чтения, аудирования с
полным пониманием
основного содержания.
Развитие навыков
диалогической речи,
правильного чтения и
произношения
числительных, правила
их употребления и
образования.
Развитие навыков
словообразования,
применение основных
правил на практике, во
время говорения,
чтения и письма.
Развитие
грамматических
навыков говорения
(составление всех типов
вопросов).

Устное
практическое
задание.

Развитие
грамматических
навыков говорения.
9
Развитие умений
восстанавливать текст,
употребляя правильную
форму глагола.
Образование времен группы Past. Развитие
Особенности перевода
грамматических
Прошедшее время предложений. Структура I used to навыков говорения.
10
глагола.
в разных значениях.
Развитие навыков
2ч.
монологической речи
(пересказ в прошедшем
времени).
Формы будущего времени в
Развитие
английском языке. Способы
грамматических
выражения длительных действий навыков говорения.
в будущем.
Развитие навыков
Будущее время Способы выражения будущих
чтения, монологической
глагола. Способы договоренностей.
речи с извлечением
выражения
Выражение будущей вероятности конкретной
11
будущего
или предположений в английском информации.
времени.
языке.
2ч.
Способы выражения обещаний и
угроз, отказов и согласия,
решимости и пожелания.
Способы выражения
завершенности в будущем.

Устное
тестовое
задание.
Задания ГИА.

7

8

Предлоги
2ч.

Числительные.
1 ч.

Предлоги, обозначающие
движение;
Предлоги времени;
Предлоги, обозначающие место

Количественные, дробные
(простые и десятичные),
порядковые

Суффиксы существительных,
глаголов, прилагательных,
Словообразование. наречий.
9
2 ч.
Отрицательные префиксы

8

Виды вопросов.
Порядок слов в
предложении.
2ч.

Порядок слов в вопросительном
предложении. Отрицательные
формы вопросов.
Переспросы. Передача вопросов
различными интонационными
средствами в разговорном
английском.

Образование времен группы
Present. Особенности перевода
Настоящее время предложений.
глагола.
Отличие предложений в значении
2ч.
двух времен группы Present.

Устное
практическое
задание.
Задания ГИА.

Письменное
тестовое
задание.
Задания ГИА.
Устное
практическое
задание.
Устный тестсамоконтроль.

Устное
тестовое
задание.
Тренинг.

Устное
тестовое
задание.

Способы выражения повторных и
нерегулярно возобновляющихся
действий в будущем.
Положительная, сравнительная и Развитие навыков
Степени
превосходная степени.
образования степеней
сравнения
Особые случаи (исключения)
сравнения, повторение
12
прилагательных
основных правил,
1 ч.
применение их в
диалогической речи.
Группы пассивного времени
Повторение
(настоящее, прошедшее и
грамматического
Пассивное время будущее).
материала, применение
13
2 ч.
Простое, длительное,
знаний на практике в
совершенное.
устной и письменной
речи.
Прямая и косвенная речь.
Развитие
Переход прямой речи в косвенную грамматических
Согласование
и наоборот.
навыков
времен. Косвенная Повествовательное,
преобразования прямой
14
речь
вопросительное и повелительное и косвенной речи в
1 ч.
предложения.
соответствии с
правилами
согласования времен.
3 типа условных предложений.
Развитие
грамматических
Условные
навыков в
15
предложения
употреблении типов
1 ч.
условных предложений
в устной и письменной
речи.
Формы причастия.
Развитие
Правила образования и
грамматических
употребления герундия.
навыков в
Причастие,
Отглагольное существительное.
употреблении
герундий и
различных форм
16
отглагольное
герундия, причастия и
существительное
отглагольного
1 ч.
существительного в
устной и письменной
речи.
Обобщение пройденного
Контроль знаний,
Контрольные
материала.
умений и навыков по
17
упражнения
всему элективному
2 ч.
курсу.

Устное
тестовое
задание.

Устное
тестовое
задание.
Задания ГИА.
Устное
практическое
задание.
Устный тестсамоконтроль.

Письменное
тестовое
задание.
Задания ГИА.

Письменное
тестовое
задание.
Задания ГИА.

Итоговое
письменное
тестовое
задание.
Задания ГИА.

6. Формы контроля и подведения итогов
1. Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
2. Индивидуальные работы по основным формам письменной коммуникации (письмо, написание
открытки, статья, эссе и т. д.).
3. Проектная деятельность.
4. Устные выступления по подготовленным эссе. Презентация своей работы.
5. Тестовые задания.
6. Зачет в письменной форме.
7. Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения внеурочной образовательной деятельности:
1. книгопечатная продукция: нормативная и методическая литература, методические рекомендации по
организации предпрофильной подготовки по иностранному языку в 8 - 9 классах основной школы,
книги для чтения на изучаемых языках, пособия по страноведению, контрольно – измерительные
материалы, двуязычные словари;
2. экранно – звуковые пособия;
3. демонстрационные печатные пособия;
4. информационно-коммуникационные средства;
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».