Аннотация к рабочей программе коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Цель реализации рабочей программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач: овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями; достижение планируемых результатов освоения рабочей программы образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований; участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Целью коррекционного курса по ритмике является формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. Задачи: Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления). Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки; Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений. Развивать координацию движений. Развивать умение слушать музыку. Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. Развивать творческие способности личности. Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности. На коррекционный курс «Ритмика» отводится в 1 классе 33 часа, во 2 – 4 классе 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Ориентиром современного национального воспитательного идеала является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России. К базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях формулируется общая цель воспитания в МБОУ ПГО «СОШ №14» – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования)целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Общая характеристика учебного предмета В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности. Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоциональноволевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью. Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие двигательной памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия. Содержание курса. Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. 1.1. Правильное исходное положение. 1.2. Ходьба и бег по ориентирам. 1.3. Построение и перестроение. 1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения. 2.1. Общеразвивающие упражнения. 2.2. Упражнения на координацию движений. 2.3. Упражнения на расслабление мышц. Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами. 3.1. Упражнения для кистей рук. 3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах. 3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах. Раздел 4. Музыкальные игры. 4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов). 4.3. Музыкальные игры с предметами. 4.4. Игры с пением или речевым сопровождением. Раздел 5. Танцевальные упражнения. 5.1. Знакомство с танцевальными движениями. 5.2. Разучивание детских танцев. Планируемые результаты освоения коррекционного курса В результате изучения курса «Ритмика» должны быть достигнуты определенные результаты: С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты освоения АООП должны отражать: Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю. Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию. Принимать участие в творческой жизни коллектива. Предметные результаты должны отражать: Минимальный уровень: Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; ходить свободным естественным шагом; выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя; Достаточный уровень: Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.