Аннотация коррекционного курса Ритмика АООП НОО ОВЗ

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса «Ритмика»

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию.
Целью коррекционного курса по ритмике является развитие
двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном
взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка
и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях
осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой
моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Ориентиром современного национального воспитательного идеала
является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа России. К
базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях формулируется общая цель
воспитания в МБОУ ПГО «СОШ №14» – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего
образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования)целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в
своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться
соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и
принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как
нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений школьников и накопления
ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них
относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать
птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой
цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
Общая характеристика учебного предмета
Характерные для детей с трудностями в обучении особенности нервно –
психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных
реакций, эмоционально – волевая незрелость хорошо поддаются коррекции на
уроках ритмики.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике,
способствуют общему разностороннему развитию школьников, преодолению
отклонений в психическом и физическом развитии.
Овладевая
разнообразными
движениями,
дети
совершенствуют
двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается
жизненный тонус. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них
развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются
музыкально-эстетические чувства, умение слушать музыку, чувствовать
характер, точно воспроизводить в движении, различать средства музыкальной
выразительности.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию
четкости, точности движений. Учитывая состояние физического развития
детей, на уроке чередуется нагрузка и отдых, напряжение и расслабление.
В соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ (ЗПР) на коррекционный курс
«Ритмика» отводится в 1 классе 33 часа, во 2 - 4 классе 34 часа (из расчета 1
час в неделю).

Содержание курса.
Программа по ритмике содержит 4 раздела:

« Ритмико-гимнастические упражнения»;
«Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»;
«Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»;
«Народные пляски и современные танцевальные движения».
На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам
программы.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока,
являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу,
бег, подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для
укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для
выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость,
шаркающая походка и т. п. В этот же раздел входят упражнения на развитие
ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и
прыжки через обруч, палку, повороты на пальцах.
Упражнения на развитие статической координации, которые можно
выполнять, стоя на обеих ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с
закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они
содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом,
ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в
порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных
музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий
«кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или
поскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных
направлениях).При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и
внимания развивается быстрота реакции.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами.
Для упражнений этого раздела используются детские шумовые
инструменты: маракасы, барабаны, бубны и др., а также любые другие
звучащие предметы.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями
в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку
(совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков,
чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов). На
инструменте дети воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных
произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли
такта, слабых долей, простых мелких долей.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения
подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной
пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения,

самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное
эмоциональное восприятие музыкального образа.
Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична,
мелодична. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их
можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения.
Ученики могут выполнять такие подражательные движения, как, например,
«маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в
играх, полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
Народные пляски и современные танцевальные движения.
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные
движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год). Все
народные танцы предназначены для совместного исполнения и
совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются
хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся
внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения,
терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у
которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети
приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения,
передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети овладевали способностью свободно и
непринужденно двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они
должны усвоить термины.
Планируемые результаты
В результате изучения коррекционного курса «Ритмика» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП
НОО должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения
АООП НОО должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
5) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять

взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения коррекционно-развивающей области
АООП НОО должны отражать:
1) развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной
активности, координации движений, двигательных умений и навыков;
2) формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных
усилий;
3) овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба,
упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.),
упражнениями на связь движений с музыкой;
4) развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического
развития;
5) овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение
элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных
движений, эстетического вкуса;
6) развитие выразительности движений и самовыражения;
7) развитие мобильности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».