Аннотация к рабочей программе Логопедические занятия 5-9 классы ОВЗ (7.2) Программа коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», реализующая ФАООП ООО ЗПР, ФГОС ООО адресована обучающимся по АООП ООО ОВЗ для детей с ЗПР вариант 7.2. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии с требованиями: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Федеральный Закон от 04.08.2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», - Приказ Министерства 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 3. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ПГО «СОШ № 14» (АООП ООО 7) (ФГОС ООО ОВЗ) 6. Рабочая программа воспитания МБОУ ПГО «СОШ №14» 7. Устав МБОУ ПГО «СОШ № 14» 8. Иные действующие нормативные документы в области образования. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант программы характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. В основу предлагаемой коррекционной программы положены разработки ведущих отечественных специалистов в области логопедии: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко, О.Г. Приходько, и др., также она дополнена материалами, разработанными логопедами Центра патологии речи и нейрореабилитации-Визель Т.Г. Шевцовой Е.Е, Резниченко Т.С. Методологической основой программы являются труды авторитетных психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности – А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б.Ф. Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Коррекционные логопедические занятия направлены на достижение основной цели: создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с задержкой психического развития, предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи . Задачи программы: • своевременное выявление детей с речевыми нарушениями; определение особенностей детей с речевыми нарушениями; определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; • создание условий, способствующих освоению обучающимися с речевыми нарушениями АООП, их интеграции в образовательной организации; • осуществление индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; • организация индивидуально-ориентированного коррекционнологопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с речевыми нарушениями; • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Логопедические занятия позволяют корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению, литературе. • • Основными направлениями логопедических занятий являются: 1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи); 2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; 3. Развитие коммуникативной функции речи; 4. Коррекция нарушений чтения и письма; 5. Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). 6. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе: незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности; ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире; снижение работоспособности; повышенная истощаемость; неустойчивость внимания; ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью; расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля; более низкий уровень развития восприятия; отставание в развитие всех форм мышления; недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти. На реализацию данного коррекционного курса в учебном плане отведено 2 часа в неделю: 5 класс – 68 часов; 6 класс – 68 часов; 7 класс – 68 часов; 8 класс – 68 часов; 9- класс – 68 часов. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время. В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК) или при устранении речевого дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону уменьшения. Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Содержание занятий не дублируют уроки русского языка, они включают специальные коррекционные методы и приемы развития полноценной речевой базы для усвоения программного материала.