аннотация к рабочей программе логопедических занятий

Аннотация к рабочей программе
Логопедические занятия 5-9 классы ОВЗ (7.2)
Программа коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», реализующая
ФАООП ООО ЗПР, ФГОС ООО адресована обучающимся по АООП ООО ОВЗ для детей
с ЗПР вариант 7.2.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в
соответствии с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», - Федеральный Закон от 04.08.2023 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», - Приказ Министерства
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
3. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
5. Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования МБОУ ПГО «СОШ № 14» (АООП ООО 7) (ФГОС ООО ОВЗ)
6. Рабочая программа воспитания МБОУ ПГО «СОШ №14»
7. Устав МБОУ ПГО «СОШ № 14»
8. Иные действующие нормативные документы в области образования.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данный вариант программы характеризуется усилением внимания к
формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных)
компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии,
оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к
продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
В основу предлагаемой коррекционной программы положены разработки ведущих
отечественных специалистов в области логопедии: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.И.
Панченко, О.Г. Приходько, и др., также она дополнена материалами, разработанными
логопедами Центра патологии речи и нейрореабилитации-Визель Т.Г. Шевцовой Е.Е,
Резниченко Т.С. Методологической основой программы являются труды авторитетных
психологов и педагогов в области языкознания (теория коммуникативности –
А.Н.Леонтьев, А. М. Шахнарович), психологии (теория общения – А. А. Боданев, Б.Ф.
Ломов), психоаналитики (теория речи – А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
Коррекционные логопедические занятия направлены на достижение основной
цели:
создание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями,
способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей
социализации обучающихся с задержкой психического развития, предупреждение
неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи .
Задачи программы:
•
своевременное выявление детей с речевыми нарушениями;

определение особенностей детей с речевыми нарушениями;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
•
создание условий, способствующих освоению обучающимися с речевыми
нарушениями АООП, их интеграции в образовательной организации;
•
осуществление
индивидуально
ориентированной
психологомедикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учетом
особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных
возможностей;
•
организация индивидуально-ориентированного
коррекционнологопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического
компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и
совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по
профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию
коммуникативных навыков обучающихся с речевыми нарушениями;
•
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Логопедические занятия позволяют корректировать и развивать у учащихся
умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по
русскому языку и литературному чтению, литературе.
•
•

Основными направлениями логопедических занятий являются:
1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и
коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых
высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической
и формирование монологической форм речи;
3. Развитие коммуникативной функции речи;
4. Коррекция нарушений чтения и письма;
5. Расширение представлений об окружающей действительности; развитие
познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
6. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей
успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей
логопатов.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые
необходимо учитывать в учебном процессе:
незрелость
эмоционально-волевой
сферы,
инфантилизм,
нескоординированность эмоциональных процессов;
преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем
мире;
снижение работоспособности;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление
овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной
речью;

расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности,
низкий навык самоконтроля;
более низкий уровень развития восприятия;
отставание в развитие всех форм мышления;
недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание
механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов
кратковременной и долговременной памяти.
На реализацию данного коррекционного курса в учебном плане отведено 2 часа в
неделю:
5 класс – 68 часов;
6 класс – 68 часов;
7 класс – 68 часов;
8 класс – 68 часов;
9- класс – 68 часов.
Логопедические занятия проводятся во внеурочное время.
В связи с тем, что в процессе всего школьного обучения сохраняется
возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой
(основанием для этого является заключение ПМПК) или при устранении речевого
дефекта, сроки нахождения на логопедическом учете могут корректироваться в сторону
уменьшения.
Периодичность логопедических занятий определяется тяжестью нарушения
речевого развития. Содержание занятий не дублируют уроки русского языка, они
включают специальные коррекционные методы и приемы развития полноценной
речевой базы для усвоения программного материала.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».