положение о воспитательной работе

Принято с учётом мнения
Совета родителей,
протокол № 1 от 07.09.2023 г.
Совета обучающихся,
протокол № 1 от 13.09.2023г.

Принято на заседании
педагогического совета,
протокол №1 от 30.08.2023 г.
Утверждено приказом директора
МБОУ ПГО «СОШ № 14»
От 14.09.2023 г. № 220-Д

ПОЛОЖЕНИЕ
о воспитательной работе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №14»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее – положение) устанавливает
особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №14» (далее – школа) с целью
создания единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности
обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
1.2. Данное положение разработано на основе документов:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
 приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного
стандарта
начального общего образования»;

приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
 приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 приказом Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
 письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических
рекомендациях»;
1

 письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании
государственных символов Российской Федерации».
1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательного
процесса в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида
деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы, сложившегося
распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между
педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы – развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей
среде.
2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях формирования и
развития личности совместно с семейными, общественными и социокультурными
институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим
достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации
образовательных программ школы.
2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам,
деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением
постоянного педагогического сопровождения группы учащихся, объединенных в одном
учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и
успешной социализации учащихся являются:
 опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и
национально-культурные традиции;
 организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
 нравственный пример педагогического работника;
 интегративность программ воспитания;
 социальная востребованность воспитания;
 поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
 признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних учащихся;
 обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в
том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
 кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных и научных организаций).

2

3. Организация воспитательной работы в школе
3.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ
школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы
воспитания
и
календарного
плана
воспитательной
работы,
разрабатываемых школой на основе федеральной рабочей программы воспитания и
федерального календарного плана воспитательной работы и утверждаемых школой
самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей,
представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса:
педагогами, детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с обучающимися,
является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям,
взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам
воспитания детей. Задача классных руководителей создавать условия для
самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной
социальной роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, руководитель
методического объединения классных руководителей.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что
воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим
работником как в отношении каждого учащегося, так и в отношении класса как
микросоциума.
Классный руководитель должен учитывать индивидуальные
возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья,
семейные и прочие условия жизни учащихся, а также характеристики класса как
уникального ученического сообщества с определенными межличностными
отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с семьями
учащихся, другими педагогическими работниками школы, взаимодействующими с
учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации.
Классный руководитель также взаимодействует с внешними партнерами,
способствующими достижению принятых целей воспитания учащихся.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и
вариативная части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых – традиционных и актуальных – задач воспитания и социализации учащихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации учащихся
в классе, включая:
 содействие повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого учащегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и
успеваемости;
3



обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
 содействие успешной социализации учащихся путем организации мероприятий
и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и
личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и
научных сообществ;
 осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося класса на
основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых
условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития
ребенка в семье;
 выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации,
оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
 выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся в
психологической помощи;
 профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
 формирование навыков информационной безопасности;
 содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
 поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
 обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов учащихся, в том
числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации учащихся, осуществляемая с классом
как социальной группой, включая:
 изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
 регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
 формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за
будущее страны;
 признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
 организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия
учащихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в
реализацию социальных и образовательных проектов;
 выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих
угрозы физическому и психическому здоровью учащихся;
 профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в том числе
всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся, включая:
 привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах
учащихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания
наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
4

 регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного
года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных
мероприятиях и событиях жизни класса;
 координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних учащихся и другими участниками образовательных
отношений;
 содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:
 взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки
единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и
воспитанию с учетом особенностей условий деятельности школы;
 взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по
вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
учащихся и класса в целом;
 взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей
учащихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и
коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
 взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы
деятельности:
интеллектуально-познавательную,
творческую,
трудовую,
общественно
полезную,
художественноэстетическую,
физкультурноспортивную, игровую и др.;
 взаимодействие
с
педагогом-организатором,
педагогом-библиотекарем,
педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам
вовлечения учащихся класса в систему внеурочной деятельности, организации
внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
 взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по
вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения учащихся;
 взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы
(социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки учащихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
 участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
 участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования
детей, научных и образовательных организаций;
 участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
5

социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на
основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
основной образовательной программы соответствующего уровня.
 Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в
зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например,
в классе с устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок
воспитательной работы классного руководителя может быть связан с развитием
учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителейпредметников, вовлечения семьи в образовательную деятельность учащихся и
т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы.
 Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с
обучающимися
и
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних учащихся, в том числе:
 индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
 групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления,
проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
 коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы,
образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские
собрания и др.).
5. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе
МБОУ ПГО «СОШ№14»
5.1. Подъем Государственного флага РФ в МБОУ ПГО «СОШ№14» осуществляется
каждый понедельник в начале еженедельной общешкольной линейки. Спуск
Государственного флага РФ осуществляется каждую субботу после 6-го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в МБОУ ПГО «СОШ№14» осуществляется при
проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных
мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела», а
также во время церемоний награждения. Вынос Государственного флага РФ
сопровождается исполнением Государственного гимна РФ.
5.3. Вынос Государственного флага РФ осуществляют знаменные группы. В состав
знаменных групп входят обучающиеся 7–9-х классов, право поднять флаг
предоставляется учащимся, добившимся отличных и хороших результатов в учебной,
научной, спортивной, творческой и иной деятельности.
5.4. Подъем флага РФ сопровождается исполнением Государственного гимна РФ:
 по понедельникам перед первым уроком первой и второй смены в начале
проведения еженедельной общешкольной линейки;
 при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных
мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые общешкольные
дела»;
 при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».