МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО
МБОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 14"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
педагогического совета
директор
МБОУ ПГО "СОШ №14"
Протокол №1
Харланов И.А.
от “30.08.2024”
Приказ 260/1-д
от “30.08.2024”
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся 1-9 классов
(вариант 9.1)
Полевской2024
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями)
2. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (с
изменениями)
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) МБОУ ПГО «СОШ № 14» (АООП ОУО)
5. Рабочая программа воспитания МБОУ ПГО «СОШ №14»
6. Устав МБОУ ПГО «СОШ № 14»
7. Иные действующие нормативные документы в области образования
Содержание программы составлено с учетом рекомендаций ПМПК,
результатов диагностического обследования познавательной деятельности
обучающихся.
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности
освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью.
Задачи:
● выявление особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной
имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом
развитии;
● осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
● организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с
учетом индивидуальных и типологических особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей
обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов
(при необходимости);
● реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся
с умственной отсталостью;
● оказание родителям (законным представителям) обучающихся с
умственной отсталостью консультативной и методической помощи по
психологопедагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим
вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной
отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение
ими АООП, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в
психическом и физическом развитии.
В рабочей программе определены основные направления работы
учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и
профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушениями
интеллекта. Данная программа является комплексной, объединяет различные
виды речевой, социальной, коммуникативной деятельности для достижения
целостного развития основных психических процессов ребенка: внимания,
памяти, воли, интеллекта.
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели,
подбираются такие формы работы, которые способствуют разнообразию
содержания занятий, а выбор упражнений и заданий позволит стимулировать
познавательный интерес обучающихся.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование
дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение
специальных образовательных потребностей детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
что
позволяет
максимально
индивидуализировать коррекционный процесс:
● частая смена видов деятельности;
● включение в работу больше анализаторов;
● использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы,
образцы или план выполнения задания, алгоритмы, схемы, таблицы и др.)
● повторяемость программного материала с усложнением;
● дифференциация заданий;
● развитие в адекватном темпе;
● дозированность подачи материала;
● объяснение материала в интересной форме;
● вовлечение в занимательную деятельность;
● воздействие через эмоциональную сферу;
● создание ситуации успеха;
● рефлексия изученного.
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один
вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся
динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Упражнения и задания выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием
задания усложняются. Увеличивается объем материала для запоминания,
наращивается темп выполнения заданий.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего
обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи
реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом
занятии (от 4 до 6 направлений).
В структуру каждого занятия могут входить задания на:
● развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
● развитие слухового восприятия, внимания, памяти; развитие всех видов
мышления;
● развитие пространственной ориентировки и временных отношений;
● развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
● развитие связной речи;
● развитие активного и пассивного словаря;
● уточнение знаний об окружающем мире;
● формирование социально-бытовых навыков.
● формирование математических знаний, умений и навыков.
Коррекция недостатков познавательной деятельности (высших
психических функций) (осуществляется совместно с педагогом-психологом).
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Программа реализуется через специально организованные коррекционнообразовательные занятия. В процессе обучения используются групповые или
индивидуальные формы организации дефектологических занятий, которые
проводятся согласно расписанию.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы
и методы работы:
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, этюды,
психокоррекционные методики и технологии,
беседы с обучающимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование).
На занятиях используются настенные таблицы, иллюстрации, раздаточный
материал, настольные дидактические игры, мяч, конструктор. В начале каждого
занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие
упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка:
восприятие, различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания,
воспроизведения), внимания, мышления. Эти упражнения помогают
обучающимся сразу включиться в активную познавательную деятельность и
создают положительную мотивационную установку. Это могут быть
«пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика.
Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция,
возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать
качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.
Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость,
а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном
моменте и не заостряется на неудаче. В определенных случаях, согласно
принципу замещающего развития, существует возможность возврата (при
необходимости) на предыдущий этап работы.
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
-
Вводная часть. Организационный момент, настраивающий на работу.
Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов
(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и
самомассажа) -2-3 мин; пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения - 2-3
мин);
Основная часть. Выполнение основных заданий и упражнений,
направленных
на
развитие
познавательных
процессов
(или
эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики,
двигательной координации. В основную часть обязательно включаются
упражнения программного материала, способствующие ликвидации пробелов
знаний и умений, релаксационные упражнения, способствующие снятию
мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную
деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие
игры и упражнения.
Заключительная часть. Упражнения и задания на развитие
самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов
работы.
Для работы с детьми программой предусматривается индивидуальная и
подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь
коррекционно- развивающую и предметную направленность.
Курс дефектологических занятий наряду с коррекционной работой входит в
систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального
сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в условиях образовательного процесса.
Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем- дефектологом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
дефектологической диагностики.
Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 9 лет обучения по 1 или 2 часа в неделю:
33 или 66 часов в год
- 1 класс (33 недели по 1 или 2 часа в неделю) и 34 или
68 часов в год для 2-9 классов (34 недели по 1 или 2 часа в неделю).
Продолжительность занятий определяется в зависимости от класса и
формы проведения. При групповой форме проведения: 1 класс с сентября по
октябрь по 30 минут, ноябрь-декабрь – 35 минут, январь-май – 40 минут; 2-4
классы по 40 минут. При индивидуальной форме работы продолжительность
занятий 20- 25 минут. Курс изучения программы рассчитан на детей 1–9-х
классов, обучающихся по АООП НОО, разработанный на основании
специальных (коррекционных) программ. Содержание, форма организации
(групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий
в рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности для
обучающихся определенного класса.
Результаты освоения программы
Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
•
успешно адаптируется в образовательном учреждении;
•
проявляет познавательную активность;
•
умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые
усилия к решению поставленных задач;
•
имеет сформированную учебную мотивацию;
•
ориентируется на моральные нормы и их выполнение;
•
организует и осуществляет сотрудничество с участниками
образовательного процесса.
Коррекция негативных тенденций развития обучающихся:
•
дифференцирует информацию различной модальности;
•
соотносит предметы в соответствии с их свойствами;
•
ориентируется в пространственных и временных представлениях;
•
владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения
информации;
•
выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, классификация);
•
адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
•
работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
•
контролирует свою деятельность;
•
адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;
•
понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства
других людей;
•
контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и
самоконтроля;
•
владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
•
строит монологическое высказывание, владеет диалогической
формой речи;
•
использует навыки невербального взаимодействия;
•
выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации,
пользуется формами речевого этикета;
•
использует речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных результатов. Использовать приобретённые
универсальные учебные действия в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
формирования познавательных интересов;
•
расширения практического опыта детей;
•
привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира
(что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Личностные результаты
У учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях.
У обучающихся будут сформированы:
проявление познавательной и творческой активности на всех
●
занятиях, умение выражать свои мысли и чувства посредством речи;
умение слушать, понимать инструкцию учителя, следовать ей при
●
выполнении заданий;
умение вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;
●
последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении;
умение давать развернутый ответ, воспроизводить в устной речи
●
алгоритмы выполнения заданий;
желание и умение выполнить задание правильно, в соответствии с
●
данным образцом, с использованием инструкции учителя;
умение оказывать помощь одноклассникам в затруднительных
●
ситуациях при решении поставленных задач;
доброжелательное отношение к одноклассникам, умение адекватно
●
воспринимать ошибки и неудачи своих товарищей;
умение оценивать результаты своей работы с помощью учителя и
●
самостоятельно по образцу;
умение планировать собственную деятельность;
●
навыки организации собственной деятельности по самостоятельному
●
выполнению учебного задания на основе усвоенного пошагового алгоритма и
самооценки выполненной деятельности, в том числе на основе знания способов
проверки правильности выполнения (с помощью учителя);
умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно
●
выполненного задания;
умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе
●
логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления
причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя);
представления о профессионально-трудовой, социальной жизни,
●
семейных ценностях, гражданской позиции, здоровом образе жизни на примерах
содержания коррекционных заданий.
Предметные результаты освоения курса «Дефектологические занятия»
включает разделы, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Разнообразие нарушений умственного развития у обучающихся с
нарушением
интеллекта,
различия
индивидуального компенсаторного
потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать
одинаковых результатов в успешности освоения курса. Вместе с тем можно
обозначить целевые ориентиры, которые дефектолог пытается достичь.
Предполагаемые результаты дефектологической работы:
В области развития зрительного восприятия, графомоторных
навыков:
•
сформировано восприятие формы (геометрические фигуры),
величины (длина, ширина, высота, толщина);
•
сформированы графические навыки (рисование узоров, штриховка);
•
сформированы навыки каллиграфии;
•
сформированы навыки точного копирования образца;
•
сформированы умения воссоздания фигур по контурному образцу;
•
сформированы умения анализировать форму плоскостной фигуры;
•
сформированы умения действовать по заданному алгоритму.
В области развития памяти и внимания:
•
увеличение объема слуховой и зрительной памяти;
•
сформированы навыки запоминания, сохранения, воспроизведение
информации;
•
сформированы ориентировочно-поисковые движения взора;
•
увеличение объема, скорости внимания;
•
сформированы устойчивость и концентрация внимания.
В области развития мышления:
•
устанавливает
закономерность —
правило,
по
которому
составлена
числовая последовательность;
•
группирует предметы по заданному или самостоятельно
установленному признаку;
•
называети
характеризует
предметы и явления,
сравнивает и
классифицирует, устанавливает общие и
отличительные свойства, делает обобщения, знает части предметов;
•
называет обобщающие названия изученных групп предметов;
•
классифицирует по одному или нескольким основаниям, объясняет
свои действия;
•
читает несложные готовые таблицы;
•
заполнять несложные готовые таблицы;
•
устанавливает причинно-следственные связи;
•
осуществляет логическую операцию установления родовидовых
отношений, ограничение понятия;
•
обобщает понятия;
•
осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков
к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
•
осуществляет сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
•
строит
логическое рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
•
объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.
В области развития пространственных и временных представлений:
•
знает времена года, месяцы, части суток, дни недели;
•
определяет последовательность дней недели, месяцев, времен года;
•
определяет время по часам;
•
ориентируется во времени, в понятиях «раньше, позже, потом»;
•
развито чувство времени;
•
обозначает пространственные отношения с помощью слов («далеко»,
«близко», «около»,
«рядом», «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «вверху», «внизу»,
«слева»,
«справа», «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги);
•
анализирует форму плоскостной фигуры;
•
ориентируется в схеме собственного тела и тела человека, стоящего
напротив;
•
ориентируется на плоскости листа;
•
выражает словами местонахождение предмета в пространстве
относительно себя, других предметов, на плоскости.
В области развития речи:
•
умеет выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом
ситуации общения;
•
использует нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения;
•
работает с текстом: определяет тему и главную мысль текста,
самостоятельно озаглавливает текст по его теме или главной мысли, выделяет
части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составляет
план к заданным текстам;
•
составляет рассказ о предмете, по сюжетной картинке;
•
составляет предложения, восстанавливает нарушенный порядок слов
в предложении;
•
выстраивает последовательность описываемых событий;
•
составляет тексты по сюжетному рисунку, по заданным теме и плану;
•
работает со словом (распознает прямое и переносное значение слова,
его многозначность, определяет значение слова по контексту), целенаправленно
пополняет свой активный словарный запас; читает (вслух и про себя) со
скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
•
читает осознанно и выразительно доступные по объёму
произведения;
•
отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и по
иллюстрациям к тексту;
•
ориентируется в построении научно-популярного и учебного текста и
использует полученную информацию в практической деятельности;
•
работает с метафорами — понимает переносный смысл выражений,
понимает и употребляет обороты речи.
В области развития математических представлений:
•
читает, называет, записывает, сравнивает, упорядочивает числа в
пределах программного материала в соответствии с АООП;
•
считает,
присчитывает и
отсчитывает
единицами,
десятками, сотнями
в
пределах программного
материала в соответствии с АООП;
•
выполняет устные и письменные действия сложения и вычитания в
пределах программного материала в соответствии с АООП;
•
понимает смысл арифметических действий умножения и деления,
умение использовать их на практике;
•
вычисляет значение числового выражения;
•
читает и записывает величины (массу, время, длину), используя
основные единицы измерения величин;
•
выполняет действия с величинами;
•
анализирует задачу, определяет количество и порядок действий для
решения задачи;
•
распознает, называет, изображает геометрические фигуры.
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(умственная отсталость)
1 класс
№
Тема занятия
Кол-во часов
33 часа
66 часов
1
Входная диагностика.
1
2
2
Пишем имя, фамилию.
1
2
3
Учим домашний адрес.
1
2
4
Времена года, месяцы.
1
2
5
Дни недели.
1
2
6
Дата рождения, возраст.
1
2
7
Рисунок (что умеет).
1
2
8
Алфавит.
1
2
9
Порядковый счет от 1 до 10.
1
2
10 Пальчиковая гимнастика.
1
2
11 Чтение доступных слогов.
1
2
12 Упражнения на развитие внимания.
1
2
13 Слияние букв в слоги.
1
2
14 Чтение слогов с изученными буквами.
1
2
15 Порядковый счет от 1 до 10 и обратно.
1
2
16 Упражнения на развитие памяти.
1
2
17 Счет, цифра, количество.
1
2
18 Упражнения на развитие мышления.
1
2
19 Чтение слогов с изученными буквами.
1
2
20 Пишем имена родителей.
1
2
21 Решение примеров.
1
2
22 Чтение слогов, коротких слов.
1
2
23 Решение задач.
1
2
24 Упражнения на развитие мышления.
1
2
25 Пересказ прочитанного учителем
1
2
текста.
26 Рисунок.
1
2
27 Упражнения на развитие ВПФ.
1
2
28 Чтение слогов, слов.
1
2
29 Решение примеров.
1
2
30 Контрольное списывание.
1
2
31 Итоговая диагностика.
1
2
32 Коррекционные игры.
1
2
33 Коррекционные игры.
1
2
66
Всего
33
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(умственная отсталость)
2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Входная диагностика.
Пишем паспортные сведения.
Времена года, месяцы.
Дни недели.
Часы. Определение часов без минут.
Дата рождения, возраст. Повторение.
Рисуночный тест «Дом, дерево,
человек».
Списывание на оценку.
Операции в пределах 10.
Чтение. Развитие плавности.
Упражнения на развитие внимания.
Упражнения на развитие памяти.
Упражнения на развитие мышления.
Тренировочные упражнения по
запросу учителя.
Диктант.
Упражнения на развитие мышления.
Решение примеров.
Рисунок. Развитие мелкой моторики.
Развитие навыка чтения.
Тренировочные упражнения по
запросу учителя.
Решение примеров.
Развитие навыка чтения.
Решение задач.
Упражнения на развитие мышления.
Пересказ прочитанного учителем
текста.
Рисунок. Развитие мелкой моторики.
Упражнения на развитие ВПФ.
Тренировочные упражнения по
запросу учителя.
Решение примеров.
Контрольное списывание.
Диктант.
Итоговая диагностика.
Коррекционные игры.
Коррекционные игры.
Всего
Кол-во часов
34 часа
1
1
1
1
1
1
1
68 часов
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
34
3
1
1
2
2
3
68
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(умственная отсталость)
3 класс
№
Темы занятий
Кол-во часов
34 часа
68 часов
1
Входная диагностика.
1
2
2
Повторение.
1
2
3
Предложение.
1
2
4
Меры времени.
1
2
5
Звуки и буквы.
1
2
6
Решение примеров.
1
2
7
Упражнения на развитие ВПФ.
6
12
8
Тренировочные упражнения по
8
16
запросу учителя.
9
Слово (названия предметов).
1
2
10 Круглые десятки.
1
2
11 Слово (названия действий).
1
2
12 Меры времени. Календарь.
1
2
13 Слово (названия признаков).
1
2
14 Сложение и вычитание круглых 10-ков
2
4
15 Предлоги.
1
2
16 Сложение и вычитание двузначных
2
4
чисел.
17 Контрольное списывание.
1
2
18 Диктант.
1
2
19 Итоговая диагностика.
1
2
20 Коррекционные игры.
1
2
Всего
34
68
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(умственная отсталость)
4 класс
№
Темы занятий
Кол-во часов
34 часа
68 часов
1
Входная диагностика.
1
2
2
Повторение Русский язык.
1
2
3
Повторение. Математика.
1
2
4
Упражнения на развитие ВПФ.
6
12
5
Звуки и буквы. Чтение.
1
2
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Нумерация чисел в пределах 100.
Ударные и безударные гласные.
Сложение и вычитание в пределах 100.
Тренировочные упражнения по
запросу учителя.
Сложение и вычитание с переходом
через разряд.
Чтение, пересказ.
Таблица умножения на 2,3.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Таблица умножения на 3,4.
Контрольное списывание.
Диктант.
Таблица умножения на 5.
Итоговая диагностика.
Двойное обозначение времени (часы,
минуты).
Всего
1
1
2
6
2
2
4
12
3
6
2
1
1
1
1
1
1
1
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
34
68
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(умственная отсталость)
5 -9 класс
Тема
занятия
Входная диагностика.
Нумерация многозначных чисел.
Формирование обобщенных представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина). Нахождение общих и
отличительных признаков двух предметов.
Формирование умения сравнивать предметы по образцу
(опорной схеме) и находить предметы по заданным признакам.
Развитие речи. Работа с деформированным предложением.
Определение наложенных, зашумлённых изображений,
геометрических фигур.
Формирование пространственных представлений. Положение
предметов в пространстве: вверху - внизу, впереди – сзади,
далеко - близко, рядом: между, около, в середине.
Формирование пространственных представлений.
Ориентирование на листе бумаги и в пространстве.
Расположение плоскостных и объемных предметов в
горизонтальном и вертикальном поле листа, словесное
обозначение пространственных
отношений между предметами.
Развитие способности анализировать простые закономерности.
Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
Кол-во часов
34 часа
68 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Формирование
восприятия цвета. Повторение
основных цветов (красный, желтый, синий, чёрный, белый).
Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цветов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
Группировка предметов и их изображений по форме (по
показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).
Формирование умения осуществлять словесный отчет о
совершаемом действии и результате действия.
Формирование
навыков самоконтроля во время
выполнения письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей: анализировать,
определять количество и порядок действий, решать.
Формирование временных представлений.
Формирование временных представлений. Времена года.
Месяцы года.
Формирование временных представлений. Дни недели.
Активизация зрительного внимания путём сличения предмета
с его силуэтом. Корректурные пробы.
Развитие произвольного внимания. Найди отличия.
Определение взаимного расположения предметов в
пространстве.
Формирование умения выражать пространственные
отношения между конкретными объектами посредством
предлогов.
Развитие зрительной памяти. Упражнения на запоминание
различных предметов.
Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
предметов (по инструкции педагога).
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (анализ, синтез).
Упражнения на развитие способности понимать скрытый
смысл наглядной ситуации, картинок-нелепиц.
Упражнения на развитие пространственной координации
«Графический диктант».
Составление описательного рассказа по картинке.
Формирование временных представлений. Определение
времени по часам.
Формирование временных представлений. Определение
времени по часам.
Формирование пространственных представлений. Схема тела
человека.
Тренировка памяти. Применение специальных приемов,
облегчающих запоминание.
Формирование концентрации и устойчивости внимания.
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.
Упражнения на развитие смысловой памяти.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
38
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (сравнение).
Упражнения на развитие слухового внимания.
Упражнения на повышение объема внимания.
1
1
1
1
1
1
Развитие объема и устойчивости зрительной памяти в работе
над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых
навыков.
Работа с текстом: продолжить рассказ по данному началу.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
46
Упражнения на развитие переключения и распределения
внимания.
Развивающие
упражнения на выполнение заданий по
словесной инструкции.
Формирование навыков самоконтроля во время выполнения
математических заданий.
Написание зрительных диктантов.
47
Речевые игры. Словообразование по образцу
1
48
Формирование пространственных представлений. Работа с
лабиринтами.
Упражнения на запоминание и выполнение последовательных
инструкций.
Установление последовательности событий.
Упражнения на формирование навыков конструирования.
Развитие оперативной слуховой памяти. Слушайте и
выполняйте.
Развитие оперативной слуховой памяти. Запомните группы
слов.
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (обобщение).
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со
структурой таблицы, умение находить информацию по
таблице, заполнять таблицу в соответствии с заданием, по
образцу, делают вывод по итогам заполнения таблицы.
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в
работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых
навыков.
Развивающие игры и упражнения на совершенствование
слуховой и зрительной памяти.
Упражнения на формирование навыков конструирования.
39
40
41
42
43
44
45
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
61
62
63
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (анализ, синтез).
Коррекционно - развивающие упражнения по развитию
мыслительных операций (сравнение, обобщение).
Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок.
Упражнения на развитие гибкости и быстроты мышления.
Формирование наглядно-образного мышления.
64
Упражнения на нахождение различий в парных картинках.
1
65
Развитие слухового восприятия. Прослушивание текста и
ответы на вопросы по его содержанию.
1
60
1
1
1
1
1
1
66
67
68
Итоговая диагностика. Обследование речевой деятельности,
математических представлений, представлений об
окружающем мире.
Итоговая диагностика. Исследование уровня развития ВПФ,
временных представлений, пространственной ориентировки.
Инструктаж по безопасности в летний период. Итоговая
диагностика. Исследование уровня развития ВПФ, временных
представлений, пространственной ориентировки.
1
1
1
1