Программа дефектолог ЗПР 1-9 2024-2025.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием ПГО‌​‌
МБОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 14"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

директор
МБОУ ПГО "СОШ №14"

Протокол №1

Харланов И.А.

от “30.08.2024”

Приказ 260/1-д
от “30.08.2024”

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы
для обучающихся 1-9 классов
(вариант 7)

Полевской‌2024​

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий разработана в соответствии
с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
3. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
4. Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
5. Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ ПГО «СОШ № 14» (АООП НОО 7) (ФГОС НОО ОВЗ)
6. Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования МБОУ ПГО «СОШ № 14» (АООП ООО 7) (ФГОС ООО ОВЗ)
7. Рабочая программа воспитания МБОУ ПГО «СОШ №14»
8. Устав МБОУ ПГО «СОШ № 14»
9. Иные действующие нормативные документы в области образования
В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей,
испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может
быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая
запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной
задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи
учителя-дефектолога.
Коррекционно-развивающая
работа
учителя-дефектолога,
основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером
нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и
практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее
значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у
учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления,
определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность, которые
могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий.
Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР
существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной
школы.
В нашей школе организовано инклюзивное образование и обучение детей с ЗПР в
специальных (коррекционных) классах.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении ФАООП НОО ЗПР ФАООП ООО
ЗПР, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии
обучающихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы обеспечивает:

● выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
● создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
● осуществлениеиндивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
● оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР ФАООП НОО, ФАООП ООО;
● возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к структуре федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и
результатам освоения.
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы,
ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР и поддержку в освоении ФАООП НОО ЗПР и ФАООП ООО ЗПР, требований к
результатам освоения программы коррекционной работы ФАООП НОО ЗПР и ФАООП
ООО ЗПР. Обязательными условиями реализации ФАООП НОО ЗПР и ФАООП ООО ЗПР
является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа
учителя начального общего образования с педагогами и психологом, реализующими
программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют
особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об
особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические, которые прописаны в ФАООП НОО ЗПР и ФАООП ООО ЗПР.
Самым общим результатом освоения ФАООП НОО и ФАООП ООО обучающихся с
ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР ФАООП НОО и ФАООП
ООО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты
освоения
программы
коррекционной
работы
отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
●
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
овладение социально–бытовыми умениями, используемыми в повседневной
●
жизни, проявляющееся:

в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность
в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в расписании
занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
●
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
●
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной
в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
●
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в
семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного
контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
● способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
● способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
● способность к наблюдательности, умение замечать новое;
эффективными
способами
учебно-познавательной
и
● овладение
предметно-практической деятельности;
к
активности
и
самостоятельности
в
разных
видах
● стремление
предметно-практической деятельности;
● умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
● сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения ФАООП
НОО ЗПР предметные, метапредметные и личностные результаты;
● сформированные в соответствии ФАООП НОО ЗПР и ФАООП ООО ЗПР
универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА (при наличии).
Курс предназначен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со
стороны основных познавательных процессов, несформированность школьной мотивации
и мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально
созданных условиях.

Участие ребенка в коррекционных занятиях повышает общий уровень
сформированности учебно-познавательной деятельности, высших психических функций,
что благотворно влияет на мотивацию обучения.
У обучающихся с ЗПР обычно наблюдаются различные нарушения и дефициты
развития психофизических функций (внимания, мелкой ручной моторики, зрительнопространственных представлений, фонематических процессов и проч.)., которые мешают
овладению содержанием учебных предметов. Упражнения, способствующие преодолению
вышеперечисленных дисфункций, включаются в работу по коррекции и развитию
познавательной сферы обучающихся.
Работа над совершенствованием произвольной регуляции проводится в ходе
реализации всех модулей. Неумение подчинять свою деятельность поставленной задаче,
несформированность навыков мысленного планирования деятельности, высших
психических функций, на преодоление которой направлены различные модули
коррекционного курса чаще всего имеет в своей основе сложный комплекс причин.
У обучающихся недостаточны мыслительные операции и действия (анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстрагирование, действия классификации, сериации и проч.), что
затрудняет усвоение всех учебных предметов. Ежегодно включаемый в программу модуль,
направленный на активизацию познавательной деятельности, ставит задачу формирования
ее операционального состава. Вместе с тем любая коррекционная работа с ребенком
должна способствовать улучшению познавательной деятельности, результатом которой,
как известно, является не только усвоение учебного материала, но и совершенствование
сферы жизненной компетенции (продуктивная ориентировка в окружающем предметном и
социальном мире).
Учитель-дефектолог в ходе реализации коррекционного курса учитывает
рекомендации учителя класса, касающиеся необходимости усиленной работы с
конкретными обучающимися над ликвидацией пробелов предшествующего обучения и
профилактики отставания при усвоении нового материала. Учитель-дефектолог реализует
модули, направленные на формирование пространственно-временных представлений,
активизацию познавательной деятельности, а также работает с обучающимися
индивидуально, корригируя индивидуальные пробелы обучения и формируя необходимые
учебные действия.
Существенное значение имеют недостатки произвольного внимания, приводящие к
большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание
темпов становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и
использованию разнообразных многочисленных правил, а легкие проявления системного
недоразвития речи затрудняют как понимание, так и самостоятельное употребление слов.
Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие
произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение,
удержание зрительного внимания и т.п.). Предусматриваются задания, направленные на
улучшение сформированности словесного опосредствования деятельности и поведения,
для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия,
активизацию самостоятельного устного высказывания и пр. Предполагается, что умения,
приобретаемые на коррекционных занятиях, будут основываться на учебной программе.
Трудности овладения математикой в значительной мере сопряжены с недостатками
пространственных и квазипространственных представлений, соответственно, разделы
работы по их коррекции являются необходимыми и способствующими усвоению
математических знаний, в первую очередь основ геометрии.
Ошибки при решении математических примеров обусловлены в первую очередь
колебаниями внимания и несформированностью действий контроля. Упражнения для
улучшения контроля (из модуля по совершенствованию произвольной регуляции),

психотехнические упражнения (задания на концентрацию, переключение внимания,
удержание числовой информации) способствуют минимизации подобных ошибок.
Для большинства обучающихся с ЗПР типичны серьезные трудности в решении
арифметических задач. С одной стороны, их вызывают недостатки словарного запаса,
плохое понимание слов, входящих в условие задачи, что предполагает соответствующую
работу учителя-логопеда. С другой стороны, ведущую роль играет недостаточная
сформированность мыслительных операций, действий логического мышления, трудности
мысленного представления объектов и оперирования ими. Модуль по активизации
познавательной деятельности, включающий постепенно усложняющиеся упражнения,
направлен на улучшение аналитико-синтетических возможностей, формирование базовых
операций логического мышления.
Решение любой арифметической задачи предполагает отнесение ее к определенному
типу, для которого установлен алгоритм решения. Однако, как уже было сказано,
обучающиеся с ЗПР из-за замедленного темпа совершенствования познавательной
деятельности еще не могут эффективно использовать алгоритмы решений в умственном
плане. Они должны быть представлены детям в образных формах (модель, схема), с четким
выделением последовательности решения. В связи с этим в коррекционный курс
постепенно включаются упражнения, идентичные решению арифметических задач, в
качестве средства выполнения которых может использоваться как словесное правило, так и
наглядная модель.
Трудности овладения знаниями по предмету «Окружающий мир» обычно
проявляются в меньшей мере. Обучение этому учебному предмету затрудняет
недостаточный интерес к предметному и социальному миру, малый объем знаний, низкая
познавательная активность и трудности самоорганизации о преодолении которых уже
говорилось ранее. На коррекционных занятиях реализуются модули, направленные на
расширение знаний ребенка об окружающей предметной и социальной действительности.
Значение имеют и задания, направленные на усвоение пространственных
представлений, выделение ориентиров.
Некоторые модули коррекционного курса влияют на учебную успешность
опосредованно, за счет улучшения общего психологического состояния обучающихся,
повышения их эмоциональной устойчивости, коммуникативной успешности.
Предложенный коррекционный курс составляет значительную часть содержания
программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации, формировании
сферы жизненной компетенции.
Эффективность коррекционных занятий может быть достигнута только при
обеспечении соблюдения принципа комплексности, когда реализуется тесное
взаимодействие учителя-дефектолога с учителем, учителем-логопедом, психологом,
родителями и другими потенциальными участниками сопровождения.
Программа коррекционного курса составлена по модульному принципу. Возможен
вариативный выбор модуля из спектра предложенных для года обучения с
соответствующим перераспределением часов. Содержание, форма занятий (групповая,
подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в рамках конкретного
модуля определяется мерой практической актуальности для учащихся определенного
класса. Организационные формы занятий зависят от возможностей образовательной
организации.
Коррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,
обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.

Коррекционный курс реализуется на протяжении всего периода начального
образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и
интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные
трудности обучения, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, осуществляется самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся, определяемых на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы
реабилитации инвалида (ИПРА). Вместе с тем представляется, что содержание
коррекционных занятий следует планировать в русле перечисленных ниже направлений,
поскольку они являются наиболее значимыми для обучающихся.
Весь коррекционный курс состоит из следующих разделов:
-диагностика и развитие познавательной сферы
-целенаправленное формирование высших психических функций (формирование
учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и
мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений,
когнитивных процессов).
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в конкретизации в
соответствии с наиболее актуальными особыми образовательными потребностями,
индивидуально-типологическими характеристиками обучающихся. Диагностика
осуществляется в начале учебного года и в конце, методами включенного наблюдения (в
ходе проведения занятий) и анкетирования. Именно поэтому входящие в курс модули
должны быть вариативными.
Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
Сроки
Содержание работы
Отслеживаемые
параметры
1-30 сентября Первичная диагностика
Определение уровня
психического развития учащихся.
актуального и «зоны
Заполнение документации
ближайшего развития»
дефектологического кабинета.
учащегося; причин и
Зачисление учащихся на
механизмов трудностей в
обучении, выявление детей,
индивидуальные, подгрупповые
нуждающихся в
занятия.
специализированной
помощи.
16 сентября – Индивидуальные, подгрупповые
коррекционно-развивающие
15 мая
занятия с учащимися.
Отслеживание динамики
1 мая – 31мая Итоговая диагностика
психического развития детей.
развития учащихся
Заполнение документации.
Форма регистрации результатов: итоговая диагностика, направленная на выявление
динамики развития познавательной деятельности, речи и всех психических процессов.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года.
Особенности организации работы учителя-дефектолога
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых

навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных
методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной
программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в
деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного
материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной
программы.
Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный
переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный
уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную
помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно,
выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор,
воспринимать помощь педагога.
Формы, способы, методы и средства реализации программы
Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид
деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида
деятельности на другой.
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
● планирование материала от простого к сложному,
● дозирование помощи взрослого,
● постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к
самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается
тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания
усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп
выполнения заданий.
Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается индивидуальная и
подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционноразвивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут —
подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от
характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является
индивидуально ориентированной. В середине такого занятия осуществляется
динамическая пауза, игры по правилам. Одна часть такого занятия направлена на
формирование умственных действий, вторая – на восполнение пробелов в знаниях.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой
диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся является критерием
эффективности реализации коррекционной программы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии
детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной
деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать.
Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
Результаты освоения программы
У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных
ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать
удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания,
использовать их в повседневной жизни и на уроках.
Учащиеся должны научиться:
- проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях,

выражать свои мысли и чувства посредством речи;
- соблюдать нормы поведения на уроке;
- самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий;
- планированию собственной деятельности;
- вести беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;
- последовательно и логично рассказывать о факте, событии, явлении;
- разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия
составных частей и называть их;
- употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
- тесту;
- пересказывать небольшие литературные произведения,
- составлять план пересказа,
- составить рассказ о предмете по сюжетной картинке;
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на
слоги, переносить части слова при письме;
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и
классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать
обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные
зависимости;
- называть обобщающие названия изученных групп предметов;
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного
материала в соответствии с ФОП и ФАООП;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах
программного материала в соответствии с ФОП и ФАООП, в том числе с
переходом через разряд;
- знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь
использовать их на практике;
- считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в
пределах программного материала в соответствии с ФОП и ФАООП;
- пользоваться
количественными и
порядковыми
числительными для определения общего количества предметов и места
определенного предмета в ряду;
- составлять число из единиц, десятков, сотен в пределах программного
материала в соответствии с ФОП и ФАООП;
- сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с ФОП и
ФАООП;
- составлять и решать задачи в соответствии с ФОП и ФАООП;
- составлять и решать уравнения в соответствии с ФООП и ФАООП;
- сравнивать предмету по величине, цвету, форме;
- знать меры измерения и уметь пользоваться ими;
- выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно
себя, других предметов, на плоскости;
- называть времена года, месяцы времен года, дни недели;
- определять время по часам.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятия соответствующих возрасту;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли
ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Коммуникативными результатами является формирование следующих умений:
- вступать в контакт и работать совместно с учителем;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивными результатами является формирование следующих умений:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве кабинета, школы;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями;
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс;
- принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными инструкциями,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;

Познавательными результатами является формирование следующих умений:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
Предметными результатами коррекционно-развивающих занятий являются
формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи,
- решать задания по русскому языку, математике, литературе согласно
требований ФАООП и ФОП.
Описание места коррекционно-развивающего курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 9 лет обучения по 1 или 2 часа в неделю: 33
или 66 часов в год
- 1 класс (33 недели по 1 или 2 часа в неделю) и 34 или 68 часов в
год для 2-9 классов (34 недели по 1 или 2 часа в неделю).
Продолжительность занятий определяется в зависимости от класса и формы
проведения. При групповой форме проведения: 1 класс с сентября по октябрь по 30 минут,
ноябрь-декабрь – 35 минут, январь-май – 40 минут; 2-4 классы по 40 минут. При
индивидуальной форме работы продолжительность занятий 20- 25 минут. Курс изучения
программы рассчитан на детей 1–9-х классов, обучающихся по ФАООП НОО и ФАООП
ООО, разработанный на основании специальных (коррекционных) программ. Содержание,
форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная), а также
продолжительность занятий в рамках конкретного модуля определяется мерой
практической актуальности для обучающихся определенного класса.

Тематическое планирование

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.

по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
1 класс
Тема занятия

Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Мебель, посуда, одежда, обувь».
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Больше чем/меньше чем.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Полевые цветы.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной
произвольной памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Мир насекомых.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на
материале «Мебель, посуда, одежда, обувь».
Коррекция высших психических функций. Развитие, понятийного
мышления.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Состав числа в пределах 5.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. На какой улице я живу.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. выделение
частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и
отличительных деталей.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Числа от 6 до 10.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Деревья.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения правильно
называть предметы, развитие слуховой памяти.
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Животные, птицы, рыбы».
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Птицы нашего края.
Коррекция высших психических функций. Формирование элементов
самоконтроля, развитие слуховых ощущений.

Кол-во
часов
66
33 часа
часов
4
2
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

43.
44.
45.
46.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сложение и вычитание.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие.
Коррекция высших психических функций. Развитие объема внимания,
развитие осязательных ощущений.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Техника в доме.
Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной
памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Занимательные задачи.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения
анализировать и сравнивать образец,
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Занимательные задачи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Планета земля.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Коррекция высших психических функций. Развитие умений
ориентироваться в пространстве листа, воспринимать словесные указания.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Состав числа в пределах 10 – закрепление.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной
памяти, пространственных представлений.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на
материале «Животные, птицы, рыбы».
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительного
анализа и словесного синтеза.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Зимующие птицы.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Вес – легче\тяжелее.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития Цветовой
спектр. Цвета тёплые и холодные
Коррекция высших психических функций. Развитие гибкости
мышления и произвольного внимания.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Обитатели жарких стран.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Растительный мир: деревья, цветы, овощи,
фрукты».
Коррекция высших психических функций.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Длина – короче\длиннее.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Важные изобретения.
Коррекция высших психических функций. Развитие понятийного
мышления, памяти, пространственных представлений.

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

1

47.

48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
процессов анализа, умения воспроизводить образец, зрительнодвигательных координации.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сложение\вычитание.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения
сравнивать, анализировать форму предметов.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза
«Растительный мир: деревья, цветы, овощи, фрукты»
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания, зрительных ощущений.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Безопасность дома.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сложение\вычитание.
Коррекция высших психических функций. Развитие умения
ориентироваться в пространстве листа и логической памяти.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сравнение чисел.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания, осязательных ощущений.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся
Всего
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
2 класс
Тема занятия

Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Мебель, посуда, одежда, обувь».
Коррекция высших психических функций Внимание. Развитие
мышления (операции конкретизации и обобщения).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 100.
Разряды. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений.
Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной
памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Государственная символика России:

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

4
66

1
33

Кол-во
часов
68
34 часа
часов
4
2
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

1

1

10.
11.
12.
13.

14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.

21.
22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.

Государственный герб России, Государственный флаг России,
Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании
гимна.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение
словаря.Формирование структуры предложения, языкового анализа и
синтеза на материале «Мебель, посуда, одежда, обувь».
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(установление закономерностей).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы массы (килограмм), времени (минута, час).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Москва — столица России. Достопримечательности
Москвы. Санкт-Петербург – культурная столица России.
Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Коррекция высших психических функций. Внимание (объем).
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
слухового восприятия. Выделение частей предмета, складывание
целого из частей, выделение сходных и отличительных деталей
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия
компонентов арифметических действий, знаки действий.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Транспорт: автомобили легковые, грузовые,
городской транспорт, железнодорожный, водный, воздушный.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной
памяти.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Животные, птицы, рыбы»
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Профессии. Труд. Образование как путь
получения профессии.
Коррекция высших психических функций. Развитие словеснологического мышления (аналогии).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между
сложением, вычитанием, умножением и делением.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие
Коррекция высших психических функций. Внимание (концентрация)
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Деньги-плата за труд. Денежные купюры.
Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной
памяти).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики.
Коррекция высших психических функций Развитие словеснологического мышления (выделение существенных признаков).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат.

1

1
1

1

1
1

1
1

1
1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

30.

31.
32.
33.

34.
35.

36.
37.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

49.
50.

51.
52.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Наша безопасность. Правила безопасного
поведения в природе. Огонь, вода и газ. Правила пожарной
безопасности.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
формы, величины; конструирование предметов
Коррекция высших психических функций Внимание (распределение).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Использование чертёжных инструментов для
выполнения построений. Геометрические формы в окружающем
мире.
Распознавание и называние: куб, шар, пирамида.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной памяти.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза на
материале «Живая природа».
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(операция сравнения)
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Наша безопасность. Правила безопасного
поведения на улице и в общественных местах. Правила
взаимодействия с незнакомыми людьми.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Геометрические величины и их измерение. Измерение
длины отрезка.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Восприятие
цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.
Развитие зрительного восприятия.
Коррекция высших психических функций. Внимание (переключение).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование
на материале «Растительный мир».
Коррекция высших психических функций. Развитие слуховой памяти
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы длины (мм, см, дм, м). Периметр.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(аналитико-синтетические операции).
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия пространства
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Анализ задачи, выделение структуры задачи (условие,
вопрос). Запись арифметического действия по схеме. Составление
схем к арифметическим задачам в два действия.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение)
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза
«Растительный мир»
Коррекция высших психических функций. Развитие объема памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Живая и неживая природа.

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

53.
54.
55.
56.

57.
58.

59.
60.

№

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение задач.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальнопонятийного мышления
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия времени.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между
сложением, вычитанием, умножением и делением.
Коррекция высших психических функций. Внимание (устойчивость и
избирательность).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Человек – венец природы. Ответственность
человека перед природой.
Коррекция высших психических функций. Развитие долговременной
памяти.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Всего
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
3 класс
Тема занятия

1
1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

4
68

2
34

Кол-во часов
68
часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование.
Коррекция высших психических функций Внимание. Развитие
мышления (операции конкретизации и обобщения).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Числа от 1 до 100. Нумерация.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений
Коррекция высших психических функций. Развитие кратковременной
памяти
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(установление закономерностей).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Сложение и вычитание в пределах 100.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция высших психических функций. Внимание (объем).

4
1

34 часа
2
1

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

15.

16.
17.

18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Развитие слухового восприятия. Выделение частей предмета,
складывание целого из частей, выделение сходных и
отличительных деталей.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение уравнений
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Эта удивительная природа. Разнообразие
животных.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной
памяти.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция высших психических функций. Развитие словеснологического мышления (аналогии).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Умножение и деление в пределах 100.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие
Коррекция высших психических функций. Внимание (концентрация).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция высших психических функций. Развитие двигательной
памяти).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Закрепление таблицы умножения.
Коррекция высших психических функций. Развитие словеснологического мышления (выделение существенных признаков).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Табличное умножение и деление.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Восприятие формы, величины; конструирование предметов.
Коррекция высших психических функций Внимание (распределение).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Определение времени по часам.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной
памяти.
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(операция сравнения).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение задач.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Восприятие цвета. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные.
Развитие зрительного восприятия.
Коррекция высших психических функций. Внимание (переключение).

1

1

1
1

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение
словаря. Формирование лексической стороны речи,
словообразование.
Коррекция высших психических функций. Развитие слуховой памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение задач.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция высших психических функций. Развитие мышления
(аналитико-синтетические операции).
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия пространства.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Коррекция высших психических функций. Внимание (распределение).
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза.
Коррекция высших психических функций. Развитие объема памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальнопонятийного мышления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
восприятия времени.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.
Коррекция высших психических функций. Внимание (устойчивость и
избирательность).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир.
Коррекция высших психических функций. Развитие долговременной
памяти.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Всего

1
1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1

1

1
2

1

1

1

1
1

1

1
2

1

4
68

2
34

Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
4 класс
№

Тема занятия

Кол-во часов
68
часов

1.
2.
3.

Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
графических умений, зрительно-двигательной координации.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование лексической стороны речи, словообразование.

34 часа

4
1

1
1

2

1

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.

Коррекция высших психических функций. Развитие логики,
устойчивости внимания.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Свойства умножения.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Космос.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
точности движений.
Коррекция высших психических функций. Развитие опосредованной
памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Страна Россия.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения.
Коррекция высших психических функций. Развитие словеснологического мышления.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Увеличение и уменьшение чисел в 10/100/1000.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Леса/степи/пустыни.
Коррекция высших психических функций. Развитие произвольного
внимания.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. выделение
частей предмета, складывание целого из частей, выделение сходных и
отличительных деталей.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы длинны.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Растениеводство и животноводство.
Коррекция высших психических функций. Развитие аналитикосинтетических способностей.
Развитие связной речи. Обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Древний мир.
Коррекция высших психических функций. Развитие воображения,
пространственных представлений.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы массы.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Кинестетическое и кинетическое развитие. Кинестетическое и
кинетическое развитие.
Коррекция высших психических функций. Формирование внутреннего
плана действий, произвольности движений.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Средние века.
Коррекция высших психических функций. Развитие зрительной
памяти, пространственных представлений.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы времени.
Коррекция высших психических функций. Развитие словеснологического мышления.

1

1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение задач.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Древняя Русь.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
Восприятие
формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Коррекция высших психических функций. Развитие воображения.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Решение задач.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальносмыслового мышления.
Развитие речи, обогащение словаря. Определение скрытого смысла.
Коррекция высших психических функций. Развитие логического
мышления.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Пётр Великий.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития Цветовой
спектр. Цвета тёплые и холодные.
Коррекция высших психических функций. Развитие вербальной
опосредованной памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Отечественная война.
Развитие речи, овладение техникой речи. Обогащение словаря.
Коррекция высших психических функций. Развитие аналитикосинтетических способностей.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Единицы скорости.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Россия ХХ века.
Коррекция высших психических функций. Развитие нагляднообразного мышления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
координации.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Деление с остатком.
Коррекция высших психических функций. Развитие способностей
устанавливать закономерности.
Развитие речи, овладение техникой речи. обогащение словаря.
Формирование структуры предложения, языкового анализа и синтеза.
Коррекция высших психических функций. Логические задачи.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Россия ХХ века.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Деление с остатком.
Коррекция высших психических функций. Формирование
произвольности движений, понятийного мышления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития. Развитие
координации.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
математики. Умножение.

1
1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1

1
1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

57.
58.
59.
60.

Коррекция высших психических функций. Развитие абстрактного
мышления.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях по программе
Окружающий мир. Праздники в России.
Коррекция высших психических функций. Развитие глазомера и
зрительно-двигательной координации.
Мониторинг познавательной деятельности обучающихся.
Всего

1
1
2
4
68

1
34

Программа занятий включает следующие основные направления коррекционно- развивающей
работы:
Направления
Основные задачи реализации содержания
работы
Модуль по развитию и коррекции когнитивных процессов и познавательной деятельности

Сенсомоторное
развитие

Формирование
пространственных
представлений

Развитие
мнемических
процессов
Развитие
межанализаторных
систем,
их
взаимодействия
Формирование
функции
программирования и
контроля
собственной
деятельности

развитие зрительного анализа и пространственного восприятия
элементов букв;
развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно
воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля простейших двигательных
программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем окружении
(класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
развитие
навыка
дифференциации
пространственно
схоже расположенных объектов.
тренировка произвольного
запоминания
зрительно
воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого этапа
выполнения задания;
формирования
умения
осуществлять
словесный
отчет
о совершаемом действии и результате.

Модуль по развитию и коррекции познавательной сферы и учебной деятельности:
Формирование навыка
письма

развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу;
- заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи;
- звукобуквенный анализ слова;
- формирование навыка внимательного письма.

Формирование навыка
чтения

Формирование
элементарных
математических
представлений

Формирование
представлений
об
окружающем мире

№

1.
2.

3.
4.

5.

заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных
по начертанию букв;
обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из
предложенных букв;
- обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных
изображением;
- обучение составлению предложений из слов;
- обучение схематической записи слов, предложений.
количество и счёт (прямой и обратный; количественный и
порядковый);
- состав числа;
- счётные операции;
- решение и составление задач;
- геометрические фигуры;
- цвет, форма, размер предметов;
- познакомить учащихся с особенностями содержания предмета
«Окружающий мир»
- развивать интерес к изучению данного предмета
- воспитывать бережное отношение к природе
-понимание значения изучения курса «Окружающий мир»
-понимание необходимости бережного отношения к природе
-получение знаний о том, что такое «Окружающий мир»
-получение знаний об особенностях содержания предмета
-называть и различать окружающие предметы и их признаки
-уметь устанавливать правильную последовательность событий
-определять последовательность изучения материала, опираясь на
иллюстративный ряд
-определять свое продвижение в овладение содержанием курса, что усвоено,
что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы
-называть и различать окружающие предметы и их признаки
-сравнивать объекты, выделяя сходства и различия
-отвечать на вопросы, задавать вопросы

Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
5 класс
Тема занятия
Кол-во часов

Входная диагностика познавательных процессов
Диагностика моторной деятельности. Коррекция, развитие и
диагностика моторной деятельности. (Развитие
сенсорной моторики. Развитие мелкой и крупной моторики)
Развитие
восприятия
(пространственного,
слухового,
зрительного).
Формирование пространственных представлений.
Развитие внимания (зрительного, произвольного, слухового
внимания; развитие устойчивости, концентрации, повышение
объема, переключение внимания)
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость,
формирование приемов запоминания, развитие смысловой
памяти).
Развитие мнестических процессов.

68 часов

34 часа

4
4

2
2

6

3

7

3

7

4

6.

7.
8.

9.
10.
11.

Формирование интеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей; развитие скорости мышления; развитие
умения устанавливать причинно-следственные связи).
Развитие воображения
Коррекция мышления (коррекция мыслительных
операций; развитие словесно-логического мышления;
развитие понятийного мышления; развитие способности
классифицировать явления по их признакам).
Развитие связной устной речи
Развитие элементарных математических представлений
Заключительная диагностика
Всего:
Тематическое планирование
по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ
(задержкой психического развития)
6-9 класс

№

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.

8.

Тема занятия

6

3

6
8

3
4

8
8
4
68

4
4
2
34

Кол-во
часов
68 часов
34 часа

Входная диагностика познавательных процессов
Развитие
восприятия
(пространственного,
слухового,
зрительного).
Формирование пространственных представлений.
Развитие внимания (зрительного, произвольного, слухового
внимания; развитие устойчивости, концентрации, повышение
объема, переключение внимания).
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость,
формирование приемов запоминания, развитие смысловой
памяти).
Развитие мнестических процессов.
Развитие интеллектуальных умений (операции анализа,
сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей; развитие скорости мышления; развитие
умения устанавливать причинно-следственные связи).
Развитие воображения
Коррекция мышления (коррекция и развитие наглядно –
образного, наглядно – действенного и развитие словесно –
логического мышления)
Формирование связной речи (развитие диалогической речи,
развитие монологической речи, развитие языкового анализа и
синтеза на уровне текста)

4

2

6

3

6

3

8

4

8

4

4
8

2
4

6

3

9.

Развитие элементарных математических представлений

12

7

10.

Заключительная диагностика

4

2
34

Всего:

68

Программа занятий включает следующие основные направления коррекционно- развивающей
работы:
Направления работы

Основные задачи реализации содержания

1. Сенсомоторное
развитие - развитие
зрительного анализа и
пространственного
восприятия элементов
букв;

2. Формирование
пространственных
представлений

3. Развитие
мнестических
процессов

4. Развитие
межанализаторных
систем, их
взаимодействия
5. Формирование
функции
программирования и
контроля собственной
деятельности

6.Развитие внимания

развитие тонкости и дифференцированности анализа
зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
развитие умения организации и контроля
простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов.
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
формирование умения ориентировки в ближайшем
окружении (класса);
формирование умения ориентировки на плоскости
(тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже
расположенных объектов.
тренировка произвольного запоминания
зрительно воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков,
слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
- развитие слухо-моторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
развитие слухо-зрительной и
зрительно-двигательной
координации.
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирования умения ориентировки в задании;
формирование умения планирования этапов
выполнения задания;
формирование основных способов самоконтроля каждого
этапа выполнения задания;
формирования умения осуществлять словесный
отчет о совершаемом действии и результате;
- развитие умения действовать по схеме.
- развитие зрительного внимания;
-развитие произвольного внимания;
развитие устойчивости, концентрации, повышение
объема, переключение внимания,
- развитие самоконтроля;
- развитие слухового внимания.

7.Развитие памяти

8.Развитие
восприятия

9.Развитие
воображения

10. Интеллектуальное
развитие

11. Развитие связной
речи

12.Формирование
учебной мотивации
13.Формирование
адекватной
самооценки

-расширение объема, устойчивости,
-формирование приемов запоминания,
-развитие смысловой памяти
- развитие слуховой памяти;
- развитие кратковременной памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие точности зрительной памяти;
- развитие непроизвольной (образной) памяти;
- развитие ассоциативной памяти;
- развитие наблюдательности;
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие двигательной памяти;
- развитие моторно-слуховой памяти;
- развитие тактильной памяти.
- пространственного, слухового восприятия;
- сенсомоторной координации;
развитие целостности восприятия, формирование умения
классифицировать, включать части в целое, концентрировать
внимание;
- развитие восприятия геометрических фигур.
- развитие зрительного воображения;
- развитие вербального (словесного) воображения;
- развитие творческих способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие образного (воссоздающего) воображения.
- развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения
существенных признаков;
- развитие скорости мышления;
- развитие образно-логического мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
развитие
образного
мышления,
геометрических
представлений, конструктивных пространственных способностей
практического плана;
- развитие понятийного мышления;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- коррекция мыслительных операций;
развитие способности классифицировать явления по их
признакам.
- составление рассказа по картинке, серии картинок;
- развитие диалогической речи;
- развитие монологической речи;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
-ликвидация пробелов знаний по учебным предметам
-развитие коммуникативных способностей;
- развитие фантазии.

14. Формирование
элементарных
математических
представлений

формирование представления о математической науке как
сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее
значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим
текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),
точно и грамотно выражать свои мысли с применением
математической терминологии и символики,
проводить
классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным
разделам содержания;
развитие практически значимых математических умений и
навыков, их применение к решению математических и
нематематических задач, предполагающее умения согласно с
АООП по математике.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема анализа дефектологического обследования учащихся
(приложение к дефектологическому представлению на учащегося) .
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
Оцениваются: особенности вступления ребенка в контакт, желание общаться, характер общения
(чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому
обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.
Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность
принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакция ребенка на замечания,
похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и
оценке педагога.
При повторных обследованиях в этой графе могут отмечаться характерные особенности поведения
учащегося на уроках и занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно
Оценивается: уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо
зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная; устная, сопровождаемая
наглядным показом; невербальная. Учитывается способность ребенка сознательно удерживать
инструкцию и ее составляющие части до окончания работы. Отмечается уровень понимания инструкций,
прочитанных учащимся самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает уточняющие
вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснений
инструкции педагогом).
Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания)
Оценивается: обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по
образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к
помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество
«уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
По характеру оказываемой ребенку помощи от минимальной к максимальной выделяется
стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь. Стимулирующая помощь
предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить
результат своей работы. Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к
заданию. Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования
предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных
действий. Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода
решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к
переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно-познавательной
деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты
деятельности.
В мотивационном компоненте оценивается уровень принятия задачи ребенком, познавательная
активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к
заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения
умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и
подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения.
Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность,
экономичность и т.д.). В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять самоконтроль,
способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с
поставленной целью.
Темп работы
Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на
протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп
самостоятельной работы на уроке.
Работоспособность
Отмечается
уровень и характер работоспособности (низкая в результате
повышенной соматической истощаемости; низкая, обусловленная церебрастенией и др.)
Показатели развития познавательной деятельности учащегося

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики,
сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности
внимания, особенности памяти, особенности мышления, особенности конструктивной деятельности,
общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями
нормативного возрастного развития ребенка. При этом кратко отмечаются индивидуальные
характеристики познавательных процессов, определяющие структуру нарушения.
Сформированность учебных навыков
Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с
программными требованиями.
Общая характеристика учебной деятельности
Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения
и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути
достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу,
найти рациональные способы действий, в случае неудачи прибегнуть к другому варианту решения),
уровень самостоятельной работы, самоконтроль.
Заключение
Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося с указанием
несформированных либо нарушенных функций.
Планируемые мероприятия специалиста
При необходимости зачисления учащегося на занятия отмечаются основные направления
коррекционной работы, либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием
учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».