Утверждено приказом директора МБОУ ПГО «СОШ № 14» от 15.07.2024 г. № 251/1 – Д Положение об оценивании письменных работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) на уровне начального общего образования 1. Общие положения Настоящее Положение регулирует деятельность педагогических кадров МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 14» (далее – МБОУ) по оцениванию письменных работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) (далее – ОВЗ, ЗПР) на уровне начального общего образования и разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями), Законом Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (с изменениями), письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», Уставом МБОУ. Система работы с обучающимися с ЗПР направлена на компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоциональноличностной сферы, активизацию познавательной деятельности, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, успешную социализацию обучающихся. Важнейшим фактором школьной успешности обучающихся с ЗПР является мотивационная деятельность педагога, особенно ее оценочный аспект. Оценка письменных работ обучающихся начинается со 2-го класса, то есть в период, когда у обучающихся уже сформированы начальные навыки чтения, письма и счета. 1 2. Нормы оценивания письменных работ Для поддержания интереса к обучению, создания благоприятных условий для развития обучающихся с ЗПР настоящим Положением регулируется оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных, тематических, иных) по следующим нормам: 2.2. Нормы отметок по русскому языку Объем диктанта соответствует следующему количеству слов: Четверть Класс I II III IV 1 доп. - - - 15-17 1 15-17 15-17 15-20 15-20 2 15-20 20-25 25-30 30-35 3 40-45 45-50 50-55 55-60 4 60-65 65-70 70-75 75-80 Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми обучающимися (количество изученных орфограмм – 60 % от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более одного – двух видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся предлагаются дополнительное задание. Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15 – 20 слов. Учитывая, что сочинения и изложения носят также обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются. 2 Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов, отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса, неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова даны в программе каждого класса), написание на те правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их с учащимися перед письменной работой, выписал на доску или предъявил иначе. Ошибкой в диктанте не считается: единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы, специфические дисграфические (логопедические) ошибки приложение 1), единичный случай замены одного слова без искажения смысла. (см. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления, две пунктуационные ошибки, повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении; 3 негрубые ошибки = 1 ошибке. Выставление отметок за контрольный диктант: «5» – если в диктанте нет ошибок, но допускаются 1 – 2 исправления или одна негрубая ошибка «4» – 1 – 2 орфографических ошибки, 2 пунктуационных (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1 – 2 исправления «3» – 3 – 4 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и 1 – 2 исправления «2» – 6 – 8 орфографических ошибок 3 Выставление отметок за грамматическое задание: «5» – всё верно «4» – верно не менее 2/3 работы «3» – верно не менее ½ работы «2» – верно менее ½ работы Объем словарного диктанта: Класс Количество слов 1 доп., 1 7–8 2 10–12 3 12–15 до 20 4 Выставление отметок за словарный диктант: Количество слов в словарном диктанте должно быть нечетным. «5» – нет ошибок (допускается 1 исправление) «4» – 1 – 2 ошибки (допускается 1 исправление) «3» – верно более ½ работы «2» – верно менее ½ работы Выставление отметок за контрольное списывание: «5» – нет ошибок (допускается 1 исправление) «4» – 1 – 2 ошибки и 3 исправления (2 класс), 1 – 2 ошибки и 2 исправления (3 класс), 1 – 2 ошибки и 1 исправление (4 класс) «3» – 3 – 4 ошибки и 3 исправления (2 класс), 3 – 4 ошибки и 2 исправления (3 класс), 3 – 4 ошибки и 1 исправление (4 класс) «2» – 5 и более ошибок 2.3. Нормы отметок по математике Негрубыми ошибками считаются: замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания, единичное отсутствие наименований, отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ, незначительные расхождения в измерении, 4 замена цифр с последующим верным решением, отсутствие проверки. Отметки за работу, содержащую примеры: «5» – без ошибок, 1 – 2 самостоятельных исправления «4» – 1 – 2 вычислительные ошибки, 1 – 2 самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки «3» – 2 – 3 вычислительные ошибки, 1 – 2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки «2» – выполнена ½ работы Отметки за работу, содержащую задачи: «5» – без ошибок «4» – 1 – 2 негрубые ошибки «3» – 2 – 3 ошибки (более ½ работы выполнено верно) «2» – более ½ работы выполнено неверно За комбинированную контрольную работу, содержащую вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну за вычисления, а другую за решение задач, так как иначе невозможно получить правильное представление о сформированности конкретного умения или навыка. При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений – отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи. Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения обучающимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления обучающихся, организовать коррекционную работу. Оценивая контрольные работы по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только 5 осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических задач. 3. Заключительные положения По итогам письменных контрольных (самостоятельных, проверочных, иных) работ целесообразно проводить работу над ошибками в рамках урока или индивидуальных и групповых коррекционных занятий с учетом рекомендаций по организации и содержанию индивидуальных и групповых коррекционных занятий. С мотивационной целью отметки за работу над ошибками следует выставлять в классный журнал. Анализ письменных контрольных работ педагогом служит основанием для внесения изменений в рабочую программу по предмету (распределение часов, тем, времени на повторение и т.д.). Приложение 1. Специфические ошибки при нарушении письма (дисграфия) Ошибки звукового анализа 1. Пропуски, перестановки, вставка букв или Кичат – кричат, плюшегово - плюшевого слогов Александар - Александр Ошибки фонематического восприятия 1. Смешение по акустикоартикуляционному сходству тавно-давно парные звонкие, глухие согласные в рочей - ручей, клёква - клюква четкой позиции солька - сойка, хородный - холодный нещет - несет лабиализованные гласные (о-у, ё-ю), пцицы - птицы сквореч сонорные гласные (р-л, й-л), - скворец свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, с-щ), аффрикаты (ч-щ, ч-ц, ч-т, ц-т, ц-с) 2. Смешение букв по кинетическому Бонт - бант; сходству (о-а, б-д, т-п, х-ж, л-я, г-р, п-т) Ядлоки – яблоки 3. Персеверации (застревание) и антиципации (упреждение, предвосхищение), т.е. согласный, а реже Магазим - магазин гласный заменяет вытесненную букву в У Деда Модоза; жукчат ручейки; слове: Девочка кормила петуха и курм; в пределах слога, У насть есть сеть. в пределах слова, в пределах словосочетания, в пределах предложения Ошибки на уровне слова 6 1. Раздельное написание частей слова С мотри - смотри 2. Слитное написание предлогов и союзов с Надерево - на дерево последующим и предыдущим словом 3. Слитное написание двух и более слов Быличудесные дни 4. Смещение границ слова У мамыми моза. - У мамы мимоза. 5. Контаминация слов Блзма - была зима Ошибки на уровне предложения 1. Отсутствие обозначения границ Пришла зима выпал пушистый снег. предложений - заглавных букв и точек 2. Нарушение связи слов: согласования и Ворона перезимовало; красная лето; цвет управления - изменение слов по категориям краски светлые числа, рода, падежа, времени. 3. Ошибки согласования и управления в Сквозь деревьев - деревья; шел к фермы операции составления сообщений и слов ферме 4. Трудности в оперировании однородными Эта книга учит честности, смелости и членами уважать своих друзей – уважению 5. Смешение окончаний родительного и Выбежал из камышовых зарослях предложного падежа существительных 6. Ошибки в глагольных приставках, Я вышел и видел товарища смешение видов глагола 1. Неправильное употребление предлогов, Висел дереве; выбежал из угла; влесу; в смешение предлогов, пропуски, добавления, чистом в поле слитное написание предлогов 8. Замены слов в предложении: ситуационные замены, замена названия части предмета или его деталей названием целого, замены слов, обозначающих общие понятия, частными понятиями и наоборот, «Цветы» вместо «клумба» «платье» вместо «воротник» «тарелка» вместо «посуда» «топор» вместо «рубить» «крышка» вместо «железная» взаимозамены предмета и действия, предмета и качества 7