МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием ПМО
МБОУ ПМО СО "Средняя общеобразовательная школа №14"
Принято
на заседании
педагогического совета
«28» августа 2025 г.
Протокол № 18
Утверждено
в составе АООП НОО
директор
МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
Харланов И.А.
Приказ № 319-Д
от «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Музыке
1-4 класс (УО)
Составитель:
Казакова Е. В.
учитель первой квалификационной категории
2025
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета "Музыка" для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями)
2. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599 (с изменениями)
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МБОУ ПМО СО «СОШ № 14» (АООП ОУО)
5.
6.
7.
8.
Рабочая программа воспитания МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
Устав МБОУ ПМО СО «СОШ № 14»
Иные действующие нормативные документы в области образования
Музыка. Учебник для ОО реализующих АООП (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Евтушенко И. В. 1-2 кл., Евтушенко
И. В., Чернышкова Е. В. 3-4 кл. «Просвещение» 2020г.
Рабочая программа предмета "Музыка" для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим,
слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с
расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации рабочей программы предмета "Музыка" для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
образовательной организацией рабочей программы предусматривает
решение следующих основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения рабочей программы
образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Ориентиром современного национального воспитательного идеала
является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа России. К
базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Исходя из воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях формулируется общая цель воспитания в МБОУ
ПМО СО «СОШ №14» – личностное развитие школьников.
Цели воспитания в образовательной организации:
1) усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество
выработало на основе базовых ценностей (в усвоении ими социально
значимых знаний);
2) развитие позитивного отношения обучающихся к общественным
ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
3) приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел).
Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели
предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной
динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с
умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи
важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся,
вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для
него людей.
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных
особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных
состоянием здоровья.
В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной
отсталостью социально значимых знаний - знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими
опыта осуществления социально значимых дел в будущем.
Приоритетные ценностные отношения:
1) к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и
обучающимся;
2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального становления и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
3) к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и
общественно значимых задач, жизненных целей;
4) к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;
5) к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру
которой необходимо знать, уважать и сохранять;
6) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
7) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми;
8) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
9) к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение.
Общая характеристика рабочей программы (вариант 1), разработанной
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся условия
обучения и воспитания с учетом имеющихся у них нарушений, в том числе
нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройств
аутистического спектра.
Рабочая программа предмета "Музыка" для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) включает
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений.
Сроки реализации первого этапа рабочей программы для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
составляет (интеллектуальными нарушениями) с 1 - 4 классы.
Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и
умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
На данном этапе, деятельность которого направлена на решение
диагностико-пропедевтических задач:
выявить индивидуальные возможности каждого обучающегося, особенности
его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение
учебными умениями и навыками;
сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную,
коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению рабочей
программы;
сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в
разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и
одноклассниками в урочное и внеурочное время;
обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в
доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация,
ручной труд, игра)
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью
рабочей программы оцениваются как итоговые на момент завершения
образования.
Освоение обучающимися рабочей программы (вариант 1) предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования - введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения рабочей программы (вариант 1)
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения рабочей программы (вариант 1)
относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными компетенциями, использование доступных
информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения рабочей программы (вариант 1)
образования включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Рабочая программа (вариант 1) определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни достижения предметных
результатов по предметной области "Искусство" учебный предмет
«Музыка » на конец обучения в V классе
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений, их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического
работника; рациональная организация своей деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника
или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы (вариант 1).
Задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав
инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ФАООП
УО (вариант 1), позволяющий вести оценку предметных и личностных
результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в
овладении рабочей программы являются значимыми для оценки качества
образования обучающихся.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов
целесообразно опираться на следующие принципы:
а) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся;
б) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и
качественных изменений в психическом и социальном развитии
обучающихся;
в) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в
разных образовательных организациях. Для этого необходимым является
создание методического обеспечения (описание диагностических
материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки,
обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления
оценки достижений обучающихся.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с
умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики оценки
их учебных и личностных достижений.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет
определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные
результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов. При этом некоторые личностные результаты могут быть
оценены исключительно качественно.
На основании применения метода экспертной оценки (процедура оценки
результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов)
осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией
и включает учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагоговпсихологов, социальных педагогических работников, медицинского
работника, которые хорошо знают обучающихся. Для полноты оценки
личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООГТ следует учитывать мнение
родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит
анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах. Результаты анализа должны быть
представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы
условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для
выработки ориентиров в описании динамики развития социальной
(жизненной) компетенции обучающегося. Результаты оценки личностных
достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося
(дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину
динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формой работы участников экспертной группы является
психологопедагогический консилиум.
На основе требований, сформулированных в Стандарте организация
разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая
утверждается локальными актами организации. Программа оценки включает:
а) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС,
которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть
самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
б) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Пример представлен в таблице 1.
Таблица 1. Программа оценки личностных результатов
Критерий
Владение
навыками
Параметры оценки
Индикаторы
сформированность
способность
инициировать
и
коммуникации и принятыми
ритуалами
социального
взаимодействия (то есть
самой формой поведения, его
социальным рисунком), в том
числе
с
использованием
информационных технологий
навыков
коммуникации
взрослыми
со
поддерживать коммуникацию с
взрослыми
способность
применять
адекватные способы поведения в
разных ситуациях
способность
помощью
сформированность
навыков
коммуникации
со
сверстниками
обращаться
за
способность инициировать и
поддерживать коммуникацию со
сверстниками
способность
применять
адекватные способы поведения в
разных ситуациях
способность
помощью
обращаться
за
владение средствами
коммуникации
способность
разнообразные
коммуникации
ситуации
использовать
средства
согласно
адекватность
применения
ритуалов
социального
взаимодействия
способность
правильно
применить ритуалы социального
взаимодействия
согласно
ситуации
в) систему бальной оценки результатов;
г) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого
обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений
обучающегося) и результаты всего класса (например, "Журнал итоговых
достижений обучающихся класса");
д) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
е) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения
оценки результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут
сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме
того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее
организовывать под руководством педагогического работника.
Во время обучения в 1 классах, а также в течение первого полугодия 2 класса
целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку. При этом не является
принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении
того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не
только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные
по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционноразвивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных
результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью
необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных
знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых
результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие науке
и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения
усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных
причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По
критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий
оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной
инструкции; выполнено с опорой
на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения рабочей программы выявляются в ходе выполнения
обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем
выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание
оценивать их как "удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие"
(отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий;
"хорошо" - от 51% до 65% заданий.
"очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной
системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и
переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых
предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование
жизненных компетенций.
Содержание обучения учебного предмета "Музыка"
Обучение музыки предназначено для формирования у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их
музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета "Музыка":
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение
опыта самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания,
взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности обучения, доступности, систематичности и
последовательности, наглядности.
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме
и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие
музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на
музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного
материала уроков состоит из элементарного теоретического материала,
доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений
для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня, весела, грустная, спокойная
мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни,
колыбельные песни.
Навык пения:
обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение
головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни;
формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы;
отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более
длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при
исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
пение коротких попевок на одном дыхании;
формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания;
развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить
согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от
смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения
текста в темпе исполняемого произведения;
развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения педагогического работника и инструмента ("а капелла");
работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем
диапазоне;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;
дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления
мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух;
развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических
оттенков;
формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других
обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением
строя и ансамбля;
развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 си1, до1 - до2.
получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов
музыкальной грамоты входит:
ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte,
тихая - piano);
развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до
мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки);
обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
обучение игре на фортепиано.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
"Музыка"
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагогического работника);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра,
мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности обучающегося с
умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании
основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к
самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
Задачи реализации программы:
1) Формирование мотивационного компонента учебной деятельности.
2) Овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих
операционный компонент учебной деятельности.
3) Развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагогического работника.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая
психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности
обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения
обучения образовательной организации.
Функции, состав и характеристика БУД обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В качестве БУД рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и
оценочные.
Функции БУД:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой
предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия
целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
БУД, формируемые у младших обучающихся в 1 - 4 классах,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта
осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность
обучающегося к принятию новой роли "ученика", понимание им на
доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на
основе интереса к его содержанию и организации.
Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением
образовательной организации, обучением, занятиями, осознание себя в роли
члена семьи, одноклассника, друга, способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей, положительное отношение к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию, целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей,
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей, понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе, готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность
вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе ("учитель - ученик", "ученик ученик", "ученик - класс", "учитель - класс");
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на
любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для
формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты);
выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом
учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям,
выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках
образовательной программы;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия других обучающихся;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
Познавательные учебные действия представлены комплексом
начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и
использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу
для дальнейшего формирования логического мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Умение использовать все группы действий в различных образовательных
ситуациях является показателем их сформированности.
Список литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ ПМО СО
«СОШ № 14» (АООП ОУО)
4. Рабочая программа воспитания МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
5. Музыка. Учебник для ОО реализующих АООП (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Евтушенко И. В. 1-2 кл.,
Евтушенко И. В., Чернышкова Е. В. 3-4 кл. «Просвещение» 2020г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
(1 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Коли
честв
о
часов
1.
Вводный
Ознакомление
Знакомство
обучающихся
с
музыкальным 1
урок
с содержанием кабинетом, правилами поведения на уроках музыки
учебного
и краткое описание последующей музыкальной
предмета
деятельности.
«Музыка»
музыкального опыта, интересов и предпочтений
Выявление
предыдущего
обучающихся.
Хоровое пение: исполнение известных и любимых
детьми песен.
Слушание музыки: детские песни из популярных
отечественных мультфильмов
Музыкально-дидактические игры
2.
«Домашни Формирование
Хоровое пение:
е
Серенькая кошечка. Музыка В. Витлина, слова Н.
элементарных
животные» певческих
умений
3
Найденовой
и Веселые гуси. Украинская народная песня
навыков
Слушание музыки:
слушания
Три поросенка. Музыка М. Протасова, слова Н.
музыки
Соловьевой
Бабушкин
козлик.
Обработка Ю. Слонова
Русская
народная
песня.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
3.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформировавш
репертуара по теме
«Домашни ихся
е
ранее Слушание
умений
музыки:
закрепление
изученного
и музыкального материала для слушания по теме
животные» навыков
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
4.
«Урожай
Знакомство
с Хоровое пение:
собирай»
музыкальными
Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.
произведениям
Волгиной
и об осени
Во поле береза стояла. Русская народная песня
2
Савка и Гришка. Белорусская народная песня
Слушание музыки:
На горе-то калина. Русская народная песня.
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова,
слова А. Пассовой.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Обобщени Закрепление
5.
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформированны репертуара по теме
«Урожай
х представлений Слушание
собирай»
на
уроках
музыки:
закрепление
изученного
по музыкального материала для слушания по теме
теме
Музыкально-дидактические игры
(2 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
«К
нам Воспитание
Хоровое пение:
гости
гостеприимства К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова,
пришли»
,
развитие слова М. Ивенсен
эмоциональной
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова
отзывчивости
И. Черницкой
на
песни Слушание музыки:
праздничного
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма
3
характера
«Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова
А. Хайта.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения
кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А.
Хайта.
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформированны репертуара по теме
«К
нам х на уроках по Слушание
гости
теме качеств
пришли»
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
3.
«Новогод
Создание
Хоровое пение:
ний
праздничного,
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского,
хоровод»
радостного,
слова Л. Некрасовой
предновогодне
Елочка.
го настроения
Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука)
Музыка
2
А.
Филиппенко,
слова
М.
Слушание музыки:
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко
(перевод с украинского М. Ивенсен)
Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского,
слова Ю. Леднева
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
4.
Обобщен
ие
Закрепление
по качеств,
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
репертуара по теме
теме:
полученных на Слушание
«Новогод
уроках по теме
ний
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
хоровод»
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
5.
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
репертуара за 1-2 четверть
успешности
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
изученного музыкального материала для слушания
ранее
за 1-2 четверть
изученным
Инсценирование
материалом
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыки:
повторение
музыкальных
и
инструментах
обобщение
детского
оркестра
(3 четверть, 9 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
«Защитник Формирование
Хоровое пение:
и
Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина
патриотически
Отечества х
»
2.
чувств, Слушание музыки:
готовности
«Девочек
3
к Бескозырка белая. Музыка народная, слова З.
защите Родины
Александровой
Воспитание
Хоровое пение:
2
наших мы заботливого
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова
поздравля отношения
З. Петровой
ем»
мальчиков
девочкам
к Маме в день 8 марта. Музыка Е. Тиличеевой, слова
М. Ивенсен
Слушание музыки:
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета
«Лебединое озеро»
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л.
Яхнина
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е
репертуара по темам
по качеств,
темам:
полученных на Слушание
«Защитник уроках
и
музыки:
закрепление
изученного
по музыкального материала для слушания по темам
темам
Музыкально-дидактические игры
Отечества
Игра
на
»;
оркестра
музыкальных
инструментах
детского
«Девочек
наших мы
поздравляе
м»
3.
«Дружба
Развитие
Хоровое пение:
крепкая»
понимания
Песня
содержания
музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина
песни
друзей.
2
Из
Мультфильма
«Бременские
на Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского,
основе текста и слова М. Пляцковского.
характера
ее Слушание музыки:
мелодии
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и
(веселого,
Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А.
грустного,
Хайта.
спокойного)
А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из
кинофильма «Золушка»
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
4.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: качеств,
репертуара по теме
«Дружба
полученных на Слушание
крепкая»
уроках по теме
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
(4 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
«Трудимс
Формирование
Хоровое пение:
2
я
с положительной
охотой»
мотивации
Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова
к Ю. Ермолаева и В. Коркина
трудовой
На мосточке. Музыка А. Филиппенко, слова Г.
деятельности
Бойко
Слушание музыки:
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный
стрелок»
Д. Кабалевский. Клоуны
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: качеств,
репертуара по теме
«Трудимся сформированны Слушание
с охотой»
музыки:
закрепление
изученного
х на уроках по музыкального материала для слушания по теме
теме
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
3.
«Вот оно Знакомство
с Хоровое пение:
3
какое
музыкальными
Песенка Львенка и Черепахи. Из мультфильма «Как
наше
произведениям
Львенок и Черепаха пели песню». Музыка Г.
лето»
и,
Гладкова, слова С. Козлова
посвященными
Песенка
летнему
«Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского,
отдыху
слова Н. Носова
про
кузнечика.
Из
мультфильма
Слушание музыки:
Е. Крылатов - Ю. Энтин. Песенка о лете. Из
мультфильма «Дед Мороз и лето»
М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская
ярмарка»
И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
оркестра
музыкальных
инструментах
детского
4.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: знаний,
репертуара по теме
«Вот
оно сформированны Слушание
музыки:
закрепление
изученного
какое наше х на уроках по музыкального материала для слушания по теме
лето»
теме
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
5.
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
репертуара за учебный год
успешности
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
музыкального материала для слушания за учебный
ранее
год
изученным
Инсценирование
материалом
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
оркестра
музыки:
музыкальных
закрепление
изученного
инструментах
детского
2 класс
(1 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Коли
честв
о
часов
1.
Россия –
Родина
моя
Вспомнить
закрепить
и Хоровое пение: знакомство с песней «Моя Россия».
Г. Струве.
музыкальные
Слушание музыки: детские песни из популярных
термины:
отечественных мультфильмов
1
песня, мелодия, Музыкально-дидактические игры
аккомпанемент
2.
Россия –
Родина
моя.
Формирование
Хоровое пение: разучивание песни «Моя Россия». 3
элементарных
Г. Струве.
певческих
Слушание музыки:
умений
и А. Александров «Гимн России»
навыков
Музыкально-дидактические игры
слушания
музыки.
Определять
характер
и
настроение
музыкальных
произведений.
3.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформировавш
репертуара по теме
«Россия
- ихся
Родина
умений
моя»
навыков
ранее Слушание
музыки:
закрепление
изученного
и музыкального материала для слушания по теме
Инсценирование песни
Музыкально-дидактические игры
4.
«Природа
Знакомство
с Хоровое пение:
и
музыкальными
Потапенко «Скворушка прощается»
музыка»
произведениям
Слушание музыки: С. Прокофьев, М. Мусоргский
и об осени
«Прогулка»
2
Инсценирование музыкальных произведений
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах: треугольник,
маракасы
Обобщени Закрепление
5.
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформированны репертуара по теме
«Природа
х представлений Слушание
и музыка» на
уроках
музыки:
закрепление
изученного
по музыкального материала для слушания по теме
теме
Музыкально-дидактические игры
(2 четверть, 8 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
«К
нам Выражать свое
отношение
к
гости
музыке в слове
пришли» (эмоциональны
й словарь),
Хоровое пение:
3
К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова,
слова М. Ивенсен
Слушание музыки:
развитие
П. И. Чайковский «В церкви», «Молитва»
эмоциональной
Музыкально-дидактические игры.
отзывчивости
Игра
на
оркестра: колокольный звон.
на
музыкальных
инструментах
детского
произведения
спокойного
характера
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: сформированны репертуара по теме
«К
нам х на уроках по Слушание
гости
теме качеств
пришли»
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
3.
«Новогод
Создание
Хоровое пение: Новогодние песни
ний
праздничного,
Слушание музыки:
хоровод»
радостного,
Рождественские попевки
предновогодне
Музыкально-дидактические игры
2
го настроения
Инсценирование песни
Иметь
представление:
о народных
музыкальных
традициях
России.
Обобщен
4.
ие
5.
Уметь:
выразительно
исполнять
новогодние
песни
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
по качеств,
репертуара по теме
теме:
полученных на Слушание
«Новогод
уроках по теме
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
ний
Музыкально-дидактические игры
хоровод»
Инсценирование песни
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
репертуара за 1-2 четверть
успешности
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
изученного музыкального материала для слушания
ранее
за 1-2 четверть
изученным
Инсценирование
материалом
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыки:
повторение
музыкальных
и
инструментах
обобщение
детского
оркестра
(3 четверть, 10 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
Музыка в Формирование
Хоровое пение: песня-игра «Бояре, а мы к вам 3
народном
патриотически
пришли», Русские народные песни.
стиле.
х
чувств,
готовности
к Слушание музыки:
защите Родины Бескозырка белая. Музыка народная, слова З.
Воспринимать
Александровой
музыкальные
Разыгрывание песен.
произведения с
ярко
выраженным
жизненным
содержанием,
определять их
характер
и
настроение.
2.
Проводы
зимы.
Встреча
весны
Понимание
Хоровое пение:
истории
2
и Масляничные песни, песни о весне
содержание
Слушание музыки:
народных
Г. Свиридов «Весна»
праздников.
Музыкально-дидактические игры
Выразительно
Игра
исполнять
оркестра
на
музыкальных
инструментах
детского
обрядовые
песни
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: качеств,
репертуара по темам
«Музыка в полученных на Слушание
народном
уроках по теме
стиле»
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по темам
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
3.
«В
Развитие
Хоровое пение:
музыкаль
понимания
Хор «Семеро козлят»
ном
содержания
Слушание музыки: фрагменты
театре»
песни
на М. Коваль, детская опера «Волк и семеро козлят», С.
основе текста и Прокофьев балет «Золушка»
характера
мелодии
(веселого,
грустного,
спокойного)
ее
3
4.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: качеств,
репертуара по теме
«В
полученных на Слушание
музыкальн уроках по теме
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
ом театре»
(4 четверть, 9 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Основные виды деятельности
Колво
часов
1.
«В
концертн
ом зале»
Понимать
названия и
звучание
инструментов
симфоническог
о оркестра.
Хоровое пение: исполнение разученных песен
3
Слушание музыки:
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах шумового
оркестра
2.
«В
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 3
концертно
репертуара
м зале»
Слушание музыки: Л. Бетховен «Пасторальная
симфония»
3.
«Вот оно Знакомство
с Хоровое пение:
1
какое
музыкальными
Разучивание песен о лете
наше
произведениям
Слушание музыки:
лето»
и,
Детские песни из мультфильмов
посвященными
Инсценирование
летнему
Музыкально-дидактические игры
отдыху
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
4.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 1
е по теме: знаний,
репертуара
«В
сформированны Слушание
музыки:
закрепление
изученного
концертно х на уроках по музыкального материала для слушания по теме
м зале»
теме
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
оркестра
музыкальных
инструментах
детского
5.
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
репертуара за учебный год
успешности
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
музыкального материала для слушания за учебный
ранее
год
изученным
Инсценирование
материалом
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыки:
музыкальных
закрепление
изученного
инструментах
детского
оркестра
3 класс
(1 четверть, 8 часов)
№
п/п
Тема
урока
Цель
Основные виды деятельности
1.
Природа
и музыка.
Звучащие
картины
Хоровое пение: разучивание песни «Гимн школы»
Слушание музыки:
Р. Щедрин, балет «Конёк - Горбунок» фрагмент
«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах: треугольник,
маракасы, барабан
2.
Виват,
Россия!
Наша
слава –
русская
держава
3.
Обобщен
ие по
теме:
«Природа
и
музыка»,
«Виват,
Россия!
Наша
слава –
русская
держава»
Эмоционально
откликаться на
музыку разных
жанров
Определять
характер и
настроение
музыкальных
произведений.
Определять
характер и
настроение
музыкальных
произведений с
ярко
выраженным
жизненным
содержанием
Закрепление
сформировавш
ихся ранее
умений и
навыков
Коли
честв
о
часов
3
Хоровое пение: кант
Слушание музыки: С. Прокофьев кантата
«Александр Невский» (фрагмент)
1
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по темам
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по темам
Инсценирование песни
Музыкально-дидактические игры
1
4.
Образы
природы
в музыке.
Утро.
Понимать
выразительные
и
изобразительн
ые средства в
музыке
Хоровое пение:
Разучивание детских песен из мультфильмов
Слушание музыки: Э. Григ. «Утро»
Инсценирование музыкальных произведений
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах: треугольник,
маракасы, бубен
1
5.
«В
детской».
Игры и
игрушки.
Хоровое пение: Разучивание детских песен из
мультфильмов
Слушание музыки: М. Мусоргский «В детской»
1
6
Обобщен
ие по
теме:
«Образы
природы
в
музыке.»,
«В
детской».
Игры и
игрушки.
Понимать как в
музыке могут
отражаться
события
повседневной
жизни;
душевное
состояние
человека.
Закрепление
сформированн
ых
представлений
на уроках по
темам
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по темам
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по темам
Музыкально-дидактические игры
1
Основные виды деятельности
Колво
часов
3
(2 четверть, 8 часов)
№ Тема
Цель
п/п урока
1.
«К нам
гости
пришли»
2.
Обобщен
ие по
теме: «К
нам гости
пришли»
Уметь
выражать свое
отношение к
музыке в слове
(эмоциональны
й словарь),
Хоровое пение:
К нам гости пришли. Музыка Ан. Александрова,
слова М. Ивенсен, музыкальные темы
прослушанных произведений
Слушание музыки:
К. Глюк «Орфей и Эвридика», Л. Бетховен
«Героическая», А. Римский-Корсаков «Садко»
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
сформированн репертуара по теме
ых на уроках
Слушание музыки: закрепление изученного
по теме качеств музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
1
3.
«Новогод
ний
хоровод»
4.
Обобщен
ие по
теме:
«Новогод
ний
хоровод»
Контроль
нообобщаю
щий урок
5.
Создание
праздничного,
радостного,
предновогодне
го настроения
Иметь
представление:
о народных
музыкальных
традициях
России.
Уметь:
выразительно
исполнять
новогодние
песни
Закрепление
качеств,
полученных на
уроках по теме
Выявление
успешности
овладения
обучающимися
ранее
изученным
материалом
(3 четверть, 10 часов)
№ Тема
Цель
п/п урока
1.
В
музыкаль
ном
театре
2.
Обобщен
ие по
теме: «В
музыкаль
ном
театре»
3.
В
концертн
Хоровое пение: Новогодние песни
Слушание музыки:
Рождественские попевки
Музыкально-дидактические игры
Инсценирование песни
2
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по теме
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме
Музыкально-дидактические игры
Инсценирование песни
Хоровое пение: повторение изученного песенного
репертуара за 1-2 четверть
Слушание музыки: повторение и обобщение
изученного музыкального материала для слушания
за 1-2 четверть
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
1
Основные виды деятельности
Колво
часов
4
Понимать
выразительност
ьи
изобразительно
сть в музыке
через зерно интонацию
Закрепление
качеств,
полученных на
уроках по теме
Хоровое пение: исполнение песен из прослушанных
произведений
Слушание музыки:
П. Чайковский балет «Спящая красавица», М.
Глинка опера «Руслан и Людмила», Н.Римский –
Корсаков опера «Снегурочка»
Разыгрывание песен.
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по темам
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по темам
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
Понимать
выразительные
Хоровое пение:
Белорусская песня «Савка и Гришка», А.
1
1
4
ом зале
4.
возможности
флейты
скрипки
Обобщен Закрепление
ие по
качеств,
теме: «В
полученных на
концертн уроках по теме
ом зале»
(4 четверть, 9 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
Филиппенков «Весёлый музыкант»
Слушание музыки:
И.С.Бах «Шутка» - флейта
Н. Паганини «Каприс»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по теме
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по теме
Основные виды деятельности
1
Колво
часов
1.
Музыкаль Понимать
ный образ зависимость
образного
и форма
содержания и
формы
Хоровое пение: французская песня «Пастушья»
4
Слушание музыки:
П.
Чайковский
«Утренняя
молитва»,Э.
Григ
«Шествие гномов», С. Прокофьев «Вставайте, люди
русские»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах шумового
оркестра
2.
Обобщени Закрепление
Хоровое пение: закрепление изученного песенного 2
е по теме качеств,
репертуара
«Музыкал полученных
на Слушание
ьный образ уроках по теме
музыки:
закрепление
изученного
музыкального материала для слушания по теме
и форма»
3.
«Вот оно Знакомство
с Хоровое пение:
2
какое
музыкальными
Разучивание песен о лете
наше
произведениям
Слушание музыки:
лето»
и,
Детские песни из мультфильмов
посвященными
Инсценирование
летнему
Музыкально-дидактические игры
отдыху
Игра
на
музыкальных
инструментах
детского
оркестра
4.
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
успешности
репертуара за учебный год
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
музыкального материала для слушания за учебный
ранее
год
изученным
Инсценирование
материалом
Музыкально-дидактические игры
Игра
на
музыки:
музыкальных
закрепление
изученного
инструментах
детского
оркестра
4 класс
(1 четверть, 8 часов)
№
п/п
Тема
урока
1.
Как
сложили
песню.
2.
3.
Цель
Понимать
понятия:
народная и
композиторска
я музыка,
мелодия,
аккомпанемент
Уметь:
определять
характер и
настроение
музыкальных
произведений.
О России Определять
петь характер и
что
настроение
стремитьс музыкальных
я в храм
произведений с
ярко
выраженным
жизненным
содержанием
Обобщен Закрепление
ие по
сформировавш
темам
ихся ранее
четверти
умений и
навыков
(2 четверть, 8 часов)
Основные виды деятельности
Хоровое пение: разучивание народных песен
Слушание музыки:
Былина «Про Добрыню», р.н.п. «Татарский полон»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах: треугольник,
маракасы, барабан
Коли
честв
о
часов
3
Хоровое пение: разучивание народных песен
Слушание музыки: былина «Илья Муромец», р.н.п
«Дубинушка», р.н.п. «Сон Степана Разина»
3
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара по темам
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания по темам
Инсценирование песни
Музыкально-дидактические игры
2
№
п/п
Тема
урока
Цель
Основные виды деятельности
1.
Природа и
музыка
Уметь
выражать свое
отношение к
музыке в слове
(эмоциональны
й словарь),
Хоровое пение: народные песни
Слушание музыки:
«Зимний вечер» А. Пушкин, А. Яковлев
Музыкально-дидактические игры.
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
2.
«Что за
прелесть
эти
сказки!».
Предания и
сказки о
музыке и
музыкантах.
2
3.
Музыкаль
ные
инструмен
ты России
Иметь
представление:
о народных
музыкальных
традициях
России.
Хоровое пение: народные песни
Слушание музыки: Н. Римский –Корсаков «Сказка о
царе Салтане»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
Хоровое пение: норвежская песня «Волшебный
смычок»
Слушание музыки:
Оркестр народных инструментов
Музыкально-дидактические игры
Инсценирование песни
4.
«Новогод
ний
хоровод»
Хоровое пение: новогодние песни
Музыкально-дидактические игры
Инсценирование песни
1
5.
Контроль
нообобщаю
щий урок
Создание
праздничного,
радостного,
предновогодне
го настроения
Уметь:
выразительно
исполнять
новогодние
песни
Выявление
успешности
овладения
обучающимися
ранее
изученным
материалом
Хоровое пение: повторение изученного песенного
репертуара за 1-2 четверть
Слушание музыки: повторение и обобщение
изученного музыкального материала для слушания
за 1-2 четверть
Инсценирование
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
1
Основные виды деятельности
Колво
часов
(3 четверть, 10 часов)
№ Тема
Цель
п/п урока
Колво
часов
2
2
1.
В
концертн
ом зале
2.
В
музыкаль
ном
театре
Различные виды
музыки, жанры
Различные виды
музыки, жанры
Хоровое пение: исполнение песен из прослушанных
произведений
Слушание музыки:
«Вариации на тему рококо», М. Мусоргский
«Старый замок», С. Рахманинов романс «Сирень»,
Ф. Шопен «Вальс», Л. Бетховен соната
«Патетическая»
3
Хоровое пение: исполнение песен из прослушанных
произведений
Слушание музыки: М. Глинка опера «Иван
Сусанин», И. Стравинский балет «Петрушка», Н.
Римский – Корсаков сюита «Шехеразада»
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
3
3.
Гармония
оркестра
Иметь
представление
о группах
инструментов
симфоническог
о оркестра
Хоровое пение: исполнение песен из прослушанных
произведений
Слушание музыки: инструменты симфонического
оркестра
Игра на музыкальных инструментах детского
оркестра
3
4.
Обобщен
ие по
темам
четверти
Закрепление
качеств,
полученных на
уроках
Хоровое пение: закрепление изученного песенного
репертуара
Слушание музыки: закрепление изученного
музыкального материала для слушания
1
Основные виды деятельности
Кол-
(4 четверть, 9 часов)
№
Тема
п/п
урока
Цель
во
часов
1.
Чтоб
музыкант
ом быть,
так
надобно
уменье
Уметь
эмоционально и
осознанно
относиться к
музыке
различных
жанров и
направлений.
Хоровое пение: норвежская песня «Волшебный 3
смычок»
Слушание музыки:
С. Рахманинов «Прелюдия», Ф. Шопен «Этюд»
Музыкально-дидактические игры
Игра на музыкальных инструментах шумового
оркестра
2.
Мастерст
во
исполнит
еля.
Владеть
сведениями из
области знаний
о музыкантахисполнителях.
Уметь давать
Хоровое пение: французская песня «Жила была 3
пастушка»
Слушание
музыки:
современные
классических произведений
исполнители
личностную
оценку музыке
3.
Народные Иметь
Хоровое пение: народные попевки
2
праздник представление об
Слушание музыки: «Пасхальные песни», р.н.п. «Во
и. Пасха,
обычаях и
Троица
поле берёза стояла»
обрядах,
связанных с
праздниками.
4.
«Вот оно Знакомство
с Хоровое пение:
1
какое
музыкальными
Разучивание песен о лете
наше
произведениям
Слушание музыки:
лето»
и,
Детские песни из мультфильмов
посвященными
Инсценирование
летнему
Музыкально-дидактические игры
отдыху
5.
Контрольн Выявление
Хоровое пение: повторение изученного песенного 1
о-
репертуара
успешности
обобщающ овладения
Слушание
ий урок
обучающимися
музыкального
ранее
Музыкально-дидактические игры
изученным
Игра
материалом
оркестра
на
музыки:
закрепление
материала
музыкальных
изученного
для
инструментах
слушания
детского