МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием ПМО
МБОУ ПМО СО "Средняя общеобразовательная школа №14"
Принято
Утверждено
на заседании
приказом директора
педагогического совета
МБОУ ПМО СО «СОШ № 14»
«28» августа 2025 г.
от 28 августа 2025 г. №319-Д
Протокол № 18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Ритмике
1 «А»,2 «А», 3 «А», 4 «А» класс
(АООП ОУО)
Составитель:
Казакова Е. В.
учитель первой квалификационной категории
2025
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с
изменениями)
2. Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599 (с изменениями)
3. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) МБОУ ПМО СО «СОШ № 14» (АООП ОУО)
5. Рабочая программа воспитания МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
6. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ № 14»
7. Иные действующие нормативные документы в области образования
Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Цель реализации рабочей программы образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание
условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих
основных задач:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью,
обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения рабочей программы
образования обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих соревнований;
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных
представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Целью коррекционного курса по ритмике является формирование
движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку;
способность к импровизации и творчеству.
Задачи:
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в
движениях
Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее
яркими средствами выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики,
пространственной ориентировки;
Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в
соответствии с музыкальным сопровождением.
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ориентиром современного национального воспитательного идеала
является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа России. К
базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях формулируется общая цель воспитания в МБОУ
ПМО СО «СОШ №14» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими
социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений
на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления
социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего
образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования)целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей
младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в
своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть
научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного
статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы
и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми
именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет
базой для развития социально значимых отношений школьников и
накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в
дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить
начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными
растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах
и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности
помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями
здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой
цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий
социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных
отношений.
Общая характеристика учебного предмета
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является
важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс
направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития
детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика»
позволяет учитывать особые образовательные потребности детей
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса.
У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение
внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной
отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных
лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны
неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных
характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоциональноволевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям
вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные
функции, общая и речевая моторика. Для возбудимых детей характерно
двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная
возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость,
адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом
коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной
отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено
единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков
двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая
достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия
способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового
образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения
проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и
слухового восприятия.
Содержание курса.
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.1. Правильное исходное положение.
1.2. Ходьба и бег по ориентирам.
1.3. Построение и перестроение.
1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных
инструментах.
3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Раздел 4. Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки.
4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных
образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел 5. Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
5.2. Разучивание детских танцев.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В результате изучения курса «Ритмика» должны быть достигнуты
определенные результаты:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) личностные результаты освоения АООП должны отражать:
Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение,
находить свое место в строю.
Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты должны отражать:
Минимальный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
ходить свободным естественным шагом;
выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
«Ритмика»
1 класс
№
п/п
Раздел. Тема.
Кол-во
часов
33
7
1
Раздел1.Упражнения на
ориентировку в пространстве.
2
Раздел 2.Ритмикогимнастические упражнения.
6
3
Раздел 3.Упражнения с детскими
музыкальными инструментами.
7
4
Раздел 4.Музыкальные игры.
7
Основные
виды
обучающихся
учебной
деятельности
Занимает правильное исходное положение по
словесной инструкции. Выполняет ходьбу и бег: с
высоким подниманием колен.
Выполняет перестроение в круг из шеренги,
цепочки.
Ориентируется в направлении движений вперед,
назад, в круг, из круга.
Двигается по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу.
Выполняет наклоны, выпрямление и повороты
головы,
круговые
движения
плечами
(«паровозики»).
Выполняет упражнения на движение рук в
разных направлениях без предметов и с
предметами (флажки, погремушки, ленты).
Выполняет наклоны и повороты туловища
вправо, влево (класть и поднимать предметы
перед собой и сбоку).
Выставлять правую и левую ноги поочередно
вперёд, назад, в стороны, в исходное положение.
Выполняет поочередное и одновременное
сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с
изменением темпа музыки.
Выполнять простые упражнения на детских
музыкальных инструментах.
Различает характер музыки.
Передает
притопами, хлопками и другими
движениями резке акценты в музыке.
5
Раздел 5.Танцевальные
упражнения.
6
Выразительно и эмоционально передает в
движениях игровые образы
(повадки зверей, птиц, движение транспорта,
деятельность человека).
Исполняет игры с пением и речевым
сопровождением.
Выполняет элементы русской пляски: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек —
движение с платочком) по показу и по словесной
инструкции учителя.
Исполняет притопы одной ногой и поочередно,
выставляет ноги с носка на пятку.
2-4 класс
№
п/п
Раздел. Тема.
Кол-во
часов
34
7
1
Раздел1.Упражнения на
ориентировку в пространстве.
2
Раздел 2.Ритмикогимнастические упражнения.
3
Раздел 3.Упражнения с детскими 7
музыкальными инструментами.
4
Раздел 4.Музыкальные игры.
8
7
Основные
виды
обучающихся
учебной
деятельности
Занимает правильное исходное положение по
словесной инструкции. Выполняет ходьбу и бег: с
высоким подниманием колен.
Выполняет перестроение в круг из шеренги,
цепочки.
Ориентируется в направлении движений вперед,
назад, в круг, из круга.
Двигается по залу в разных направлениях, не
мешая друг другу.
Выполняет наклоны, выпрямление и повороты
головы,
круговые
движения
плечами
(«паровозики»).
Выполняет упражнения на движение рук в
разных направлениях без предметов и с
предметами (флажки, погремушки, ленты).
Выполняет наклоны и повороты туловища
вправо, влево (класть и поднимать предметы
перед собой и сбоку).
Выставлять правую и левую ноги поочередно
вперёд, назад, в стороны, в исходное положение.
Выполняет поочередное и одновременное
сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с
изменением темпа музыки.
Выполнять простые упражнения на детских
музыкальных инструментах.
Различает характер музыки.
Передает
притопами, хлопками и другими
движениями резке акценты в музыке.
Выразительно и эмоционально передает в
движениях игровые образы
(повадки зверей, птиц, движение транспорта,
деятельность человека).
5
Раздел 5.Танцевальные
упражнения.
5
Исполняет игры с пением и речевым
сопровождением.
Выполняет элементы русской пляски: простой
хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек —
движение с платочком) по показу и по словесной
инструкции учителя.
Исполняет притопы одной ногой и поочередно,
выставляет ноги с носка на пятку.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ ПМО СО
«СОШ № 14» (АООП ОУО)
4. Рабочая программа воспитания МБОУ ПМО СО «СОШ №14»