ВД Школьный театр 1-4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием ПМО
МБОУ ПМО СО "Средняя общеобразовательная школа №14"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

приказом директора
МБОУ ПМО СО

Протокол №18
от «28» августа 2025 г.

«СОШ №14»
Харланов И.А.
Приказ № 319-Д
от «28» августа 2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5923497)
Школьный театр
для обучающихся 1-4 классов

г. Полевской, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр» имеет художественную направленность.
Уровень программы
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы
С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно
благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети
Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего
меняются факторы социализации человека.
При всей кажущейся яркости и занимательности новейших
компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще
всего
остается
пассивным
зрителем,
созерцателем
подобных
технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных
центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу
активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей
творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в
игровой форме.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации детей в современном обществе, повышения уровня их общей
культуры и эрудиции. Театрализованная деятельность становится способом
развития творческих способностей, самовыражения и самореализации
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также
средством
снятия
психологического
напряжения,
сохранения
эмоционального здоровья школьников. Сочетая возможности нескольких
видов искусств (музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры),
театр обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир
ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в доступной форме с
особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами, также
раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено
на развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют
мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе,
тем самым создавая условия для успешной социализации личности.

Цель программы
Целью программы является приобщение детей младшего школьного
возраста (1-4 классы
начальной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и
формирование социально активной личности средствами театрального
искусства.
Задачи программы
Обучающие:
■ обучить основам сценического действия;
■ познакомить с основным языком театрального искусства;
■ познакомить с основными принципами коллективной творческой
деятельности;
■ дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины;
Развивающие:
■ развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу,
образное мышление;
■ научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
■ способствовать развитию культуры речи.
Воспитательные:
■ воспитывать уважительное отношение между членами коллектива,
чувство ответственности за общее дело;
■ воспитывать культуру поведения в театре;
■ формировать потребность в творческом самовыражении и создать
мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного
образа;
■
содействовать
формированию
эстетического
восприятия
и
художественного вкуса,
■ содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности,
уверенности, эмпатии, толерантности.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные,
учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
Адресат программы. Категория обучающихся
Программа предназначена для младших школьников (1-4 классы начальной
школы).
Возраст обучающихся по данной программе: 7-11 лет.
К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Группы формируются по возрастному принципу (7-9 лет, 10-11 лет).

Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и
возрастных особенностей детей в группе.
ВОЗРАСТНЫЕ
И
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-11 ЛЕТ)
В младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать новой для
себя деятельностью – учебной. Это создает для него дополнительные
психологические трудности.
По сути, ребенок учится учиться. У школьника происходит «утрата
непосредственности», термин, введенный Л.С. Выготским. Дело в том, что
ученик теперь начинает принимать решения, определять важность того или
иного действия, деятельность становится осмысленной. Поэтому меняется
его характер, поведение, его внимание и память. Параллельно происходит
внутренняя оценка и сравнивание себя с окружающими сверстниками. И
самое главное – первая встреча со взрослым человеком, не имеющим
отношения к родителям ученика, – учителем, требования которого ученик
должен не только выполнять, но и учиться осваивать систему деловых
отношений.
В этом возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее
интересны для
ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В
этом возрасте дети являются в высокой степени индивидуалистами,
достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет
позже.
На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с
одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано, прежде всего, с
оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика.
В 9-10 летнем возрасте, в отличие от более младшего, школьники острее
переживают
личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей.
Начинает проявляться
потребность ребенка во внимании, уважении, необходимо создать условия,
при которых каждый ребенок будет чувствовать свою неповторимость и
значимость. Способность делать что-то лучше, чем другие, достаточно
важна для младших классов. В этом возрасте ребенок оказывается перед
выбором: быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим,
получать похвалу. Поэтому существенную помощь в развитии личностных
качеств ученика могут дать внеклассные занятия. Важно понимать, что
именно творческое развитие личности школьника этого возраста поможет

ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Создание
школьных театров поможет ребенку сформировать основы, необходимые
для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект,
эмпатию, нацеленность на результат.
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят
быть неповторимыми. Они очень любят перевоплощаться, превращаться,
играя друг с другом. В
этом, конечно, актерская игра схожа с поведением детей.
Для педагога школьного театра очень важна первая встреча с учениками.
Очень важна. От этого зависит весь дальнейший творческий процесс с
детьми этого возраста. Важен и внешний вид, и первые слова, взгляд,
интонация, жесты. Необходимо, чтобы дети поверили, приняли педагога,
тогда взаимная любовь, в дальнейшем, поможет ребятам на занятиях быть
открытыми и веселыми. Они станут получать удовольствие от творческого
процесса, им будет интересно на занятиях, тогда придет их личностное
развитие и творческий рост.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения
фиксируется в учебном плане.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к
каждому обучающемуся.
Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения: 68 часов.
Кол-во учебных недель: 34
Количество учебных часов в год: 68 часов.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
Предметные результаты
По итогам освоения программы, обучающиеся будут
знать:
■ особенности театра как вида искусства;
■ виды театров;
■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ театральные профессии;

■ теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической
речи;
■ упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
■ упражнения для снятия мышечных зажимов;
■ базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
■ правила проведения рефлексии.
уметь:
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ выполнять простые действия на сцене;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
■ передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.
Личностные результаты
■ умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
■ создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы
товарищей;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты
■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСА
[[Школьный театр]]
Формы контроля
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности
реализации
и
усвоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и повышения качества
образовательного процесса. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в
год в форме открытого занятия в период с 20 по 30 декабря и включает в себя
проверку практических умений и навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).
Для оценки результатов обучения разработаны контрольноизмерительные материалы (Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета – показа инсценировок, театральных миниатюр или миниспектаклей.
Средства контроля
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по
следующим критериям:
■ соблюдение правил техники безопасности на сцене;
■ знание и соблюдение законов сценического проживания;
■ артикуляция и дикция;
■ контроль за свободой своего тела (владение собственным телом,
мышечная свобода);
■ умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
■ уверенность действия на сценической площадке;
■ правильность выполнения задач роли;
■ взаимодействие с партнeром или малой группой;
■ самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость,
доброжелательность и т.п.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням:
высокий, средний, низкий.
Высокий уровень освоения программы (8-10 баллов)
Для высокого уровня освоения программы характерны: активная
познавательная и творческая преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, заинтересованность, увлечeнность, высокая
внутренняя мотивация.

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к театральному искусству
и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного
произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен
сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния,
самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет
интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи
и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень освоения программы (5-7 баллов)
Для среднего уровня освоения программы характерны: активная
познавательная деятельность, проявление самостоятельности и творческой
инициативы при выполнении заданий, неустойчивая положительная
мотивация.
Обучающийся проявляет эмоциональный интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных
видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание
произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя
эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об
эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе
над пьесой с помощью педагога. Создает по эскизу или словесной
характеристике – инструкции педагога образ персонажа. Проявляет
активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в
различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень освоения программы (1-4 баллов)
Для низкого уровня освоения программы характерны: репродуктивный
характер творческой деятельности ребёнка, начальный познавательный
уровень активности, трудности с изображением или представлением
сценических персонажей, на занятии необходима помощь педагога, внешний
вид мотивации.
Обучающийся мало эмоционален, проявляет интерес к театральному
искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов
театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание
произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает
произведение только с помощью руководителя. Различает элементарные
эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при
помощи мимики, жеста, движения. Не проявляет активности в коллективной

творческой деятельности. Несамостоятелен, выполняет все операции только
с помощью руководителя.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [[Школьный театр]]
Формы проведения занятий:1. Беседы. 2. Встреча со зрителем, выступление
со спектаклем перед родителями или обучающимися других классов. 3.
Упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи,
внимания, мышления, памяти. 4. Дикционные упражнения. 5. Чтение
произведения учителем, обсуждение характеров героев,определение темы,
идеи, распределение ролей. 6. Чтение сказки по ролям. 7. Репетиции,
прогоны спектакля. 8. Работа над внешним оформлением спектакля. 9.
Изготовление декораций и бутафории.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по
актерскому психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
[[Шкошльный театр]]
1-4 КЛАСС
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой.
Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности
на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить
себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка
Устава коллектива.
2. Азбука театра
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр
как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре.
Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в
«театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать
посещения наклейками или записывать названия спектаклей. Игры «Мы
идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ
Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в
диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными
профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример,
оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут
раскрыть тему. Сценический этюд «Профессии театра…».
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение. Написание эссе «Мои впечатления».
5. Сценическая речь
Исходя из особенностей детей младшего школьного возраста
(активность, рассеянное внимание, бурная фантазия и воображение),
1.

необходимы упражнения, в которых дети подключают к работе речевого
аппарата все тело. Такие практики переводят энергетическую активность в
творческое русло. Это могут быть приседания, игра с мячом, бег,
ритмические игры. Например, удар теннисного мяча в пол или бросок в руки
другому ребенку, бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»,
счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал
ДВА и т.д.). Можно начинать занятия с одной мизансцены (например, круг).
Каждый ребёнок задает свое индивидуальное звучание (например, один
участник произносит звук, звукосочетание, чистоговорку и т.д.), и все в кругу
должны за ним повторить. В этот момент ребенок становится как бы
дирижером и управляет всей группой. Такие упражнения активно включают
внимание в начале занятия.
Дыхание. Упражнения на развитие дыхания нужно давать через образи
фантазию:
■ основы правильного дыхания (например, у вас в животе цветок, книжка,
мячи т.п.);
■ упражнения на холодный и тeплый выдох (например, сдувать пылинки
пушинки, согревать партнера, оттаивать заледеневшее стекло или рисовать
на нем рисунки);
■ упражнения на дыхание лeжа (например, поднимать ноги в положение
«Шлагбаум» и не пропускать других детей или конкретного партнера);
Блок упражнений по артикуляции и дикции в этой возрастной категории
рекомендуется сделать основным.
Артикуляция. Обращать внимание на:
■ обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и
нижняя челюсть находятся в покое);
■ медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение
более эффективным;
■ координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
■ соединение координации и моторики (например, использовать предметымячики, игрушки-мнушки, кольца су-джок и т.д.);
В итоге работы с артикуляционным блоком можно использовать
упражнения под музыку.
Дикция. Обращать внимание на:
■ медленный темп упражнений (тексты скороговорок сначала читать
медленно и только после четкого внятного произношения прибавлять
скорость);

■ внятное произношение всех необходимых звуков (не проглатывать звуки,
слоги, согласный в конце слова);
■ ритмические вариации (скороговорки в диалогах, с различным словесным
действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.);
■ многократное повторение, которое должно перевести количество в
качество.
Слушание сказок, стихов, басен. Развитие способности слышать ритмы
музыкального, поэтического, сказочного произведения. Чтение вслух
литературных произведений.
Знакомство с детским фольклором (песни, танцы, потешки, поговорки,
пословицы и др.).
Народные праздники, игры, традиции. Самостоятельное сочинение сказок,
былин на темы, связанные с народным творчеством. Сочинение своих
сказок, колыбельных, былин (коллективно или индивидуально, на занятиях
или дома). Придумывание своих сказочных сюжетов, объединяющих
известных героев разных сказок в одну литературную композицию.
Проигрывания-импровизации с детьми народных праздников, игр, сказок.
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста
нецелесообразны. Финальным материалом может быть коллективно
рассказанная сказка с вкраплением дикционных и дыхательных упражнений,
а также детские стихи в хоровом и индивидуальном варианте.
Теория. Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи.
Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный
массаж. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Основы практической работы над голосом. Выразительное чтение, громкость
и отчетливость речи, посыл звука в зрительный зал.
Практика Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка,
челюсти. Например, выполнение таких упражнений артикуляционной
гимнастики как: «Точилка», «Иголки», «Ходики», «Лопатки – жало»,
«Волейбольная сетка», «Трубочка», «Укол», «Зонтик», «Чашечка»,
«Кружочки», «Лопатка», «Лошадки» и т.д.
Выполнение упражнений дыхательной гимнастики.
Выполнение дикционных упражнений, произнесение скороговорок.
Голосовой тренинг. Участие в играх на выразительность и громкость голоса:
«Оркестр», «Метание звуков», «Звук и движение».
Выразительное чтение по ролям. Разучивание и инсценировка
чистоговорок, скороговорок и стихов. Участие в играх со словами и звуками:

«Ворона», «Чик-чирик», «Мишень», «Сочиняю я рассказ». «Все слова на
букву…». Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пуббу, пы-ббы» и т.п. Сказ о том, как была придумана азбука (по сказке Р.
Киплинга «Как была выдумана азбука»).
Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских
стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения.
6. Основы актерской грамоты
Упражнения по актерскому мастерству, направленные на развитие
творческой личности ребенка, воспитывают в ребенке: умение слушать,
развитие памяти, концентрацию, трудовую этику (не подвести партнеров),
самодисциплину, умение работать под давлением, улучшение языка тела,
бесстрашие перед публичными выступлениями, коммуникативные навыки
(исчезает замкнутость и скрытость), уверенность (исчезают страхи),
уравновешенность. Ребенок учится решать проблемы, развивает внимание,
мышечную свободу, воображение, фантазию и многое другое.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного
упражнения в процессе воспитания и обучения детей от 7-11 лет.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая
машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику букву
алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают
ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово,
придуманное им заранее. Например, слово – «носорог». Преподаватель
хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н»,
затем вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква
«О» хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В
дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в
определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей
возрастной группе.
Ребята, мы с вами оказались на необитаемом острове. Нам с вами нужно
написать письмо и отправить его с голубем на материк, тогда к нам в гости
смогут приехать наши родители и близкие друзья. А писать мы будем наше
письмо волшебным способом. Каждую букву мы будем по очереди хлопать в
ладоши. Например, слово «Здравствуйте!». А в конце нашего слова два
хлопка будет делать наш голубь (выбранный из учеников). Это будет
означать, что он запомнил это слово, и мы может печатать дальше. В итоге,

печатается целое предложение. Голубь, запомнив всю фразу, улетает на
материк, чтобы пригласить всех близких в гости на необитаемый остров.
Важно в этом интересном возрасте создавать предлагаемые
обстоятельства «сказочной игры», тогда линия поведения ребенка будет
интегрирована в близкие для него обстоятельства, что послужит импульсом
для его включения в театрально-игровой процесс, что повлияет на его
творческое развитие.
Теоретическая часть. Посвящение детей в особенности актёрской
профессии. Мышечная свобода. Особенности сценического внимания.
Наблюдение, воображение, фантазия, придумка в актерской профессии.
Практическая часть. Упражнения на развитие зрительного внимания:
«Повтори позу», «Зеркало», «Кто во что одет» и т.д. Ответить на вопросы,
например, «Что вы видели по дороге в школу?», «Сколько ступенек на
лестничном пролёте?», «Сколько фонарей/деревьев от дома до школы?» и
т.д. Если не получается сразу ответить на эти вопросы, дать задание
подготовить ответы к следующему занятию.
Упражнения на развитие слухового внимания и других сенсорных
умений: «Послушаем тишину», «Летает не летает», «Хлопки», «Воробейворона» и др.
Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Рассматривание форм камней, раковин, корней и веток деревьев, поиск
ассоциаций. Наблюдение за состоянием природы, движением снега,
появление радуги, движением облаков, движением волн и т.д. Фантазии на
эту тему. Разгадывание загадок о природе. Наблюдение за повадками диких и
домашних животных, их эмоциями.
Упражнения на подражание голоса: медведя, тигра, волка, коровы,
кошки, собаки, птиц, рыб и т.д. Разговор обезьян. Жужжание мух, комаров,
пчел. Кваканье лягушек. Этюд «Птичий переполох», озвучивание русской
народной сказки «Зимовье зверей».
Упражнения на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум морских
волн, вой ветра, шум дождя, капель, перестукивание камней, журчание ручья,
гром и т.д.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного» и др.
Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг либо в круг. Раздать каждому участнику
букву алфавита (у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы. Преподаватель произносит слово,

придуманное им заранее. Например, слово – Носорог. Преподаватель хлопает
в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н». Затем
вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О»
хлопает ему в ответ и так далее. В конце слова хлопает вся группа. В
дальнейшем упражнение усложняется, печатаются целые фразы в
определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
7. Предлагаемые обстоятельства (Театральные игры)
Теория. Общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Понятие «игра». Возникновение игры. Понятие «театральная игра». Значение
игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Режиссерская
игра. Игры-импровизации. Игры-инсценировки. Игры-превращения. Игрыдраматизации.
Язык жестов, движений и чувств.
Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Понятие «Я» в предлагаемых
обстоятельствах. Составление этюдов. Индивидуальные и групповые этюды.
Этюды-пантомимы.
Танец и слово. Работа с реквизитом. Работа с декорациями.
Инсценирование музыкальных
произведений. Импровизация.
Практика. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства.
Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Этюды-превращения: «Я – дерево, цветок, травинка, листик, шишка,
раковина и т.д.», «Я –
ветер, облако, водопад, морская волна, гром, вьюга, солнечный свет», «Я –
арбуз, яблоко, лимон, авокадо, морковь, лук, семечко и т.д.».
Игры-перевёртыши: собака – кошка, лиса – заяц, волк – медведь, ворона –
воробей и т.д.
Игра в теневой театр – создание с помощью рук образов зверей, птиц,
сказочных существ.
Выполнение упражнений: «Угадать шумы», «Искусственные шумы»,
«Радио», «Слышать одного» и др.
Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление».
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений.
Сочинение и представление этюдов по сказкам.
8. Ритмопластика

Теория. Пластика. Мышечная свобода. Жесты. Универсальная разминка.
Тренировка суставно-мышечного аппарата. Тело человека: его физические
качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Гимнастика
на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела.
Речевая и двигательная гимнастика. Произношение текста в движении.
Характерность движения.
Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при
произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза,
акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и
пластический образ. Влияние музыки на возникновение пластических
образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении
под музыку. Пластическая импровизация на музыку разного характера.
Понятия:
■ точки зала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Буквы и звуки. Комплексы упражнений, тренирующих все части тела с
акцентом на развитие гибкости и подвижности во время произнесения текста
и выполнения сценической задачи: общее и различное.
Практика. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Участие в
играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации движений). Тренинги:
«Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Выполнение
основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Упражнения на развитие
пластичности и выразительности рук: «Волна», «Деревья», «Подводные
растения», «Плавники».
Работа над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча).
Упражнения на развитие умения двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо-ритмом: «Ускоряй-замедляй», «Шагаем под музыку, как
великаны, как гномы, как лиса, как заяц, как медведь».
Упражнения, которое учит самостоятельно подбирать образные
движения, менять их с изменением характера музыки: «Мотылёк», «Лебедь»,
«Парус», «Снежинки», «Огонь» и т.п. Участие в играх на определение

сценического образа через образ музыкальный. Слушание музыки и
выполнение движений (бег – кони, прыжки – воробей, заяц, наклоны – ветер
дует и т.д.) в темпе музыкального произведения.
Тренировочный бег. Бег с произношением цифр, чтением стихов, прозы.
Выполнение упражнений при произнесении элементарных стихотворных
текстов.
Выполнение основных позиций рук, ног, постановки корпуса. Работа
над жестами (уместность, выразительность). Участие в играх на
жестикуляцию (плач, прощание, встреча). Выполнение этюдов на основные
эмоции (грусть, радость, гнев).
Перестроение в указанные (геометричские) фигуры. Хлопки, ходьба, бег
в заданном ритме. Выполнение упражнений на запоминание и
воспроизведение ритмического рисунка, для развития актерской
выразительности.
9. Работа над инсценировками (миниатюрами, миниспектаклями)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора.
Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение
жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения.
Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов.
Пластический
рисунок роли. Темпо-ритм. Репетиции отдельных картин в разных составах.
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма.
Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Сводная репетиция. Генеральная репетиция
10. Итоговое занятие (итоговая аттестация)
Практика.
Творческий
отчeт.
Показ
инсценировок
(миниатюр).Рефлексия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
■ умение слаженно работать в коллективе, оценивать собственные
возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
■ приобретение навыков нравственного поведения,
ответственного отношения к собственным поступкам;

осознанного

и

■ создание предпосылок для объективного анализа своей работы и работы
товарищей;
■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в
группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По итогам освоения программы, обучающиеся будут
знать:
■ особенности театра как вида искусства;
■ виды театров;
■ правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
■ театральные профессии;
■ теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической
речи;
■ упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;

■ упражнения для снятия мышечных зажимов;
■ базовые упражнения для проведения актерского тренинга;
■ правила проведения рефлексии.
уметь:
■ ориентироваться в сценическом пространстве;
■ выполнять простые действия на сцене;
■ взаимодействовать на сценической площадке с партнeром;
■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ;
■ передавать образы с помощью вербальных и невербальных
выразительных средств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

1

2

Наименование разделов и тем программы

Вводное занятие

Азбука театра

Количество часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Знакомство,
инструктаж,
беседа, игры,
тестирование

2

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители»

3

Театральное закулисье

1

Экскурсия,
творческое
задание

4

Посещение театра

4

Просмотр
спектакля

5

Сценическая речь (Культура и техника речи)

6

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

6

Основы актерской грамота

10

Беседа.
Наблюдение;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

выполнение
творческих
заданий
Предлагаемые обстоятельства (Театральные
игры)

7

Ритмопластика (Сценическое движение)

8

14

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

14

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

9

Работа над инсценировками (миниатюрами,
мини-спектаклями)

15

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Итоговая аттестация

1

Творческий
отчет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

2 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем программы

Вводное занятие

Азбука театра

Театральное закулисье

Посещение театр

Количество часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Знакомство.
Правила
поведения.
Инструктаж

2

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители»

4

Экскурсия,
творческое
задание

4

Просмотр
спектакля,
написание
эссе

5

Культура и техника речи. Художественное
чтение

8

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

6

Основы актёрской грамоты

6

Беседа.
Наблюдение;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

выполнение
творческих
заданий

Театральные игры

7

Ритмопластика. Сценическое движение

8

Актёрский практикум

9

10

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

12

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Работа над постановками

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

11

Итоговая аттестация

1

Творческий
отчет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

3 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем программы

Вводное занятие

Азбука театра

Театральное закулисье

Посещение театра

Количество часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Знакомство.
Правила
поведения.
Инструктаж

2

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители»

4

Экскурсия,
творческое
задание

4

Просмотр
спектакля,
написание
эссе

5

Культура и техника речи. Художественное
чтение

8

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

6

Основы актёрской грамоты

6

Беседа.
Наблюдение;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

выполнение
творческих
заданий

Театральные игры

7

Ритмопластика. Сценическое движение

8

Актёрский практикум

9

10

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

12

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Работа над постановкой

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

11

Итоговая аттестация

1

Творческий
отчет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

4 КЛАСС
№
п/п

1

2

3

4

Наименование разделов и тем программы

Вводное занятие

Азбука театра

Театральное закулисье

Посещение театра

Количество часов

Основное
содержание

Основные
виды
деятельности

1

Знакомство.
Правила
поведения.
Инструктаж

2

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители»

4

Экскурсия,
творческое
задание

5

Просмотр
спектакля,
написание
эссе

5

Сценическая речь (Культура и техника речи)

8

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

6

Основы актерской грамота

6

Беседа.
Наблюдение;

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

выполнение
творческих
заданий

Театральные игры

7

Ритмопластика. Сценическое движение

8

Актёрский практикум

9

10

Беседа.
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

12

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

10

Работа над постановкой

10

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

11

Итоговая аттестация

1

Творческий
отчет

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

69

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Задачи и особенности занятий в
театральном кружке, коллективе

1

0

0

2

Слушание сказки «Колобок».

1

0

0

3

Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1

0

1

4

Инсценировка сказки «Колобок» без слов,
используя мимику и жесты.

1

0

1

5

Тело человека: его физические качества,
двигательные возможности, проблемы и
ограничения

1

0

0

6

Знакомство с понятием «мимика», «жест»

1

0

0

7

Упражнение в изображении героев с
помощью мимики и жестов

1

0

1

8

Как вести себя на сцене

1

0

0

9

Ориентирование в пространстве,
равномерное размещение на площадке

1

0

0

10

Упражнение в изображении героев с
помощью мимики и жестов

1

0

1

11

Виды говорения: диалог и монолог

1

0

0

12

Как разучить роль своего героя

1

0

0

13

Рассказ о театре и видах театрального

1

0

0

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

искусства
14

Инсценирование сказки о животных
«Зайкина избушка»

1

0

1

15

Работа над техникой речи. Интонационная
отработка

1

0

1

16

Проговаривание русских народных потешек
и дразнилок по ролям

1

0

0

17

Знакомство с русскими народными играми
со словами

1

0

0

18

Театральные игры "Змейка", "Превращение
карандаша"

1

0

0

19

Художественное чтение как вид
исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом

1

0

1

20

Разучивание сказки-игры «Репка»

1

0

1

21

Мы актёры. Работа над спектаклем «Козадереза»

1

0

0

22

Прослушивание и прочтение сказки «Козадереза», работа над дикцией

1

0

0

23

Мы актёры. Презентация сказки

1

0

0

24

Премьера спектакля «Коза-дереза» для
учащихся начальной школы на празднике
Осени

1

1

0

25

Великая сила Слова. В мире пословиц

1

0

0

26

Разучиваем пословицы. Инсценировка
пословиц

1

0

1

27

Игра-миниатюра с пословицами
«Объяснялки»

1

0

0

28

Правила поведения в театре

1

0

0

29

Места в театре

1

0

0

30

Просмотр презентации про Кукольный
театр Образцова

1

0

0

31

Общение. Говорить и слушать

1

0

0

32

Рассказ любимых стихов и сказок

1

0

0

33

Речевой этикет в различных ситуациях

1

0

0

34

Разыгрывание мини-сценки "Перемена"

1

0

1

35

Создание образов с помощью жестов,
мимики

1

0

0

36

Понятие «театральная игра». Значение игры
в театральном искусстве. Воображение и
вера в вымысел

1

0

0

37

Прослушивание и прочтение сценария
«Новогодние приключения»

1

0

0

38

Распределение и разучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов

1

0

1

39

Умение пользоваться интонацией. Создание
декораций и костюмов. Проигрывание всего
спектакля

1

0

1

40

Учимся создавать образы животных с
помощью выразительных пластических
движений

1

0

1

41

Просмотр сказки «Морозко»

1

0

0

42

Обсуждение содержания и игры героев
сказки "Морозко"

1

0

0

43

Мы актёры. Работа над спектаклем

1

0

1

«Морозко»
44

Импровизация игры-драматизации по сказке
«Морозко»

1

0

1

45

Создание образов героев сказки "Морозко"

1

0

1

46

Распределение ролей и первое прочтение
спектакля по ролям. Заучивание ролей.
Отработка движений, жестов и мимики

1

0

1

47

Выразительность и подлинность поведения
в сценических условиях. Создание
декораций и костюмов

1

0

0

48

Проигрывание всего спектакля "Морозко"

1

0

1

49

Театральна игра "Зеркало", "Мостик"

1

0

1

50

Посещение театра. Просмотр спектакля

1

0

1

51

Составление коротких рассказов или сказок
по заданным глаголам

1

0

0

52

Чтение докучных сказок. Нахождение
ключевых слов и выделение их голосом

1

0

0

53

Распределение ролей и первое прочтение
сценария. Репетиция сценок, подбор
музыкального оформления. Прогонные
репетиции с музыкой

1

0

1

54

Театральна игра "Кто подошёл"

1

0

1

55

Театр и виды театрального искусства

1

0

0

56

Знакомство с русскими народными играми
со словами. Разучивание сказки-игры
«Горелки»

1

0

1

57

Выполнение дикционных упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой

1

0

1

тренинг. Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка чистоговорок,
скороговорок и стихов
58

Упражнения «и,э,а,о,у,ы»; двойные
согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы»

1

0

1

59

Выполнение упражнений на коллективную
согласованность действий

1

0

0

60

Сочинение и представление этюдов по
сказкам. Этюды-пантомимы Танец и слово.
Выполнение этюдов: «Встреча»,
«Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление»

1

0

1

61

Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь»

1

0

1

62

Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и
шейного отдела

1

0

0

63

Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же поразному»

1

0

1

64

Дыхательная гимнастика, фонационная
(звуковая) гимнастика

1

0

1

65

Интегрированная инсценировка басен,
сказок, открытое занятие по актёрскому
мастерству

1

0

1

66

Театральна игра "Волшебный графин"

1

0

0

67

Разыгрывание сценки "Две подружки"

1

0

0

68

Творческий отчет

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

2

30

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Вводное занятие. Инструктаж. Роль театра в
культуре

1

0

0

2

Повторение понятия «мимика», «жест»

1

0

0

3

Упражнение в изображении героев с
помощью мимики и жестов

1

0

1

4

Слушание, чтение по ролям сценария
«Учитель - не званье. Учитель - призванье!»

1

0

1

5

Театральная игра "Узнай товарища", "Играем
в куклы"

1

0

1

6

Инсценировка сценок без слов, используя
мимику и жесты

1

0

1

7

Виды говорения: диалог и монолог

1

0

0

8

Как разучить роль своего героя

1

0

0

9

Рассказ о театре и видах театрального
искусства

1

0

0

10

Работа над техникой речи. Разучивание
скороговорок, считалок, потешек и
ихобыгрывание

1

0

1

11

Знакомство с русскими народными играми со
словами

1

0

0

12

Разучивание сказки-игры «Горелки»

1

0

1

13

Учиться правильно двигаться и говорить

1

0

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

текст
14

Прослушивание и прочтение сценария
«Новогодние приключения»

1

0

1

15

Распределение и разучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов

1

0

1

16

Умение пользоваться интонацией. Создание
декораций и костюмов. Проигрывание всего
спектакля

1

0

1

17

Генеральная репетиция спектакля
"Новогодние приключения"

1

0

1

18

Премьера спектакля «Новогодние
приключения»

1

0

1

19

Правила поведения в театре. Места в театре.
Общение. Говорить и слушать. Дети
рассказывают любимые стихи и сказки.
Формировать чёткую и грамотную речь

1

0

0

20

Импровизация игры-драматизации по басне
И. Крылова «Стрекоза и муравей»

1

0

1

21

Создание образов героев сказки. Чтение
сценария

1

0

1

22

Распределение ролей и первое прочтение
сценария по ролям. Заучивание ролей.
Отработка движений, жестов и мимики

1

0

1

23

Выразительность и подлинностьповедения в
сценических условиях. Создание декораций и
костюмов. Проигрывание всего выступления

1

0

1

24

Генеральная репетиция с декорациями,
реквизитом и музыкальным сопровождением

1

0

1

"Мамин День"
25

Презентация. Театральная сцена

1

0

0

26

Разучивание этюда “Звуковые потешки с
речью”

1

0

0

27

Выразительное чтение стихотворений

1

0

0

28

Составление коротких рассказов или сказок
по заданным глаголам

1

0

0

29

Чтение докучных сказок. Нахождение
ключевых слов и выделение их голосом

1

0

0

30

Основы театральной культуры из истории
русского театра. Игра скоморохов

1

0

0

31

Чтение сценария «Школьные годы чудесные»,
обсуждение и выбор ролей. Заучивание ролей

1

0

0

32

Проигрывание отдельных эпизодов. Создание
декораций (изготовление большого гриба и
подбор костюмов)

1

0

1

33

Репетиция выступления, подбор
музыкального оформления "Школьные
чудесные годы"

1

0

1

34

Виды театрального искусства. Просмотр
эпизодов оперы, балета и мюзикла

1

0

0

35

История одной куклы. Просмотр фильма про
Буратино

1

0

0

36

Изображение героев сказки «Буратино».
(Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла ,
Карабас-Барабас)

1

0

0

37

Викторина по русским народным сказкам

1

0

0

38

Театральные профессии Понятие о

1

0

0

театральных профессиях (актёр, режиссёр,
художник)

39

Выполнение дикционных упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой
тренинг. Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка чистоговорок,
скороговорок и стихов

1

0

1

40

Развитие навыка логического анализа текста
(на материале детских стишков). Знаки
препинания, грамматические паузы,
логические ударения

1

0

0

41

Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации

1

0

0

42

Игры-превращения "Снеговик", "Зернышко"

1

0

0

43

Участие в играх-инсценировках, играхпревращениях, сюжетных играх. Понятие «Я»
в предлагаемых обстоятельствах

1

0

1

44

Пластика. Мышечная свобода. Жесты

1

0

1

45

Выполнение основных позиций рук, ног,
постановки корпуса. Работа над жестами
(уместность, выразительность)

1

0

1

46

Знакомство с разновидностями сцен

1

0

0

47

Режиссерская игра

1

0

0

48

Понятие «декорация». Ознакомление с
элементами оформления спектакля театра

1

0

0

49

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и
объёмных декорациях

1

0

0

50

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и

1

0

0

объёмных декорациях
51

Изготовление плоскостных декораций

1

0

1

52

Индивидуальные и групповые этюды.
Обыгрывание бытовых ситуаций из детских
литературных произведений

1

0

0

53

Сочинение и представление этюдов по
сказкам. Этюды-пантомимы

1

0

0

54

Танец и слово

1

0

0

55

Разучивание сценки "Русский язык"

1

0

1

56

Импровизация. Выполнение музыкальных
этюдов

1

0

0

57

Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь»,
«Три точки»

1

0

0

58

Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и
шейного отдела

1

0

0

59

Речевая и двигательная гимнастика.
Выполнение упражнений при произнесении
элементарных стихотворных текстов

1

0

0

60

Произношение текста в движении.
Тренировочный бег. Бег с произношением
цифр, чтением стихов, прозы

1

0

0

61

Участие в играх и выполнение упражнений на
развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации
движений)

1

0

0

62

Тренинги: «Тележка», «Собачка», «Гусиный
шаг», «Прыжок на месте»

1

0

0

63

Упражнения на координацию движений и
ощущения тела в пространстве при
произнесении диалога

1

0

0

64

Музыкальный образ средствами пластики и
пантомимы. Хлопки, ходьба, бег в заданном
ритме. Выполнение упражнений на
запоминание и воспроизведение ритмического
рисунка, для развития актерской
выразительности

1

0

0

65

Музыка и пластический образ влияние
музыки на возникновение пластических
образов: попытки создания образа, внутреннее
созерцание образа в движении под музыку

1

0

0

66

Чтение литературного произведение. Разбор.
Читка по ролям. Разучивание текстов

1

1

0

67

Этюдные репетиции на площадке. Разбор
мизансцен

1

0

1

68

Творческий отчет

1

1

0

68

2

26

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Здравствуй, театр!

1

0

0

2

Театральная игра «Театр – экспромт»

1

0

1

3

Знакомство с древнегреческим
,современным ,кукольным, музыкальным
,цирковым театрами

1

0

0

4

Выбор лексики, интонации, говор, речевые
ошибка, мягкость жесткость речи

1

0

0

5

Театральная игра. «Школьный Ералаш»

1

0

1

6

Прослушивание и прочтение сценария,
работа над дикцией. Распределение и
разучивание ролей "Школьный театр"

1

0

1

7

Проигрывание отдельных эпизодов.
Создание декораций и костюмов

1

0

1

8

Генеральная репетиция выступления
"Школьный театр"

1

0

1

9

Выступление на празднике «День Учителя»

1

0

1

10

Виды театрального искусства

1

0

0

11

Разучиваем пословицы. Инсценировка
пословиц

1

0

1

12

Игра-миниатюра с пословицами
«Объяснялки»

1

0

1

13

Упражнения на развитие дикции

1

0

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

(скороговорки, чистоговорки)
14

Правила поведения в театре

1

0

0

15

Учимся строить диалог с партнером на
заданную тему

1

0

0

16

Работа над спектаклем «Бременские
музыканты»

1

0

1

17

Просмотр мультфильма «Бременские
музыканты». Обсуждение содержания и
игры героев

1

0

1

18

Распределение ролей и первое прочтение
спектакля по ролям. Выразительность и
подлинность поведения в сценических
условиях. Заучивание ролей

1

0

1

19

Отработка движений, жестов и мимики .
Создание декораций и костюмов

1

0

1

20

Проигрывание всего спектакля. Генеральная
репетиция с декорациями, реквизитом и
музыкальным сопровождением

1

0

1

21

Премьера спектакля «Бременские
музыканты» на новогоднем празднике для
родителей

1

0

1

22

Посещение Театра. Просмотр спектакля

1

0

1

23

Сочинение - рассуждение по выбранной
пословице

1

0

1

24

Театральная игра «Маски»

1

0

1

25

Разучивание скороговорок, считалок,
потешек и их обыгрывание

1

0

1

26

Подготовка к концерту «Весна, цветы и

1

0

1

комплименты»
27

Знакомство с текстом, распределение ролей,
диалоги героев. Заучивание ролей.
Проигрывание отдельных эпизодов

1

0

1

28

Выступление на празднике «Весна, цветы и
комплименты»

1

0

1

29

Виды театрального искусства

1

0

0

30

Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла

1

0

0

31

Развитие навыка логического анализа текста
(на материале детских стишков). Знаки
препинания, грамматические паузы,
логические ударения

1

0

0

32

Основы театральной культуры. Театральные
профессии

1

0

0

33

Выразительное чтение сказки С. Михалкова.
«Не стоит благодарности»

1

0

1

34

Импровизированное прочтение по ролям с
элементами инсценировки сказки

1

0

1

35

Сценическое воображение. Импровизация на
сцене по услышанному впервые тексту

1

0

1

36

Работа над сказкой «В школьном царствегосударстве»

1

0

1

37

Чтение сказки «В школьном царствегосударстве», обсуждение и выбор ролей

1

0

1

38

Обсуждение содержания и игры героев.
Заучивание ролей

1

0

0

39

Проигрывание отдельных эпизодов

1

0

0

40

Показ сказки «В школьном царстве-

1

0

1

государстве». для учащихся школы
41

Театральная афиша. Театральная
программка

1

0

0

42

Изготовление афиши и программок

1

0

1

43

Тест «Какой я зритель»

1

0

1

44

Посещение театра

1

0

1

45

Написание эссе по посещенному спектаклю

1

0

0

46

Гигиенический массаж, вибрационный
массаж

1

0

0

47

«Алло, мы ищем таланты!»

1

0

1

48

Художественное чтение как вид
исполнительского искусства. Основы
практической работы над голосом

1

0

1

49

Выполнение дикционных упражнений,
произнесение скороговорок. Голосовой
тренинг. Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка чистоговорок,
скороговорок и стихов

1

0

1

50

Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации

1

0

1

51

Театральная игра "Опиши картину"

1

0

1

52

Выполнение упражнений на коллективную
согласованность действий

1

0

0

53

Интегрированная инсценировка басен,
сказок, открытое занятие по актёрскому
мастерству

1

0

1

54

Игра на воображение "Кто во что одет"

1

0

1

55

Общеразвивающие игры и специальные
театральные игры. Понятие «игра».
Возникновение игры

1

0

0

56

Язык жестов, движений и чувств

1

0

0

57

Обыгрывание бытовых ситуаций из детских
литературных произведений

1

0

1

58

Выполнение упражнений: «Сказка»,
«Ассоциация», «Лодочка»

1

0

1

59

Театральная игра "Как упали спички"

1

0

1

60

Инсценирование сказки "Три поросенка"

1

0

1

61

Ритмопластика

1

0

1

62

Чтение произведения С. Михалкова
«Упрямый козлёнок». Герои произведения.
Отбор выразительных средств

1

0

1

63

Инсценирование произведения В.
Драгунского «Где это видано, где это
слыхано». Театральная игра

1

0

1

64

Чтение произведения «По щучьему
велению» (русская народная сказка). Герои
произведения. Отбор выразительных средств

1

0

1

65

Чтение произведения «Перчатки»
(английская народная песенка). Герои
произведения. Отбор выразительных средств

1

0

1

66

Выполнение упражнений на развитие
двигательных способностей (ловкости,
гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие,
координацию в пространстве

1

0

1

67

Речевая и двигательная гимнастика.
Выполнение упражнений при произнесении
элементарных стихотворных текстов

1

0

1

68

Творческий отчет

1

1

0

68

1

49

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Вводное занятие

1

0

0

2

Здравствуй, театр!

1

0

1

3

Игра «Театр – экспромт»

1

0

1

4

Знакомство с театрами (презентация)

1

0

1

5

Великая сила Слова. Этикет. Речевой
этикет

1

0

0

6

Знакомство с древнегреческим
,современным ,кукольным, музыкальным
,цирковым театрами

1

0

0

7

Выбор лексики, интонации, говор, речевые
ошибка, мягкость жесткость речи

1

0

0

8

Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург.

1

0

0

9

Театральная игра «Маски»

1

0

1

10

Художественная мастерская. Изображение
здания театра. Презентация

1

0

1

11

Великая сила Слова. Язык жестов

1

0

1

12

Значение слова и жеста в общении между
людьми, в профессии актёра

1

0

0

13

Великая сила Слова. Использование жестов
мимики в театральной постановке

1

0

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

14

Инсценировка знакомых песен с помощью
жестов и мимики

1

0

1

15

Работа над сценарием «С улыбкой о
школе»

1

0

1

16

Прочтение и обсуждение сценария.
Распределение и разучивание ролей.

1

0

1

17

Создание декораций и костюмов «С
улыбкой о школе»

1

0

1

18

Генеральная репетиция выступления «С
улыбкой о школе»

1

0

1

19

Выступление на празднике «День
Учителя»

1

0

1

20

Звуки и шумы

1

0

1

21

Знакомство с применением
дополнительных средств для озвучивания
спектакля

1

0

0

22

Музыка и театр

1

0

0

23

Знакомство с театральными
композиторами и музыкой к постановкам

1

0

0

24

Театральная игра "Камушки"

1

0

1

25

Репетиция и инсценировка басни Крылова
«Ворона и лисица» на сцене

1

0

1

26

Конкурс чтецов "Юные поэты"

1

0

1

27

Работа над спектаклем «Снежная
королева»

1

0

1

28

Просмотр сказки «Снежная королева».
Обсуждение содержания и игры героев

1

0

1

29

Распределение ролей и первое прочтение
спектакля по ролям. Заучивание ролей

1

0

1

30

Выразительность и подлинность поведения
в сценических условиях сказки "Снежная
королева"

1

0

1

31

Создание декораций и костюмов.
Проигрывание спектакля "Снежная
королева"

1

0

1

32

Генеральная репетиция с декорациями,
реквизитом и музыкальным
сопровождением

1

0

1

33

Премьера спектакля «Снежная королева»
на новогоднем празднике для родителей

1

0

1

34

Театральная игра «Приходи сказка»

1

0

1

35

Викторина по сказкам

1

0

1

36

Театры разных стран

1

0

0

37

Презентация о театрах. Видеоролики

1

0

1

38

Изображение фантастического театра

1

0

1

39

Театральная игра «Превращение»

1

0

1

40

Развитие навыка логического анализа
текста (на материале детских стишков).
Знаки препинания, грамматические паузы,
логические ударения

1

0

1

41

Участие в играх со словами и звуками:
«Ворона», «Чик-чирик», «Мишень»,
«Сочиняю я рассказ». «Все слова на
букву…».

1

0

1

42

Посвящение детей в особенности

1

0

1

актёрской профессии
43

Тренинги и выполнение упражнений с
приемами релаксации

1

0

1

44

Работа над спектаклем «Весенняя сказка»

1

0

1

45

Знакомство с текстом, распределение
ролей. Заучивание ролей

1

0

1

46

Проигрывание отдельных эпизодов.
Генеральная репетиция выступления

1

0

1

47

Выступление на празднике «Весенняя
сказка

1

0

1

48

Театр одного актера

1

0

1

49

Разыгрывание монолога на сцене

1

0

1

50

Знакомство с аннотацией. Что такое
аннотация

1

0

0

51

Посещение театра

1

0

0

52

Написание отзыва на спектакль

1

0

1

53

Этюды на движение

1

0

1

54

Интегрированная инсценировка басен,
сказок, открытое занятие по актёрскому
мастерству

1

0

1

55

Индивидуальные и групповые этюды.
Обыгрывание бытовых ситуаций из
детских литературных произведений

1

0

1

56

Театральная игра «Одно и то же поразному»

1

0

1

57

Работа над сценарием «Классный
выпускной».

1

0

1

58

Чтение сценария, обсуждение и выбор
ролей. Обсуждение содержания

1

0

1

59

Проигрывание отдельных эпизодов.
Заучивание ролей

1

0

1

60

Проигрывание отдельных эпизодов

1

0

1

61

Работа над сказкой К. Чуковского
«Телефон»

1

0

1

62

Экспромт- сказки: «Теремок», «Курочкаряба», «Красная ягодка», «Снеговик»,
«Котенок»

1

0

1

63

Рифма, или Похожие «хвосты»

1

0

1

64

Играем в слова, или моя Вообразилия

1

0

1

65

Дом для чудесных представлений

1

0

1

66

Оформление стенда «Все о театре»

1

0

1

67

Театральная игра "Тень"

1

0

1

68

Творческий отчет

1

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

55


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».