РП ВД Математика и конструирование 1 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием
ПМО МБОУ ПМО СО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического
совета
Протокол №18
от «28» августа 2025 г.

приказом директора
МБОУ ПМО СО "СОШ №14"
Харланов И.А.
Приказ № 319-Д
от «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ
для обучающихся 1 классов

г. Полевской, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Математика и конструирование» имеет социальное
направление и реализуется на занятиях внеурочной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
«Математика и конструирование» обусловлены важностью создания условий для
всестороннего и гармоничного развития школьника. Для полноценного развития
ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального
аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая
другая, реально может обеспечить такую интеграцию.
Занятия «Математика и конструирование» - это первая ступенька для
освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования,
необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на
вовлечение школьника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания
математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной
деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического
моделирования позволяет сформировать, развивать, корректировать у школьников
пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в
игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные
логические действия.
Конструирование в рамках программы – процесс творческий,
осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с
другом, позволяющий провести интересно и с пользой время.
Цель программы – формирование у обучающихся способности и
готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Задачи программы:
-формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах,
телах и их свойствах.
-расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни,
развитие художественно-эстетического вкуса;
-развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления,
речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация
и обобщение);
-развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование,
планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью);

-развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование
практических умений;
-создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации
успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
-формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем
человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 лет.
Сроки реализации программы - 1 раз в неделю,33 занятия в год.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой
формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к детям.
Форма и периодичность текущего контроля успеваемости обучающихся.
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного
моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на
формирование у обучающихся способности и готовности к созидательному
творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских
способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти
направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого,
а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
Изучив курс «Математика и конструирование», дети успешно владеют
основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в
пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно
было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно
влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «Математика и
конструирование» создает для этого самые благоприятные возможности. Школьники
создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в
эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда дети осваивают навыки
креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои

собственные конструкции, организовываются именные выставки индивидуальных
работ воспитанников и работ, созданных в результате совместного творчества.
Приобретение навыков конструкторской и моделирующей деятельности
способствуют формированию у младших школьников способности и готовности к
созидательному творчеству в окружающем мире.
Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы,
позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные
действия (УУД). Изучив курс «Математика и конструирование», обучающиеся
приобретают и успешно владеют личностными, регулятивными, познавательными и
коммуникативными УУД. Отбор и структурирование содержания программы, выбор
методов и форм обучения учитывает задачи формирования конкретных видов
универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-формирование адекватной
позитивной
осознанной самооценки
и
самопринятия на основе сравнение обучающимися продуктов своей
конструкторской деятельности вчера и сегодня;
-сформированность мотивов достижения и социального признания –
стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном
признании, мотив социального долга;
-формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметнопреобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их
социальной значимостью и содержанием;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-проявление интереса к новому;
-смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью
творческой деятельности и ее мотивом;
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности
к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-развитие
эмпатии
и
сопереживания,
эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Регулятивные УУД:
-способность к организации своей деятельности - умение осуществлять
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, корректировку,
оценку и саморегуляцию;
-умение совершать действие по образцу и заданному правилу;
-умение сохранять заданную цель;
-умение действовать по плану;
-проявление целеустремленности и настойчивости в достижении цели;

-поиск ошибок, недостатков создаваемой конструкции и их исправление по
рекомендации взрослого или самостоятельно;
-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения конструкторских задач в
зависимости от конкретных условий;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
-моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики
объекта (пространственнографическая или знаково-символическая):
- кодирование/замещение (использование моделей и символов как условных
заместителей реальных объектов и предметов),
- декодирование/считывание информации путем расшифровки моделей и
символов,
- умение использовать и создавать наглядные модели (схемы, чертежи, планы,
конструкции и т.п.),
- способность соотносить полученную модель с реальным объектом.
-логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных),
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов,
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов,
- подведение под понятие, выведение следствий,
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство,
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
-планирование деятельностного сотрудничества с педагогом и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-ориентация на партнера по общению - учет позиции собеседника,
-умение слушать собеседника;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-взаимодействие с партнером – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-умение обосновывать, доказывать и отстаивать собственное мнение;
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации
спора;
-владение монологической и диалогической формами речи.
В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы
возможно достижение учебных результатов в области математических и
технологических умений, а также знаний объектов и предметов окружающего мира.
В модуле «Плоскостное моделирование» младший школьник научится:
-самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирать и осуществлять
наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие
заданию;
-ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;
-оперировать понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;
-воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в
соответствии с ней;
-конструировать по правилам симметрии (ассиметрии), вычленять ритм в
форме и конструкции узоров;
-выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных
особенностей и размера геометрических фигур;
-генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные
плоскостные конструкции.
В модуле «Объемное моделирование» младший школьник освоит основы
инженерно-конструкторских навыков и научится:
-исследовать, анализировать и сравнивать свойства многогранников,
фиксировать результаты исследований в таблице;
-определять форму многогранника и воспроизводить ее;
-видеть и схематически изображать изометрические проекции призм и
пирамид;
-анализировать конструкцию заданной тематической фигуры и воссоздавать ее
по образцу;

-устанавливать логические взаимосвязи, связанные с формой и расположением
отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее
созданию;
-создавать в воображении предметный замысел, соответствующий
поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического
воплощения;
-подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;
-выдвигать проектную идею в соответствии с собственным познавательным
интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать
готовую конструкцию, практически воплощать мысленные идеи и
преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана
на основе освоенных приемов работы;
-доводить решение задачи до готовой модели.
В ходе освоения школьниками каждого модуля программы возможно
достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний
предметов окружающего мира.
Ожидаемый результат:
По окончании обучающиеся должны знать:
- различные виды многогранников;
-понятие о периметре геометрических фигур.
По окончании обучающиеся должны уметь:
- конструировать многогранники;
- владеть основами моделирующей деятельности;
- сравнивать и классифицировать фигуры по 2 - 3 свойствам;
- ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
- сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
- решать комбинаторные задачи;
- выделять «целое» и «части»;
- выявлять закономерности;
- считать и сравнивать числа от 1 до 20.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема раздела: Исследование многоугольников.
Содержание раздела: Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у
многоугольников. Четырёхугольники: квадрат. Свойства квадрата (все стороны
равны). Четырёхугольники: прямоугольник. Сравнение свойств прямоугольника и
квадрата (у прямоугольника не все стороны равны). Треугольники. Сравнение
треугольников: остроугольный, равносторонний, прямоугольный. Треугольники:
остроугольный треугольник. Свойства остроугольного треугольника (боковые

стороны равны). Треугольники: равносторонний треугольник. Свойства
равностороннего треугольника (все стороны равны). Треугольники: равносторонний
треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны).
Треугольники: прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника
(есть прямой угол). Четырёхугольники: ромб. Свойства ромба (все стороны равны).
Сравнение свойств четырёхугольников (у квадрата и у ромба все стороны равны).
Четырёхугольники: ромб. Сравнение свойств четырёхугольников. Четырёхугольники:
трапеция. Свойства трапеции (боковые стороны равны). Многоугольники:
пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник.
Тема раздела: Конструирование по образцу.
Содержание раздела: Конструирование по образцу (ребёнок выбирает фигуру из
книги).
Тема раздела: Конструирование по технологической карте.
Содержание раздела: Конструирование по технологической карте
Тема раздела: Сравнительный анализ многоугольников.
Содержание раздела: Сравнительный анализ многоугольников. Прямой угол,
острый угол, тупой угол. Плоскостное моделирование, объёмное моделирование.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

1

Исследование
многоугольников.
Изучение
комплекции
конструктора ТИКО

2

Исследование
многоугольников.
Четырёхугольники
квадрат
Исследование
многоугольников.
Четырёхугольники
прямоугольник

3

4

Исследование
многоугольников.
Сравнительный анализ
треугольников

5

Исследование
многоугольников.
Треугольники
остроугольный
треугольник

-

-

-

Дата
Характеристика деятельности учащихся
прохождения
программы
1.1.Исследование многоугольников. (20ч.)
Теория: Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у
многоугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических
фигур – конструирование квадрата и прямоугольника. Карточка
«Заяц».
Теория: Животные наших лесов. Четырёхугольники: квадрат.
Свойства квадрата (все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-квадратов
линейкой. Карточка «Белка». Рисование квадрата.
Теория: Растительный и животный мир наших лесов.
Четырёхугольники:
прямоугольник.
Сравнение
свойств
прямоугольника и квадрата (у прямоугольника не все стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-прямоугольника
линейкой. Карточка «Гриб». Рисование прямоугольника.
Теория: Отличие диких и домашних животных. Треугольники.
Сравнение
треугольников:
остроугольный,
равносторонний,
прямоугольный.
Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-треугольников
линейкой. Конструирование по устной инструкции «Кот». Карточка
«Собака».
Рисование
остроугольного
(равнобедренного)
треугольника, у которого есть острый угол и боковые стороны равны.
Теория: Экзотические животные. Треугольники: остроугольный
треугольник. Свойства остроугольного треугольника (боковые
стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон остроугольного
треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции
«Крокодил». Карточка «Верблюд». Рисование остроугольного

Примечание

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Исследование
многоугольников.
Треугольники
равносторонний
треугольник

-

Исследование
многоугольников.
Треугольники
равносторонний
треугольник

-

Исследование
многоугольников.
Четырехугольники
ромб

Исследование
многоугольников.
Четырехугольники
ромб
Исследование
многоугольников.
Четырехугольники
трапеция
Исследование
многоугольников.

-

-

-

(равнобедренного) треугольника, у которого есть острый угол и
боковые стороны равны.
Теория:
Приметы
осени.
Треугольники:
равносторонний
треугольник. Свойства равностороннего треугольника (все стороны
равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего
треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции
«Лист клёна» . Карточка «Лист берёзы».
Теория:
Подготовка
животных
к
зиме.
Треугольники:
равносторонний
треугольник.
Свойства
равностороннего
треугольника (все стороны равны).
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур
– конструирование равностороннего треугольника. Конструирование
по устной инструкции «Гриб». Карточка «Ёжик». Рисование
равностороннего треугольника.
Теория: Подготовка животных к зиме (птицы, насекомые).
Четырёхугольники: ромб. Свойства ромба (все стороны равны).
Сравнение свойств четырёхугольников (у квадрата и у ромба все
стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон равностороннего
треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции
«Птица» . Карточка «Журавль». Рисование ромба.
Теория: Классификация животного мира: звери, птицы, насекомые,
пауки.
Четырёхугольники:
ромб.
Сравнение
свойств
четырёхугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур
– конструирование ромба. Карточка «Паук». Рисование ромба.
Теория: Четырёхугольники: трапеция. Свойства трапеции (боковые
стороны равны).
Практическое задание: Измерение сторон трапеции линейкой.
Карточка «Динозавр». Рисование трапеции.
Теория: Четырёхугольники: трапеция.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур

12.

Четырехугольники
трапеция
Исследование
многоугольников.
Четырехугольники
параллелограмм

-

-

13.

Исследование
многоугольников.
Пятиугольник

14.

Исследование
многоугольников.
Шестиугольник

15.

Исследование
многоугольников.
Треугольники
прямоугольный
треугольник

-

Исследование
многоугольников.
Треугольники
прямоугольный
треугольник

-

16.

– конструирование трапеции. Карточка «Баран». Рисование трапеции.
Теория: Подготовка растений к зиме. Четырёхугольники:
параллелограмм. Свойства параллелограмма (не все стороны равны).
Сравнение свойств четырёхугольников.
Практическое задание: Задания на замещение геометрических фигур
– конструирование параллелограмма. Карточка «Олень». Рисование
параллелограмма.
Теория: Приметы зимы. Многоугольники: пятиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Карточка «Снежинка». Рисование
пятиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «горка» .
Теория: Зимние виды спорта. Многоугольники: шестиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Задания на замещение геометрических
фигур – конструирование шестиугольника. Карточка «Снеговик».
Рисование шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «снеговика» - приём
перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
Теория: Треугольники: прямоугольный треугольник. Свойства
прямоугольного треугольника (есть прямой угол).
Практическое задание:
Плоскостное моделирование: Карточка «Ёлочка». Рисование
прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «ёлочки» - приём
перестроения плоскостной фигуры в объёмную.
Теория: Треугольники: прямоугольный треугольник. Свойства
прямоугольного треугольника (есть прямой угол).
Практическое задание:
Плоскостное
моделирование:Карточка
«Ёлочка».
Рисование
прямоугольного треугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической

17.

Исследование
многоугольников.
Пятиугольник

18.

Исследование
многоугольников.
Шестиугольник

19.

Исследование
многоугольников.
Восьмиугольник

20.

Исследование
многоугольников.
Восьмиугольник

21.
22.

Конструирование
образцу
Конструирование
образцу

карте «Звезда».
Теория: Многоугольники: пятиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное
моделирование:Карточка
«Звезда».
Рисование
пятиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической
карте «Мяч № 3».
Теория: Многоугольники: шестиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное
моделирование:
Карточка
«Заяц».
Рисование
шестиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической
карте «Коробка для подарка».
Теория: Виды транспорта: наземный железнодорожный транспорт.
Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное
моделирование:Карточка
«Паровоз».
Рисование
восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «вагоны для
паровоза» .
Теория: Строительная техника. Многоугольники: восьмиугольник.
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Конструирование по устной инструкции
«Подъёмный
кран».
Карточка
«Трактор».
Рисование
восьмиугольника.
Объёмное моделирование: Конструирование «подъёмного крана» приём перестройки плоскостной фигуры в объёмную.
1.2. Конструирование по образцу (3 ч)
по

Практическое задание: Конструирование по образцу «Бабочка» .

по

Практическое задание: Конструирование по образцу: паутина, жук .

23.

Конструирование
образцу

по

Практическое задание: Конструирование по образцу - «яблоко на
тарелке».
1.3. Конструирование по технологической карте (5 ч)

24.

Конструирование
по
технологической карте
Конструирование
по
технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте:
«Черепаха».
Практическое задание: Конструирование по технологической карте
«Осеннее дерево».

26.

Конструирование
по
технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте
«Корзина».

27.

Конструирование
по
технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте:
«Мяч № 1», «Кегли для боулинга».

28.

Конструирование
по
технологической карте

Практическое задание: Конструирование по технологической карте:
«Собака».

25.

1.4. Сравнительный анализ многоугольников (2 ч)
29.

Сравнительный анализ
многоугольников

30.

Сравнительный анализ
многоугольников

Теория: Виды транспорта: наземный грузовой транспорт.
Сравнительный анализ разных видов многоугольников – игра «Назови
многоугольник» .
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Карточка «Камаз».
Объёмное моделирование: Конструирование по технологической
карте «Мост».
Теория: Снегоуборочная техника. Сравнительный анализ разного
вида углов многоугольников – игра «Назови многоугольник» .
Практическое задание:
Плоскостное моделирование:Задания на замещение геометрических
фигур – конструирование прямоугольного треугольника. Карточка
(бульдозер). Рисование прямоугольного треугольника.

Объёмное моделирование: Конструирование по образцу - «грейдер» .
31.

Резерв

32.

Резерв

33.

Резерв

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
детей.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для школьников.

интернет-ресурсы http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
(методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО:
презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».