РП история ОУО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Полевского муниципального округа
Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Утверждено:
приказом директора
МБОУ ПМО СО СОШ № 14
от 28.08.2025 г. № 319-Д

Принято
на заседании
педагогического совета
28.08.2025 г.
Протокол № 18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
6-9 класс
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Составитель:
Забродина О.Р.
учитель первой квалификационной категории
Камалетдинова О.Р
учитель высшей квалификационной категории

2025-2026 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История Отечества» в 6-9 класса составлена на основании
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями)
2.Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (с изменениями)
3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г №1026.
Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ МПО
«СОШ № 14» (АООП ОУО)
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
5.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
6.Концепции преподавания учебного курса «История России», утвержденной решением
Коллегии Минпросвещения 23.10.2020;
7.Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя школа № 14»;
8.Федеральной рабочей программы по учебному предмету «История».
9. Федеральная рабочая программа воспитания
10. Рабочая программа воспитания МБОУ ПМО «СОШ №14».
11.Устав МБОУ ПМО «СОШ № 14»
12.Иные действующие нормативные документы в области образования
Программа предмета «История Отечества» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ МИНОБРНАУКИ России №
1599 от 19.12.2014г., зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.02.2015г.),
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

История в школе для детей с умственной отсталостью рассматривается как учебный
предмет, в который заложено изучение исторического материала, коррекционное
воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных

качеств гражданина, подготовка подростка с умственной отсталостью к жизни,
социальнотрудовая и правовая адаптация в общество.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
умственной отсталостью и направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,
эстетическое, нравственное воспитание.
Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип

коррекционной

направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников
специфических нарушений.
Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в
обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой •
Наглядные - наблюдение, демонстрация •
Практические
–
упражнения.
•

•

Методы изложения новых знаний

•

Методы повторения, закрепления знаний

•

Методы применения знаний

Методы контроля
Место учебного предмета в учебном плане.
•

Учебный предмет «История Отечества» входит в предметную область «Человек и
общество», относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На предмет «История Отечества» в 7-9 классах отведено 2 часа в неделю, что составляет
68 часов за учебный год.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной
деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной
нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной
неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности
интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые
возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также
степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью
воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими
заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения,

но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных
организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность
детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения

в

психическом

развитии

детей

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной
деятельности

(слабостью

процессов

возбуждения

и

торможения,

замедленным

формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением
взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве
случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной
отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах
онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный
характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны
психофизического

развития

ребенка:

мотивационно-потребностная,

социально-

личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные
процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия
поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении
целостности психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение
ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого
опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью

темпа

психических

процессов,

их

слабой

подвижностью

и

переключаемость. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и
обобщению.
Относительно

сохранной

у

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ―
ощущение и восприятие.

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого
составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция,
конкретизация. Эти мыслительные операции проявляются в трудностях установления
отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по
признакам сходства и отличия. Из всех видов мышления (наглядно-действенного,
наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито
словесно-логическое мышление.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностями их памяти.Они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются
внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым
оказывается логическое опосредованное запоминание. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в
трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Недостатки речевой деятельности
этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического
мышления.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой
умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов
и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических
особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что
затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая
конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая
мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается
незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в
свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут
выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии.
Таким образом, педагогические условия, созданные для обучающихся с умственной
отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки
ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с
развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП
оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
9.2. Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия,
в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
9.3. Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной
области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой
умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.

Предметные результаты освоения ФАООП обучающихся с легкой умственной
отсталостью разных нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших,
слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от
особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы
обучающихся.
ФАООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Мир
истории" (VI класс) предметной области "Человек и общество"
включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы.
28.1. Пояснительная записка.
В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного
анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах
познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой
цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования
нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального
опыта, коррекции и развития высших психических функций.
Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к
усвоению курса "История Отечества" в VII - XI классах. Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта,
труда человека на различных исторических этапах его развития;
формирование первоначальных исторических представлений о "историческом
времени" и "историческом пространстве";
формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых
других;
формирование умения работать с "лентой времени";
формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать
простейшие выводы и обобщения;
воспитание интереса к изучению истории.
28.2. Содержание учебного предмета.
28.2.1. Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен.
Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие и дальние
родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о
биографии. Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город,
поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей
образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край (область,
республика), в котором мы живем; главный город края, области, республики;
национальный состав, основные занятия жителей.
Россия - страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный
состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы
Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
28.2.2. Представления о времени в истории.
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера,
сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени. Календарь (происхождение,
виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский
земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец века,
граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
28.2.3. Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение
исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография,
геральдика, нумизматика (элементарные представления на конкретных
примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники
зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные (фольклор),
письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки). Архивы и музеи
(виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
28.2.4. История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие
человека от животного.

Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие
от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный
век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ жизни
и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних
людей из-за климатических условий: борьба за выживание. Способы охоты на
диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего
человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных
климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие
земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового
века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род,
племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание человеком
искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
28.2.5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
28.2.5.1. История освоения человеком огня, энергии. Источники огня в природе.
Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня
древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища,
защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда,
выплавка металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в
истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие
представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей.
Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых
(угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни
человечества.
28.2.5.2. История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие
новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
28.2.5.3. История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища:
пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища. Материалы,
используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги,
вигвамы, юрты). История совершенствования жилища. Влияние климата и
национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные
памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
28.2.5.4. История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
28.2.5.5. История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы
добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие,
скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в
жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни
человека.
28.2.5.6. История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления
посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его
значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в
изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее
виды. Преимущества деревянной по суды для хранения продуктов, народные
традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
28.2.5.7. История появления одежды и обуви.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для
изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных
условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления,
материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития
земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления
одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды.
Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство.
Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы
народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
28.2.5.8. История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей
и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм,
ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение среды и
общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы,
поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо,
клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История
книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия.
Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег,
торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий:
заполнение анкет;
рисование по темам: "Моя семья", "Мой дом", "Моя улица";

составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством
педагогического работника);
составление генеалогического древа (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение "ленты времени" одного
столетия, одного тысячелетия, ориентировка на "ленте времени";
объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и
времени.
чтение и пересказ адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов,
монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к
различным историческим эпохам;
экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
ознакомление с историческими памятниками, архитектурными сооружениями;
просмотр фильмов о культурных памятниках;
викторины на темы: "С чего начинается Родина?", "Моя семья", "Мой род", "Я и
мои друзья", "Страна, в которой я живу", "События прошлого", "Время, в котором
мы живем", "История одного памятника", "История в рассказах очевидцев",
"Исторические памятники нашего города".
28.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета "Мир истории"
28.3.1. Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
использование помощи педагогического работника при выполнении учебных
задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток,
инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
28.3.2. Достаточный уровень:

знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам
программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных
высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным
фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с
помощью педагогического работника;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
29. Федеральная рабочая программа по учебному предмету "История
Отечества" (VII - IX класс) предметной области "Человек и общество"
включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы.
29.1. Пояснительная записка.
Предмет "История Отечества" играет важную роль в процессе развития и
воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции
обучающихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее
историческому прошлому.
Основные цели изучения данного предмета "История Отечества":
формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления
исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной
деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших
психических функций.
Достижение этих целей будет способствовать социализации обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием.
Основные задачи изучения предмета:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в
разные исторические эпохи;

формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого
и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для
понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры,
средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими
людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
29.2. Содержание учебного предмета.
29.2.1. Введение в историю.
Что такое история. Что изучает история Отечества. Вещественные, устные и
письменные памятники истории. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте.
Государственные символы России. Глава нашей страны. История края - часть
истории России. Как изучается родословная людей. Моя родословная. Счет лет в
истории. "Лента времени".
29.2.2. История нашей страны древнейшего периода.
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины.
Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Родоплеменные
отношения восточных славян. Славянская семья и славянский поселок. Основные
занятия, быт, обычаи и верования восточных славян. Взаимоотношения с
соседними народами и государствами. Объединение восточных славян под
властью Рюрика.
29.2.3. Русь в IX - I половине XII века.
Образование государства восточных славян - Древней Руси. Формирование
княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Крещение Руси при князе Владимире: причины и значение.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Жизнь и быт людей. Древнерусские города, развитие ремесел и
торговли. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.
Древнерусская культура.
29.2.4. Распад Руси. Борьба с иноземными завоевателями (XII - XIII века).

Причины распада единого государства Древняя Русь. Образование земель самостоятельных государств, особенности их социально-политического и
культурного развития. Киевское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.
Господин Великий Новгород. Культура Руси в XII - XIII веках.
Русь между Востоком и Западом. Монгольские кочевые племена. Сражение на
Калке. Нашествие монголов на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя. Г
ероическая оборона русских городов. Значение противостояния Руси
монгольскому завоеванию. Русь и Золотая Орда. Борьба населения русских земель
против ордынского владычества.
Отношения Новгорода с западными соседями. Борьба с рыцарямикрестоносцами. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
29.2.5. Начало объединения русских земель (XIV - XV века).
Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь
Иван Калита и его политика. Расширение территории Московского княжества.
Превращение Москвы в духовный центр русской земли. Князь Дмитрий Донской
и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Князь Иван III.
Освобождение от иноземного господства. Образование единого Русского
государства и его значение. Становление самодержавия. Система
государственного управления. Культура и быт Руси в XIV - XV вв.
29.2.6. Россия в XVI - XVII веках.
Расширение государства Российского при Василии III. Русская православная
церковь в Российском государстве. Первый русский царь Иван IV Грозный.
Система государственного управления при Иване Грозном. Опричнина: причины,
сущность, последствия. Внешняя политика Московского государства в XVI веке.
Присоединение Поволжья, покорение Сибири. Строительство сибирских городов.
Быт простых и знатных людей.
Москва - столица Российского государства. Московский Кремль при Иване
Грозном. Развитие просвещения, книгопечатания, зодчества, живописи. Быт,
нравы, обычаи.
Россия на рубеже XVI - XVII веков. Царствование Бориса Годунова. Смутное
время. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова.
Освободительная борьба против интервентов. Ополчение К. Минина и Д.
Пожарского. Подвиг И. Сусанина. Освобождение Москвы. Начало царствования
династии Романовых.
Правление первых Романовых. Конец Смутного времени. Открытие новых земель.
Русские первопроходцы. Крепостные крестьяне. Крестьянское восстание под
предводительством С. Разина. Власть и церковь. Церковный раскол. Внешняя
политика России в XVII веке. Культура и быт России в XVII веке.
29.2.7. Россия в XVIII веке.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. "Великое посольство" Петра I.
Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии.

Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной
войны. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция
реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в
стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена
петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I.
Российская Академия наук и деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Шувалов покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского
университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II - просвещенный абсолютизм. Укрепление
императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов.
"Золотой век дворянства". Положение крепостных крестьян, усиление
крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение.
Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение
Крыма и освоение Новороссии. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура и быт России
во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие
исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
29.2.8. Россия в первой половине XIX века.
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя
политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны.
Бородинская битва. Герои войны (М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.
Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов). Причины победы России в
Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в
России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение
движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата.
Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика
России. Крымская война 1853 - 1856 гг. Итоги и последствия войны.
"Золотой век" русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки,
техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели
культуры (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, В.А.
Тропинин, К.И. Росси).
29.2.9. Россия во второй половине XIX - начале XX века.
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь
крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие
России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская,
судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство
Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности,
формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление

революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского
населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И.С.
Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.И. Суриков, П.И. Чайковский, А.С.
Попов, А.Ф. Можайский.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение
основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война
1904 - 1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне.
Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905 - 1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. начало революции, основные ее события. "Манифест 17 октября 1905 года".
Поражение революции, ее значение. Реформы П.А. Столыпина и их итоги.
"Серебряный век" русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А.М.
Горький, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин, Анна Павлова. Появление первых
кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат.
Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский
прорыв. Подвиг летчика П.Н. Нестерова. Экономическое положение в стране.
Отношение к войне в обществе.
29.2.10. Россия в 1917 - 1921 годах.
Революционные события 1917 года. Февральская революция и отречение царя от
престола. Временное правительство. А.Ф. Керенский. Создание Петроградского
Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период
двоевластия. Октябрь 1917 года в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов.
Образование Совета Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным.
Принятие первых декретов "О мире" и "О земле". Установление советской власти в
стране и образование нового государства - Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (РСФСР). Принятие первой Советской
Конституции - Основного Закона РСФСР. Судьба семьи Николая II.
Гражданская война в России: предпосылки, участники, основные этапы
вооруженной борьбы. Борьба между "красными" и "белыми". Положение
населения в годы войны. Интервенция. Окончание и итоги Гражданской войны.
Экономическая политика советской власти во время Гражданской войны:
"военный коммунизм". Экономический и политический кризис в конце 1920 начале 1921 г. Массовые выступления против политики власти (крестьянские
восстания, восстание в Кронштадте). Переход к новой экономической политике,
положительные и отрицательные результаты нэпа.
29.2.11. СССР в 20-е - 30-е годы XX века.
Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.
Система государственного управления СССР. Смерть первого главы Советского
государства - В. И. Ленина. Сосредоточение всей полноты партийной и
государственной власти в руках И.В. Сталина. Культ личности Сталина. Массовые
репрессии. ГУЛАГ. Последствия репрессий.
Индустриализация страны, первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток
(Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). Роль рабочего класса в
индустриализации. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства: ее насильственное осуществление,
экономические и социальные последствия. Создание колхозов. Раскулачивание.
Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Новая Конституция СССР 1936 года. Ее значение. Изменения в системе
государственного управления СССР. Образование новых республик и включение
их в состав СССР. Политическая жизнь страны в 30-е годы. Основные
направления внешней политики Советского государства в 1920 - 1930-е годы.
Укрепление позиций страны на международной арене.
Культура и духовная жизнь в стране в 1920-е - 1930-е гг. "Культурная революция":
задачи и направления. Ликвидация неграмотности, создание системы народного
образования. Развитие советской науки, выдающиеся научные открытия (И.П.
Павлов, К.А. Тимирязев, К.Э. Циолковский) Идеологический контроль над
духовной жизнью общества. Русская эмиграция. Политика власти в отношении
религии и церкви. Жизнь и быт советских людей в 20-е - 30-е годы.
29.2.12. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению
обороноспособности страны. Первое военное столкновение между японскими и
советскими войсками в 1938 г. Советско-германский договор о ненападении.
Советско-финляндская война 1939 - 1940 годов, ее итоги. Начало Второй мировой
войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад, подготовка к
нападению на СССР.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.
Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи Красной армии,
героическая защита городов на пути отступления советских войск. Битва за
Москву, ее историческое значение. Маршал Г.К. Жуков. Герои-панфиловцы.
Героизм тружеников тыла. "Все для фронта! Все для победы!". Создание новых
вооружений советскими военными конструкторами. Блокада Ленинграда и
мужество ленинградцев. Города-герои.
Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной
войны. Зверства фашистов на оккупированной территории, и в
концентрационных лагерях. Подвиг генерала Д.М. Карбышева. Борьба советских
людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Героиподпольщики и партизаны. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских
солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам. Наука и культура в годы
войны.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце
войны. Изгнание захватчиков с советской земли, освобождение народов Европы.
Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Решающий вклад СССР в разгром
гитлеровской Г ермании. Завершение Великой Отечественной войны. День
Победы - 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Военные действия США против Японии в
1945 г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии.
Окончание Второй мировой войны. Нюрнбергский процесс. Героические и
трагические уроки войны. Причины победы советского народа. Советские
полководцы (Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.С. Конев), герои

войны. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. в памяти народа,
произведениях искусства.
29.2.13. Советский Союз в 1945 - 1991 годах.
Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни.
Восстановление разрушенных городов. Возрождение и развитие
промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Жизнь и быт людей в
послевоенное время, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна
репрессий. Голод 1946 - 1947 гг. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Формирование двух
военно-политических блоков. Начало "холодной войны". Политика укрепления
социалистического лагеря.
Смерть И.В. Сталина. Борьба за власть. Приход к власти Н.С. Хрущева. Осуждение
культа личности, начало реабилитации репрессированных. Реформы Н.С.
Хрущева. Освоение целины. Жилищное строительство. Жизнь советских людей в
годы правления Н.С. Хрущева. Выработка новых подходов к внешней политике.
Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы. Исследование атомной энергии.
Выдающиеся ученые И.В. Курчатов, М.В. Келдыш, А.Д. Сахаров. Освоение космоса
и полет первого человека. Ю.А. Гагарин. Первая женщина космонавт В.В.
Терешкова. Хрущевская "оттепель". Противоречия внутриполитического курса
Н.С. Хрущева, его отставка.
Экономическая и социальная политика Л.И. Брежнева. Экономический спад.
Конституция СССР 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война
в Афганистане. XXII-летние Олимпийские игры в Москве. Ухудшение
материального положения населения и морального климата в стране. Советская
культура, жизнь и быт советских людей в 70-е - начале 80-х годов XX века.
Смерть Л.И. Брежнева. Приход к власти М.С. Горбачева. Реформы Горбачева в
политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из
Афганистана. Избрание первого президента СССР - М.С. Горбачева. Нарастание
экономического кризиса и обострение межнациональных отношений в стране.
Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991
г. Распад СССР. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Первый президент России Б.Н. Ельцин. Образование Содружества Независимых
Государств (далее - СНГ). Причины и последствия кризиса советской системы и
распада СССР.
29.2.14. Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015 годах.
Вступление России в новый этап истории. Формирование суверенной российской
государственности. Политический кризис осени 1993 г. Принятие Конституции
России (1993 г.). Символы государственной власти Российской Федерации.
Экономические реформы 1990-х гг., их результаты. Жизнь и быт людей в новых
экономических и политических условиях Основные направления национальной
политики: успехи и просчеты. Нарастание противоречий между центром и
регионами. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Внешняя
политика России в 1990-е гг. Отношения со странами СНГ и Балтии. Восточное
направление внешней политики. Русское зарубежье.
Отставка Б.Н. Ельцина, президентские выборы в 2000 году. Второй президент
России - В.В. Путин. Его деятельность: курс на продолжение реформ,

стабилизацию положения в стране, сохранение целостности России, укрепление
государственности, обеспечение согласия и единства общества. Новые
государственные символы России. Развитие экономики и социальной сферы.
Политические лидеры и общественные деятели современной России. Культура и
духовная жизнь общества в начале XXI века. Русская православная церковь в
новой России.
Президентские выборы 2008 г. Президент России - Д.А. Медведев. Общественнополитическое и экономическое развитие страны, культурная жизнь на
современном этапе. Разработка новой внешнеполитической стратегии в начале
XXI века. Укрепление международного престижа России.
Президентские выборы 2012 г. Президент России - В.В. Путин. Сегодняшний день
России. Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Воссоединение
Крыма с Россией. Празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной
войне.
29.3. Планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета "История Отечества".
29.3.1. Минимальный уровень:
знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории;
знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов;
знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей,
царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
понимание значения основных терминов-понятий;
установление по датам последовательности и длительности исторических
событий, пользование "Лентой времени";
описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность,
составление рассказов о них по вопросам педагогического работника;
нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и
событий;
объяснение значения основных исторических понятий с помощью
педагогического работника.
29.3.2. Достаточный уровень:
знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий
отечественной истории;
знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов;
их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об
исторических событиях, формулировка выводов об их значении;
знание мест совершения основных исторических событий;

знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков,
полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной
характеристики исторических героев;
формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и
последовательности важнейших исторических событий;
понимание "легенды" исторической карты и "чтение" исторической карты с
опорой на ее "легенду";
знание основных терминов понятий и их определений;
соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности
исторических событий;
сравнение, анализ, обобщение исторических фактов;
поиск информации в одном или нескольких источниках;
установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими
событиями и явлениями.
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся V - IX классов в процессе
обучения:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать
чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными,
так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и
результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную
деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию
в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового
письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и
средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов
инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению
самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и
оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия представлены умениями: дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию,
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и

деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Тематическое планирование. Мир истории. 6 класс.
№ п/п

Наименование раздела и тем

1
Почему нужно изучать историю?
Раздел I. Имя, отчество, семья, родословная,
человек.
2
История имени.
3
Отчество и фамилия человека.
4
Семья.
5
Биография.
6
Поколение людей.
7
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина Россия.
8
О доме.
9
Название городов и улиц.
10
Родник «Двенадцать ключей».
11
Истоки.
12
Наша родина - Россия.
13
Наша родина - Россия.
14
Как устроено государство.
15
Герб, флаг, гимн России.
16
Повторительно-обобщающий урок.
17
Москва – столица России.
18
Мы жители планеты Земля.
Раздел III. О том, что такое время и как его
изучают.
19
Что такое время.
20
История календаря.
21
Русский земледельческий календарь.
22
Счет лет в истории. Историческое время.
23
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел IV. Что изучает наука история.
24
Что такое история.
25
Какие науки помогают истории.

Кол-во
часов
1
7
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1

26
Как работают археологи.
27
Исторические памятники.
28
Историческая карта.
29
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел V. История Древнего мира.
30
Земля и космос.
31
От кого произошел человек.
32
Человек умелый.
33
Следующее поколение людей каменного
века.
34
Наступление ледников.
35
Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.
36
Как жили древние охотники, кочевники и
собиратели.
37
Новые занятия людей.
38
Повторительно-обобщающий урок.
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на
Земле.
39
Огонь в жизни древнего человека.
40
Огонь, глина, гончар.
41
Огонь открывает новую эпоху в жизни
людей.
42
Вода, ее значение в жизни человека.
43
Вода и земледелие.
44
Вода как источник энергии.
45
Какие дома строили древние люди.
46
Как появилась мебель.
47
Как появились каша и хлеб.
48
История об обыкновенной картошке.
49
О керамике, фарфоре и деревянной посуде.
50
История появления одежды.
51
Одежда и положение человека в обществе.
52
Повторительно-обобщающий урок.
53
Как люди украшали себя.
Раздел VII. Человек и общество.
54
О далеких предках – славянах и родовом
строе.
55
Что такое город.
56
Как люди понимали
мир природы
в древности.
57
Современные религии, как они появились.
58
Современные религии, как они появились.
59
Современные религии, как они появились.
60
Искусство и культура.
61
Письмо.

1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68

Первые книги.
От изобретателя колеса - к новым
открытиям.
Изобретения человека.
Изобретения человека.
Человечество стремится к миру.
Что такое освободительная война.
Подвиг
ленинградцев.
Человечество
стремится к миру.

1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по курсу «История Отечества». 7 класс.
№п/п
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25

26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39

40-41
42-43
44-46
47-48
49-50
51-52
53-54

Тема/раздел
Введение
ГлаваI. Древняя Русь
Происхождение славян
Славяне и соседние народы
Облик славян и черты их характера
Хозяйство и уклад жизни восточных славян
Жилища,одежда,семейные обычаи восточных славян
Повторительно- обобщающий урок по теме: Древняя Русь
Глава II. Древнерусское государство
Как возникло Древнерусское государство
Об Аскольде, Дире и их походах в Византию
Князь Игорь из рода Рюриковичей(913-945)
Как княгиня Ольга отомстила древлянам
Сын князя Игоря и Ольги- Святослав
Повторительно- обобщающий урок по теме:
Древнерусское государство
Глава III. Крещение Руси. Расцвет Русского государства
Сыновья князя Святослава
Князь Владимир Красное Солнышко
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (10191054)
Русь после смерти Ярослава Мудрого
Распад Руси на отдельные княжества в XII (12) веке
Ростово- Суздальское княжество в XII (12) веке
Повторительно- обобщающий урок по теме: Крещение
Древней Руси. Расцвет Древнерусского государства
Глава IV.Русь в борьбе с завоевателями
Образование Монгольского государства
Нашествие монголов на Русь
Новгородский князь Александр Невский(1236-1263)
Объединение русских земель против Золотой Орды
Московский князь Дмитрий Донской(1350-1389)
Наследники Дмитрия Донского
Повторительно- обобщающий урок по теме: Русь в борьбе
с завоевателями

Количество
часов
1
12
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
15
2
2
3
2
2
2
2

Глава V. Единое Московское государство
Русь в XVI(16) веке.Царь Иван Грозный (1533-1584)
Войны Ивана Грозного
Россия после Ивана Грозного
Воцарение династии Романовых
Повторительно- обобщающий урок по теме :Единое
Московское государство
Итоговое повторение
Итого: 68 часов. Резерв 1 час

55-56
57-58
59-61
62-63
64-65
66-68

11
2
2
3
2
2
3

Тематическое планирование по курсу «История Отечества». 8 класс.

№
урока
1

Разделы, темы, уроки

Повторение курса 7 класса

Кол-во
часов
1

Глава I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
3

Эпоха Петра I (1682—1725)

1

4

Российское общество в XVII веке.

1

5

Отношения России с другими странами.

1

6

Детство и юность Петра I.

1

7

Семейные раздоры, борьба за власть.

1

8

Итоги правления Софьи.

1

9

Воцарение Петра I (1689-1725)

1

10

Строительство флота. Азовские походы

1

11

Великое посольство (1697-1698)

1

12

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.

1

13

Северная война. Поражение под Нарвой.

1

14

Первые победы над шведами.

1

15

Основание Петербурга

1

16

Продолжение Северной войны. Разгром шведов под
Полтавой.

1

17

Завершение Северной войны

1

18

Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725)

1

19

Изменения в управлении государством.

1

20

Табель о рангах. Указ о единонаследии.

1

21

Образование и культура при Петре I.

1

22

Личность Петра I

1

Семья Петра Великого.
Глава II. Российская империя после Петра I
23

Екатерина I и Пётр II

1

24

Анна Иоановна и Иван VI.

1

25

Наследники Анны Иоановны. Конец бироновщины.

1

26

Царствование Елизаветы Петровны

1

27

Войны России в период правления Елизаветы Петровны.

1

28

Воцарение Петра III.

1

Глава III. Россия при Екатерине II (1762—1796)
29

Начало царствования Екатерины II.

1

30

Близкое окружение и помощники Екатерины II.

1

31

Война России с Турцией (1768 – 1774).

1

32

Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (17871791). 1

33

Восстание Пугачева.

1

34

Развитие образования при Екатерине II Конец правления
Екатерины Великой.

1

Глава IV. Российская империя в первой половине XIX века
35

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) 1
– начале XIX (19) века.

36

Участие России в союзе европейских государств против
войск Наполеона.

1

37

Правление Павла I.

1

38

Император Александр I

1

39

Реформы Александра I. Аракчеевщина.

1

40

Вторжение армии Наполеона в Россию

1

41

Западная граница России: план Александра I, план
Наполеона.

1

42

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

1

43

Наполеон в Москве.

1

44

Александр I и Наполеон. Окончание войны

1

45

Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах.

1

46

Россия после войны с Наполеоном

1

47

Император Николай I

1

48

Восстание декабристов.

1

49

Реформы Николая I.

1

50

Войны России на Кавказе.

1

51

Отношения России с другими странами при Николае I.

1

52

Крымская война. Оборона Севастополя.

1

ГлаваV. Россия в конце XIX – начале XX века
53

Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного
права.

1

54

Военные реформы Александра II

1

55

Международные отношения России при Александре II

1

56

Руско-турецкая война 1877-1878 годов.

1

57

Революционные организации в России в конце XIX (19)
века

1

58

Царь Александр III Миротворец

1

59

Укрепление самодержавия Александром III.

1

60

Российское государство в период правления Александра
III.

1

61

Отношения России с европейскими странами, конец
правления Александра

1

62

Последний российский император – Николай II

1

63

Обострение международных отношений.

1

64

Война с Японией.

1

65

Революционные выступления 1905-1907 годов.

1

65

Участие России в Первой мировой войне.

1

66

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

1

Итоговое повторение

67

Повторение по теме «Россия в конце XVI – начале
XX века»

1

68

Контрольная работа

1

Тематическое планирование по курсу «История Отечества. 9 класс.
№
п/п

Тема

Кол-во часов

Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война.
(20 ч.) Тема 1. Великая российская революция: февраль (3 ч.)
1

Повторение курса 8 класса

1

2

Предпосылки возникновения новой социальной системы. Падение
монархии

1

3

Основные политические партии в 1917 г.

1

Тема 2. Великая российская революция : октябрь (3ч.)
4

Партия большевиков, ее влияние на общественную
политическую жизнь государства. Программа большевиков

и

5

Неудачи Временного правительства. Поход на Петроград Лавра
Георгиевича Корнилова

1

6

Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов
рабочих и солдатских депутатов. Первые декреты «О мире», «О
земле»

1

1

Тема 3. Установление советской власти(4 ч.)
1

7

Установление советской власти на основной территории бывшей
империи. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция
РСФСР

8

Брестский мир

1

9

Экономическая политика большевиков

1

10

Судьба царской семьи. Церковь и государство

1

Тема 4. Гражданская война и иностранная интервенция (10 ч.)
11

Причины Гражданской войны

1

12

Политика «военного коммунизма». Белая Армия

1

13

Рабоче-крестьянская Красная армия

1

14

Ход гражданской войны

15

Окончание Гражданской войны. Эмиграция

1

16

Итоги Гражданской войны. Образование и культура в период
Гражданской войны

1

17

Борьба красных и белых на Северном Кавказе и в Закавказье, на
Украине, в Крыму, на Урале

1

18

Область войска Донского в период Гражданской войны

1

19

Противостояние белых и красных на Дону. Донские казаки

1

20

Проверочная работа «Великая российская революция и
Гражданская война»

1

Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы (14 ч.)
Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х -2ч
21

«Малая гражданская война». Восстание в Кронштадте

1

22

Отношения РСФСР со странами Европы

1

Тема 2.Новая экономическая политика (нэп)

(2 ч.)

23

Новая
экономическая
политика
гг.:
Финансовая реформа 1922-1924 гг.

1921—1929

1

24

Промышленное производство в период
электрификации РСФСР. Итоги нэпа

нэпа.

1

План

Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик(3 ч.)
25

Ленин и Сталин

1

26

Объединение советских республик

1

27

Национально-государственное устройство СССР в 1920-е гг.
Смерть В.И. Ленина

1

Тема 4. Индустриализация в СССР (3 ч.)
28

Предпосылки индустриализации. Первая пятилетка (1928-1932гг

1

29

Коллективизация сельского хозяйства (колхозы). Итоги
коллективизации

1

30

Вторая пятилетка (1933-1937гг). Конституция 1936 г.

1

Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны
31

Экономический подъем в годы первых пятилеток. Система
ГУЛАГ

(4 ч.)
1

32

Советское общество в 1930-е г. Образование и культура в 1930е гг.

1

33

Ситуация в мире в 1930-е гг. Положение на Дальнем Востоке
Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны.

1

34

Обобщение по теме «Советское государство в 1920-1930 е гг.»

1

Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (15ч.) Тема 1.
Накануне Великой Отечественной войны (2 ч.)
35

Действия СССР в начале Второй мировой войны

1

36

Реорганизация Красной Армии, укрепление обороноспособности
страны

1

Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (2 ч.)
37

Первые дни войны (июнь-1941-осень 1942гг.)

1

38

Оборона Москвы. Разгром фашистов под Москвой

1

Тема3. Все для фронта, все для победы! (2 ч.)
39

Перестройка экономики страны на военные нужды. Наука и
образование

1

40

Партизанская война и подпольное движение. Мастера культуры
– фронту

1

Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг.)

(4 ч.)

41

Оборона Севастополя

1

42

Сталинградская битва

1

43

Битва на Курской дуге. Битва на Северном Кавказе. Тегеранская
конференция

1

44

Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад!».

1

Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945)
(5ч.)
45

Усиление военно-экономической мощи СССР

1

46

Освобождение территории СССР и Европы от фашистских
захватчиков. Открытие Второго фронта в Европе

1

47

Ялтинская конференция. Взятие Берлина. Конференция в
Потсдаме

1

48

Война СССР с Японией. Хиросима и Нагасаки. Нюрнбергский
процесс

1

49

Обобщение по теме «СССР в Великой Отечественной войне»

1

Глава 4 . Послевоенное развитие СССР.Российская Федерация в конце XX
- начале XXI вв. (19 ч.)
Тема 1. СССР после войны (4ч.)
50

Итоги Великой Отечественной войны. Обстановка в мире после
войны

1

51

Возвращение СССР к мирной жизни

1

52

Государственное устройство СССР после войны

1

53

Наука 1945-начала 1950-х гг. Культурная жизнь общества 1945начала 1950-х гг.

1

Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.)
(4ч.)
54

Смерть Сталина. Конец эпохи культа личности

1

55

Курс на строительство коммунизма. Социальная и хозяйственноэкономическая деятельность Н.С. Хрущева

1

56

СССР в международных отношениях в 1950-начале 1960-х гг.

1

57

Покорение космоса. Оттепель в советском искусстве.
Образование в 1950-начале 1960-х гг.

1

Тема 3. Советский Союз в середине 196о-х —1980 гг.: от стабильности к
кризису (4ч.)
58

Экономическая и политическая ситуация в стране в 60-80-е гг.
Изменения в жизни советских людей

1

59

Отношения СССР с государствами мира: от разрядки до кризиса

1

60

Образование и спорт. Советское искусство 1970-1980-х гг.

1

61

Обобщение по теме «Послевоенное развитие СССР»

1

Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг. (3 ч.)
62

Начало перестройки. Период гласности и свободы мнений.
Окончание «холодной войны». Отмена 6-й статьи Конституции

1

63

Распад СССР

1

64

Россия после распада СССР. Экономические реформы 1990-х гг.
Чеченский кризис

1

Тема 5. Россия в начале XXI в. (4 ч.)
65

Первые
реформы В. Путина.
2000-2008-м гг. Образование и наука

Экономическое

и

социальное

развитие
1

66

Отношения России с другими странами в 21-м в. Духовное
возрождение современной России

1

67

Государственное устройство современной России.

1

68

Итоговое повторение курса «История Отечества»

1

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».