1
Содержание
1.
Пояснительная записка……………………………
3
2.
Цель и задачи программы …………………………
6
3.
Планируемые результаты …………………………
7
4.
Содержание программы……………………………
8
5.
Комплекс организационно-педагогических условий ..
19
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Введение в проектно-исследовательскую деятельность» (далее –
Программа)
имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Программа направлена на овладение обучающимися практическими
приемами подготовки проектно- исследовательских работ, методиками
подготовки публичных выступлений, презентаций и других форм
представления результатов деятельности.
Программа составлена на основе учебно-методического пособия и
рабочей тетради Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф. "Учусь создавать проект.
3 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях и Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф.
"Учусь создавать проект. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях, ФГОС
НОО.
Программа разработана на основании:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.3022г. № 678-р;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН); СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
3
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО №
785-Д от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиям
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от
18.09.2023 года «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в ПГО в соответствии с
социальным сертификатом»;
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»;
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»;
Актуальность, педагогическая целесообразность
Успех человека в современном мире во многом определяется его
способностью организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий, уметь проанализировать в
какой степени удалось достичь поставленных целей.
Вовлечение обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность,
способствующую формированию продуктивного мышления, развитию
творческого мышления, необходимых для успешной социализации личности
в будущем является одной из задач современного образования, эффективным
методом организации образовательного процесса.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения
4
обучающимися окружающей действительности, помогает им установить
истину, развить умение работать с научной информацией, сформировать
проектно-исследовательский стиль мышления. Особенно это актуально для
обучающихся младшего и среднего возраста, поскольку именно на этом
этапе ведущей является учебная деятельность, которая определяет развитие
главных
познавательных
особенностей
развивающейся
личности.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных
мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся
научных знаний и способов деятельности.
Организуя проектно-исследовательскую деятельность обучающихся,
необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная
тема должны быть актуальными для ребенка, а исследовательская работа
должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми для
этого ресурсами. Проектно-исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса
(обучающихся, родителей, педагогов, социальных партнеров), создает
условиядля работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и
самоутверждения.
Актуальность
предлагаемой
Программы
также
обусловлена её методологической значимостью. Необходимые для
организации проектно- исследовательской деятельности знания и умения в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность на
результат, который получается при решении личностно-значимой для
обучающегося проблемы. Технология организации такого вида деятельности
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных
методов, направленных на самостоятельную реализацию обучающимися
задуманного результата. Полезным в ходе реализации Программы окажется и
опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате
подготовки проектов.
Принципы отбора содержания
Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному
опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности;
признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
Природосообразности (учитывается возраст обучающегося,
уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий
выполнение заданий различной степени сложности).
5
Культуросообразности (приобщение учащихся к современной
мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие
культурные ценности).
Свободы выбора решений и самостоятельность в их реализации.
Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
В качестве ведущих методов обучения по Программе
используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические
методы.
Цели и задачи Программы реализуются через содержание и
формы организации учебного процесса.
Содержание Программы составляют следующие разделы:
введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках
исследования, самостоятельные исследования, защита результатов
самостоятельных исследований.
В процессе обучения используются следующие формы учебных
занятий:
типовые занятия (объяснения и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования,
творческие проекты.
Использование различных методов обучения на занятиях
позволяет
максимально
приблизить
решение
поставленных
Программой задач и развить индивидуальные возможности
обучающихся.
Категория обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Введение в проектно-исследовательскую деятельность» предназначена
для обучающихся в возрасте от 9 до 10 лет. В эти годы развиваются
воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются
умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты,
делать выводы.
Срок реализации программы
Дополнительная
общеразвивающая программа «Основы
проектно-исследовательской деятельности» рассчитана на один год
обучения.
Форма и режим занятий
Форма проведения учебных занятий – групповая. Занятия по программе
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия предполагают наличие
здоровьесберегающих технологий: организационных моментов,
6
динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения,
физкультминуток.
2. Цель и задачи программы
Цель Программы: развитие познавательной активности обучающихся,
их
творческих
способностей
через
приобщение
к
проектноисследовательской деятельности, создание условий для организации этой
деятельности и получения её результатов.
Задачи
Обучающие:
активизация мыслительной деятельности обучающихся;
ознакомление обучающихся с теоретическими знаниями и специальной
терминологией основ проектно-исследовательской деятельности;
ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни
людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;
формирование дополнительных знаний в ходе проведенияисследования;
ознакомление с принципами и правилами организации проектноисследовательской деятельности;
формирование навыков поиска и работы с различными информационными
источниками;
формирование навыков презентации результатов собственной деятельности.
Развивающие:
развитие мотивации к процессу получения знаний;
развитие творческого, критического мышления, расширение кругозора
обучающихся;
развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения,
внимания;
развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести
диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с
партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и
чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
развитие
умений,
способствующих
саморазвитию
обучающихся:
самовыражения, самопрезентации и рефлексии.
Воспитательные:
воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности,
творческого отношения к делу;
формирование у обучающихся потребности к целенаправленному
самообразованию;
развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной
деятельности;
7
формирование основ гражданской идентичности, понимания прав и
обязанностей, чувства гордости за свою страну;
развивать чувство патриотизма и гордости за историческое и культурное
наследие России, за достижения ее народа в науке, искусстве, спорте;
стимулировать
к
социально-значимой
деятельности,
развивать
инициативность и умение работать в команде для общего блага;
развитие внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения.
3. Планируемые результаты
К концу обучения по Программе обучающиеся будут знать:
основы
методологии
исследовательской
и проектной
деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и
проектной работы.
К концу обучения по Программе обучающиеся будут уметь:
работать
с
различными
источниками информации,
обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному
материалу;
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее
актуальность;
составлять план исследовательской работы: определять методы
исследования, выстраивать их по порядку;
оформлять и представлять результат своей работы;
определять цель и задачи проектно-исследовательской работы;
работать с различными источниками информации;
выбирать и применять на практике методы исследовательскойдеятельности,
адекватные задачам исследования;
оформлять
теоретические и экспериментальные результатыпроектноисследовательской работы;
описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
осуществлять рефлексию собственной поисковой, организационной
деятельности;
осуществлять публичную защиту результатов собственного исследования.
8
4. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Название разделов, тем
Вводное занятие. Цели и задачи. Правила
организации занятий
Проектирование как вид познавательной
деятельности
Исследование как вид познавательной
деятельности
Способы мыслительной деятельности
Этапы работы в рамках проектноисследовательской
деятельности
Проектно- исследовательские работы
Самостоятельные проектноисследовательские работы
Защита результатов самостоятельных проектноисследовательских работ
Всего:
Колич
ество
Формы контроля
заняти
й
1 Тестирование
4
6
3
Тестирование
3
6
5
Защита проектноисследовательской
работы
34
9
№ п/п
1.
2.
3.
4
Внеурочное
занятие №
(тема, название)
Формы
организации
внеурочной
деятельности
Круг
1 твоих
Вводная беседа.
интересов. Хобби.
Беседа –
Увлечения. Этапы
размышление.
работы над
Просмотр
проектом
видеофрагмента об
увлечениях.
Выбор
4
темы твоего Игры. Минипроекта. Подбор
выступления
материала для
проекта. Проблема.
Решение задачи
Выбор
7
темы твоего
исследования.
Предположение.
Гипотеза. Решение
задач
Беседа размышление
Цель проекта.
Задачи. Выбор
Работа в группах
Поурочное планирование
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(осуществляемые действия)
(осуществляемые действия)
Знакомство класса с темой.
Дать понятие «хобби».
Подготовить материал для
беседы о хобби
Участвовать в обсуждении
вопросов, понимать значение
слова «хобби»
Работа над проектным
понятием «задача проекта».
Организация и проведение
работы для поиска способа
или способов решения
проблемы проекта. «Зажечь»
детей идеей, обеспечить
пусковой механизм
творческой активности и
возбудить желание
разрешить проблему
проекта.
Подготовить материал для
беседы. Объяснить понятие
«формулировка»
Участвовать в диалоге.
Формулировать задачи проекта
«Дети и компьютерные игры»
Объяснить, что такое цель
проекта. Обучение
Понимать значение слова
«формулировка». Правильно
формулировать вопросы по теме.
Выступать с сообщениями на
тему «Интересные растения из
энциклопедии»
Объяснять: с какой целью был
задан вопрос, для чего проектанту
Формируемые умения
Умение работать с
информацией и вести
дискуссию. Оценивать
своё поведение и
поведение окружающих
(на уроке, на перемене).
Классифицировать
объекты, ситуации,
явления по различным
основаниям под
руководством учителя.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе
Формирование ключевой
компетентности в
отношении владения
информацией: правильно,
осознанно читать (про
себя) простой научно популярный текст;
определять главную
мысль текста
Получение
первоначальных навыков
10
помощников для
работы над
проектом. Сбор
информации
5
6
7
Работа над
проектом «Салют
командору»
Выбор темы
проекта.
Актуальность.
Источники
информации
Карта и эмблема
проекта. План
работы над
проектом
Этапы работы над
проектом
нахождению способа
решения проблемы (цели
проекта) Дать понятия:
«сбор», «информация»,
энциклопедия», «интернет»,
книги, газеты, журналы».
Учить собирать информацию
для проекта и выделять в ней
главное
Фронтальная
работа
Руководить анализом темы,
формулировать
основополагающий вопрос
Практическая
работа
Объяснить, для чего нужна
карта проекта. Что такое
эмблема проекта и для чего
она служит.
Повторить понятия «тема»,
«цель», «выработка»,
«гипотеза», предположение».
Помочь спланировать свои
действия. Руководить
деятельностью детей по
знать ответ на данный вопрос.
Учиться работать с реальными
объектами как с источниками
информации, выдвигает гипотезы,
делает выводы и обобщения
Наблюдает, осуществляет
сравнение, сходство и различие
выдвигает гипотезы, делает
выводы и обобщения,
классифицирует, рассуждает,
анализирует, учится работать с
реальными объектами как с
источниками информации
Придумать и записать творческое
название проекта, выбрать
помощников. Определить
направление поиска ответа на
вопрос (предположения)
Разработать эмблему и карту
проекта
Выдвигать общую цель и личную
цель (цели) в работе над проектом.
Участвовать в составлении общего
плана работы над проектом.
Составлять свой план
сотрудничества, работа
над общим делом;
проявление творчества.
Осмысливание задач.
Умение отвечать на
вопрос: чему нужно
научиться для решения
поставленной задачи?
Формировать
компетентность
взаимодействия. Развитие
умения договариваться и
приходить к общему
решению в совместной
работе, в том числе и в
ситуации конфликта и
столкновении интересов.
Открывать в знакомом
предмете новое, быть
наблюдательным
Доброжелательность,
11
8
Подготовка
паспорта проекта.
Защита проекта
9
Требования к
паспорту проекта.
Составление
паспорта проекта
10
Требование к
составлению анкет
для проекта.
Анкетирование
Беседарассуждение
11
Памятки.
Составление
памяток по теме
проекта
Беседа,
практическая
работа
12
Постер.
Практическая
выдвижению целей, гипотез
детьми.
Повторить понятия «паспорт
проекта». Помочь в
составлении паспорта
проекта. Как подготовить
семиминутное выступление ?
Работать над понятием
слова «этап». Запоминание
обоснования. Знакомство
детей с этапами работы над
учебным проектом на
примере образца
подобранного учителем
Познакомить с видами
вопросов для анкет,
формировать умения в
составлении вопросов для
анкет
Познакомить с понятием
«проблема», « лидер».
Научить будущих
проектантов видеть
проблему, определять цель,
составлять план действий и
решать вопрос. Показать, как
на проблему можно смотреть
с разных сторон. Работать
над сплочением коллектива и
формированием команды
Познакомить с условиями
Составлять паспорт проекта,
готовиться к защите проекта
(семиминутное выступление перед
аудиторией)
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе
Запоминать толкование новых
понятий. Самостоятельное
ознакомление (чтение) этапов
работы над учебным проектом,
разбор каждого этапа под
руководством учителя
Запоминать толкование новых
понятий. Находить важные,
существенные признаки в любом
начинании, в любом процессе.
Составлять вопросы для анкет
Запоминать толкование новых
понятий. Составлять памятки по
теме проекта.
Запоминать толкование новых
12
13
14
15
16
17
18
Требования к
созданию постера.
Условия
размещения
материала на
постере
Практическая
работа. Создание
мини-постера
работа
Работа над
проектом «Моя
малая родина»
Выбор темы
проекта.
Актуальность.
Источники
информации
Карта и эмблема
проекта. План
работы над
проектом
Этапы работы над
проектом. Продукт
проекта
Подготовка
паспорта проекта.
Защита проекта
Изучение и
освоение
Фронтальная
работа
размещения материала на
постере, формировать
умения в создании постера
со ссылками и
иллюстрациями,
графическими схемами
планами. Учить создавать
сообщения различной
природы (устные и
письменные)
понятий. Создавать постер со
ссылками и иллюстрациями,
графическими схемами планами
под руководством учителя.
Создавать устные и письменные
сообщения.
Повторить понятий «тема»,
«цель», «выработка»,
«гипотеза»,
предположение»., «продукт
проекта». Руководить
деятельностью детей по
выдвижению гипотез детьми
и созданию продукта
проекта. Учить создавать
собственные творческие
замыслы и доводить их до
воплощения в творческом
продукте.
Руководить деятельностью
детей по составлению
паспорта проекта.
Работа над понятием «продукт
проекта» по заданиям тетради.
Выполнять исследование и
работать над проектом,
анализируя информацию,
создавать собственные творческие
замыслы и доводить их до
воплощения в творческом
продукте.
Формировать умения и
навыки при работе с
Изучать и осваивать
возможности программы МРР.
Формирование умения и
способностей в поиске
способов решения
проблемы проекта.
Формирование ключевой
компетентности в
отношении владения
информацией: правильно,
осознанно читать (про
себя) простой научно популярный текст;
определять главную
мысль текста.
Составлять паспорт проекта под
руководством учителя
13
19
20
21
22
возможностей
программы МРР.
Вставка
фотографий,
рисунков, фигур,
диаграмм
Программы МРР.
Анимация.
Настройка
анимации
Программа МРРMicrosoft Power
Point Дизайн
Фотографии на
слайдах. Работа с
фотографиями
Требования к
Работа с
компьютером
фотографиями, рисунками,
фигурами и диаграммами.
Пробовать вставлять фотографии,
рисунки, фигуры, диаграммы
Формировать умения
настраивать анимации на
слайде
Работать в программе МРР.
Настраивать анимацию на слайде
Развивать умение
интерпретировать и
обобщать информацию,
выбирать способы
получения информации.
Структурирование
информации, выделение
главного. Умение
осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных
признаков.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе
Показать возможности
программы МРР-Microsoft
Power Point. Обучить первым
шагам составления
презентации на компьютере
Формировать умения и
навыки при работе с
Знать требования к составлению
компьютерной презентации.
Находить ошибки в готовой
презентации и исправлять их.
Работать с командами «Обрезка»
и «Границы рисунка»
Изучать и осваивать возможности
Развитие умения
работать в программе
МРР-Microsoft Power
Point Умение
организовать свою
деятельность
Развитие
14
компьютерной
презентации.
Программа МРР.
фотографиями, рисунками,
фигурами
программы Microsoft Power Point,
творчески подходить к созданию
вещи.
Практическая
работа
Руководить анализом темы,
формулировать
основополагающий вопрос.
Руководить деятельностью
детей по выдвижению
гипотез детьми и созданию
продукта проекта. Учить
создавать собственные
творческие замыслы и
доводить их до воплощения
в творческом продукте.
Работа над понятием «продукт
проекта» по заданиям тетради.
Выполнять исследование и
работать над проектом,
анализируя информацию,
создавать собственные творческие
замыслы и доводить их до
воплощения в творческом
продукте.
Творческая
мастерская
Знакомство с понятием
«презентация проекта» .
Оказание индивидуальной
помощи детям по созданию
Мини-сообщения детей
подготовленные дома. Творческая
работа «Моя презентация»
23
Закрепление
полученных
знаний, умений и
навыков в работе с
программой МРР
24
25
26
27
28
Работа над
проектом «Юный
патриот»
Выбор темы
проекта.
Актуальность.
Источники
информации
Карта и эмблема
проекта. План
работы над
проектом
Этапы работы над
проектом
Подготовка
паспорта проекта.
Защита проекта
Практическое
занятие.
Составление
первой
информационной
компетентности,
формирование умения
отсеять лишние данные и
умение видеть дефицит
данных, умения выделять
из предоставленной
информации ту, которая
необходима для решения
поставленной задачи.
Формирование умения
отстаивать свою точку
зрения, развитие
находчивости,
уверенности в себе.
Развивать навыки
монологической речи.
Обучение рефлексии.
Доброжелательность,
доверие и внимание к
людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе
Формирование умения
презентовать свои
достижения (превращать
результат своей работы в
продукт,
предназначенный для
других)
15
29
презентации по
заданному тексту
Подготовка
проектной
документации к
выступлению на
конкурсе.
Обработка
информации.
Интервью. Визитка
презентации на бумаге
Творческая работа.
Составление
визитки
30
Тесты.
Тестирование.
Самоанализ.
Рефлексия
Решение теста
31
Твои впечатления
от работы над
проектом
Пожелания
будущим
проектантам.
Беседа
Страница
благодарности тем,
Творческая работа
32
33
Игры
Ознакомление с понятием
«выступление». Учить
составлять визитку.
Подготовить раздаточный
материал с названием
школы, фамилией, именем и
отчеством учителяруководителя проекта. Учить
создавать папку проекта,
выделять нужную
информацию и отсеивать
лишние данные,
формировать умения брать
интервью и создавать
визитку проекта
Формирование умения
оценивать свою работу и
видеть в ней пробелы,
развивать самокритику
Формировать умения
подводить некоторые итоги
своей работы
Формировать мения делать
выводы, умозаключения в
виде советов будущим
проектантам
Оказывать индивидуальную
помощь в подготовке
Самостоятельное раскрытие
смысла нового понятия
«выступление».Отбор
информации для семиминутного
выступления по предложенному
плану. Создавать папку проекта,
выделять нужную информацию и
отсеивать лишние данные,
формировать умения брать
интервью и создавать визитку
проекта
Самостоятельно работать с
последующей самопроверкой
проверкой, уметь оценивать свою
работу и видеть в ней пробелы,
развивать самокритику
Уметь подводить некоторые итоги
своей работы
Делать выводы, умозаключения в
виде советов будущим
проектантам
Рисовать открытки своим
помощникам
Формирование умения
правильно использовать
изученные проектные
понятия в процессе
самостоятельной работы
Получение
первоначальных навыков
сотрудничества, ролевого
взаимодействия со
сверстниками, взрослыми
в учебно-трудовой
деятельности
Формирование умения в
составлении презентации
16
34
кто окружал и
поддерживал тебя в
этом году.
Советы на лето от
Мудрого дельфина)
благодарностей
Учить высказывать слова
благодарности тем, кто
окружал и поддерживал
проектанта в течение года
Выявлять объём накопленных
знаний во время проектной
деятельности, поверять на
сохранность знаний. Уметь
высказывать слова благодарности
тем, кто окружал и поддерживал
проектанта в течение года
на бумаге. Формирование
ключевой
компетентности в
отношении владения
информацией: правильно,
осознанно читать (про
себя) простой научно популярный текст;
определять главную
мысль текста.
Формирование умения
высказывать слова
благодарности членам
команды, своим
помощникам
17
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Содержание учебного (тематического) плана
Круг твоих интересов. Хобби. Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об
увлечениях.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.
Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта».
Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения
проблемы проекта.
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач.
Понятия «формулировка» «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет»,
книги, газеты, журналы
Работа над проектом «Салют командору».
Выбор темы проекта.
Актуальность. Источники информации
Карта и эмблема проекта. План работы над проектом.
Этапы работы над проектом. Общая цель и личная цель (цели) в работе над
проектом. Составление общего и личного планов работы над проектом.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта,
подготовка к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Толкование
новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над
учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.
Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование. толкование
новых понятий. Нахождение важных, существенных признаков в любом
начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.
Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование
новых понятий. Составление памятки по теме проекта.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на
постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и
иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя.
Устные и письменные сообщения.
Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками
и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя.
Создавать устные и письменные сообщения.
Работа над проектом «Милая сердцу старина». Выбор темы проекта.
Актуальность. Источники информации.
Карта и эмблема
проекта. План работы над проектом. Выполнение
исследования и работа над проектом, анализ информации.
Этапы работы над проектом. Продукт проекта. Создание собственных
творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте.
18
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта
под руководством учителя.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий,
рисунков, фигур, диаграмм
Программы МРР.
Анимация. Настройка анимации. Требования к
составлению компьютерной презентации.
Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн. Нахождение ошибок в
готовой презентации и исправление их. Работа с командами «Обрезка» и
«Границы рисунка».
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Изучение и осваивание
возможности программы Microsoft Power Point.
Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Изучение и
осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой
МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
Работа над проектом «Юный патриот». Выбор темы проекта. Актуальность.
Источники информации
Карта и эмблема
проекта. План работы над проектом. Выполнение
исследования и работа над проектом, анализ информации.
Этапы работы над проектом. Создание собственных творческих замыслов,
воплощение их в творческом продукте.
Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта
под руководством учителя.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту.
Знакомство с понятием «презентация проекта» .Индивидуальная помощь
детям по созданию презентации на бумаге.
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка
информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных
рекомендательных писем будущим проектантам.
Пожелания будущим проектантам. Творческая работа . Составление и
оформление рекомендательных писем будущим проектантам
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году
Советы на лето от Мудрого дельфина.
19
Матрица продвижения обучающихся
Цель матрицы: Оценить уровень сформированности ключевых компетенций
проектной деятельности и личностный рост ученика.
Уровни:
Н: Начальный (базовый) уровень — выполняет действия с значительной
помощью учителя.
С: Средний (оптимальный) уровень — выполняет действия с
незначительной помощью учителя, по алгоритму.
В: Высокий (творческий) уровень — выполняет действия
самостоятельно, может проявить инициативу и творчество.
Ключевая
компетенция /
Критерий
1 класс (Н)
2 класс (С)
3 класс (С/В)
4 класс (В)
Выбирает из
предложенных
учителем
вариантов. Интерес
ситуативный.
Выбирает из
предложенных
вариантов, может
обосновать свой
выбор («мне это
нравится»).
Выбирает тему
сам, но с
корректировкой
учителя. Интерес
устойчивый.
Самостоятельно
формулирует тему
на основе своих
интересов и
предложенной
общей проблемы.
С помощью
учителя отвечает
на вопрос «Что я
хочу сделать?»
(цель).
С помощью
учителя
формулирует
простую цель и
определяет
основные шаги
(задачи) для ее
достижения.
Самостоятельно
ставит цель по
образцу. Задачи
определяет с
помощью
учителя.
Самостоятельно
ставит конкретную,
достижимую цель
и определяет
задачи для ее
реализации.
Составление
плана
Отвечает на
наводящие
вопросы учителя:
«Что нужно
сделать сначала?
Что потом?». План
—
последовательност
ь шагов с
учителем.
Составляет
простой планалгоритм работы
под руководством
учителя (например,
с помощью «Листа
планирования» с
вопросами).
Самостоятельно
составляет план
по
предложенному
алгоритму.
Определяет
основные
ресурсы
(материалы,
источники
информации).
Составляет
подробный,
реалистичный
план, распределяет
время, определяет
необходимые
ресурсы.
Выбор методов и
источников
Получает
информацию из
одного
предложенного
учителем
Работает с 1-2
предложенными
источниками
информации
(книга, экскурсия).
Самостоятельно
выбирает
доступные
методы
(наблюдение,
Критически
оценивает
источники
информации.
Сочетает разные
1. Мотивационноцелеполагающий
этап
Выбор темы
Постановка цели
и задач
2. Планирующий
этап
20
Ключевая
компетенция /
Критерий
1 класс (Н)
2 класс (С)
3 класс (С/В)
4 класс (В)
источника (книжка,
картинка).
Пробует искать в
интернете с
помощью
взрослого.
опрос,
интервью).
Находит
информацию в 23 источниках (в
т.ч. интернет с
помощью).
методы
(анкетирование,
эксперимент,
сравнение).
3.
Исследовательско
-исполнительский
этап
Сбор и обработка
информации
Отвечает на
конкретные
вопросы учителя,
фиксирует
наблюдения в виде
рисунков, коротких
записей.
Собирает
информацию по
предложенному
плану. Делает
простые выводы из
полученных
данных с помощью
учителя.
Систематизирует
собранную
информацию (в
таблицах,
схемах).
Анализирует и
сравнивает
факты с
помощью
учителя.
Самостоятельно
анализирует и
обобщает
информацию,
делает
аргументированны
е выводы.
Практическая
работа и
творчество
Следует
предложенному
алгоритму
действий. Создает
продукт по
четкому образцу.
Выполняет работу
по плану, вносит
элементы
творчества в
оформление
продукта.
Самостоятельно
создает продукт,
выбирая способ
оформления из
предложенных
вариантов.
Проявляет
творчество и
инициативу на всех
этапах создания
продукта,
предлагает
оригинальные
решения.
Рассказывает о
своей работе по
наводящим
вопросам учителя
(«Это я сделал
потому, что...»).
Представляет
продукт, пытается
объяснить
последовательност
ь своих действий.
Отвечает на
простые вопросы
аудитории.
Самостоятельно
готовит краткое
выступление,
использует
наглядность.
Аргументирует
свои выводы.
Свободно
представляет
продукт,
обосновывает свой
выбор, отвечает на
вопросы, вступает
в дискуссию.
Отвечает на
вопросы: «Что
было легко? Что
было трудно?
Понравилось ли?».
Дает
эмоциональную
оценку своей
работе («мне
понравилось, я
доволен»). Видит
свои ошибки с
помощью учителя.
Оценивает
результат по
заданным
критериям
(аккуратность,
соответствие
цели).
Предлагает, что
Проводит
критический
самоанализ,
оценивает сильные
и слабые стороны
своей работы,
делает выводы на
будущее.
4. Рефлексивнооценочный этап
Представление
результата
(презентация)
Оценка процесса и
результата
21
Ключевая
компетенция /
Критерий
1 класс (Н)
2 класс (С)
3 класс (С/В)
4 класс (В)
можно улучшить.
5. Личностные и
метапредметные
результаты
1.
Работа в команде
Работает в паре,
распределяет
обязанности по
указанию учителя.
Выполняет свою
часть работы в
группе, старается
согласовывать
действия с
другими.
Активно
участвует в
обсуждении,
предлагает идеи,
помогает
товарищам.
Берет на себя роль
лидера или
ответственного
исполнителя, умеет
договариваться и
разрешать
конфликты.
Ответственность
и
самостоятельност
ь
Требует
постоянного
внимания и
поддержки
учителя.
Выполняет
знакомые действия
самостоятельно,
обращается за
помощью в новой
ситуации.
Работает
преимущественн
о
самостоятельно,
обращается за
помощью для
корректировки.
Полностью
самостоятелен на
всех этапах, несет
ответственность за
процесс и
результат.
Диагностика: В начале года или проекта можно оценить стартовый
уровень ученика.
2.
Формирующее оценивание: В процессе работы над проектом учитель
наблюдает за учениками и фиксирует их прогресс, оказывая точечную помощь
там, где это нужно.
3.
Итоговое оценивание: После защиты проекта учитель, а иногда и сам
ученик (через листы самооценки), может определить, какого уровня достиг
ученик по каждому критерию.
4.
Планирование деятельности: Матрица помогает учителю ставить
индивидуальные образовательные цели для каждого ребенка на следующий
проект.
22
5.
Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
1)Календарный учебный график
Год
обучения
1-2
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
02.09.
26.05
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
34
34
Режим
занятий
По
расписанию
2) Условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы помещения,
удовлетворяющие требованиям к образовательному процессу в
учреждениях дополнительного образования.
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор.
3) Формы аттестации и оценочные материалы
Для отслеживания динамики освоения Программы осуществляется
промежуточная и итоговая диагностика.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала
по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
тематический контроль (тестирование);
проверочная работа обучающего характера;
защита проекта.
Для определения у обучающихся уровня сформированности
навыков проектно-исследовательской деятельности применяется метод
анализа представленных работ обучающихся.
При оценке проектно-исследовательских работ необходимо
следующее:
соответствие содержания сформулированной теме,
поставленнойцели и задачам, структуре работы;
23
наличие литературного обзора, его качество;
соответствие выбранных методик поставленным
задачам, соответствие методик исследования возрасту
обучающихся;
умение выделить и обосновать проблему, поставить цель,
задачи;
логичность и полнота доказательств;
соответствие выводов полученным результатам;
культура оформления материалов.
Рефлексивный отчет обучающегося о проделанной работе,
предполагаетосвещение им следующих вопросов:
Напишите тему вашей проектно-исследовательской работы.
Накаком этапе её выполнения вы сейчас находитесь?
Какова проблема, цель и задачи работы.
Предполагаемая форма представления работы и
проектногопродукта.
Имеются ли у вас затруднения? Если да, то перечислите их.
24
Список литературы
Список литературы, используемой при написании программы
Литература для учащихся:
1. Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать
проект" 3 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М. : Издательство РОСТ,
2023). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем,
создаём.
2. Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать
проект" 3 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М. : Издательство РОСТ,
2023). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем,
создаём.
Пособие для учителя, родителей
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным
умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ,
2020.
2. А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших
школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский
дом «Федоров» .
3. Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности
старших дошкольников и младших школьников.
4. Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К.
Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2019.
5. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2012.
6. Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников»
издательство «Аркти» Москва 2012г.
Список рекомендуемой литературы:
1 . Метод проектов.
2. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации
учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3
3. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.
http://bio.1september.ru/articlef.php?ID=200501404 4.Горячев А.В., Иглина
Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в
начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
5. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования
умения учиться.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов.
Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
25
7. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных
проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
8. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6575/Itemid,
6/
9. Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности
младших школьников в форме творческих мастерских.
26
27