литературное творчество

1.
2.









3.

4.

5.
6.
7.
8.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 6
-9 классов составлена в соответствии со следующими документами:
Федерации» от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ (с изменениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от
17 декабря 2010 г. No 1897 (с изменениями)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6
октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
Федеральный государственный образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая
2012 г. N 413)
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от 28.08.2020 г. N
442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» www.fgosreestr.ru
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ ПГО СОШ № 14
Адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования МБОУ ПГО СОШ № 14.
Устав МБОУ ПГО «СОШ №14»
Иные действующие нормативные документы в области образования

Направленность программы
Рабочая программа дополнительного образования реализуется по
направлению развития личности «общекультурное».
Актуальность и перспективность
В условиях социально-экономических и политических преобразований
российскому государству необходимы творческие кадры, творческие
исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в
частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач
современной школы.
Программа направлена на формирование творческой личности,
способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями
мировой культуры и искусства, способной к творческому труду,
сочинительству, фантазированию. Программа способствует развитию детской
фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества,
одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут
сформировать психологические качества личности: самостоятельность,
любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся
успешно выступать и участвовать в мероприятиях.
Педагогическая целесообразность.
Программа рассчитана на учащихся 7 классов на 1 год обучения и
обусловлена их возрастными особенностями: любознательностью,
увлеченностью
исследовательской
и
творческой
деятельностью,
инициативностью. Данная программа, призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно эстетические чувства.
На реализацию курса отводится 34 ч в год (1 часа в неделю) с
продолжительностью одного занятия – 45 мин. 70% содержания планирования
направлено на активную практическую деятельность учащихся. Остальное
время распределено на проведение обучающих бесед, просмотр
видеоматериалов, аналитическую деятельность.
Условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Литературное
творчество» является общекультурной программой художественной
направленности.

Программа составлена на основе Приказа Министерства образования и
науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам», в соответствии с частью 11статьи 13ФЗ от
29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепции развития
дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
правительства РФ от 04.09.2014, №1726, СанПин 2.4.4.31.72-14,
Постановление правительства от 04.07.2014 №41.
Формы работы:
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой
одновременно и с участниками конкретного проекта.
Основными формами проведения занятий являются:
- творческие игры,
- учебные занятия,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- конференции,
- тренинги,
- мастер-классы,
- написание заметок в газету «Лицейские вести»,
- аналитический разбор написанного,
- составление литературного альманаха из творческих работ.
В рамках занятий на литературном кружке используются современные
методы и методики:
1. Эвристическая беседа (развитие блока универсальных учебных
действий коммуникативной направленности).
Сущность
эвристической
беседы состоит в том, что учитель путем постановки перед учащимися
определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений
подводит их к определенным выводам, составляющим сущность
рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа
создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени
способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся,
положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего
творческого мышления».

2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (развитие
блока регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие
организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание
(постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование — определение
последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение
результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной
цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и
впечатлений от занятия.
3.
Индивидуальная
и
коллективная
исследовательская
деятельность (развитие
блока
универсальных
учебных
действий познавательной направленности). Работа литературного кружка
нацелена на максимальное развитие самодеятельности учащихся. Поэтому
основная форма занятий – подготовка членами кружка при помощи
руководителя докладов, их обсуждение. Включает в себя подготовку
презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на
стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие
теоретических знаний.
4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие
мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных
действий).
Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с
привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В
технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а
передать способы работы. Результативность выражается в овладении
учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к
самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный
способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15
учеников) при участии учителя, инициирующего поисковый, творческий
характер деятельности учеников». Значительное место в работе кружка
занимает массовая работа: подготовка читательских конференций и диспутов,
руководство литературными отделами, выпуски газет и т.д.
5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение
тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных
учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –
литература). Расширение теоретических знаний по литературе. На занятиях –
в конце или начале – полезно уделять несколько минут отзывам учеников о
недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое
восприятие художественных текстов. В рамках этой работы возможно

применение технологий критического мышления. Например, составление
«банка идей», синквейна.
Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно,
способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и
самовыражению учащихся.
На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу
доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие
личности.
Определены три направления работы кружка:
-исследовательское: написание творческих работ, сочинений, подготовка
сообщений, докладов;
-просветительское: выпуск газет, бюллетеней, создание презентаций,
буклетов;
-массовое: организация и проведение литературных игр и конкурсов,
литературно-музыкальных гостиных, викторин.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме. Итоговая и
промежуточная аттестация проходит в форме выступлений на конференциях,
защиты проекта.
2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Расширение
жизненного опыта школьников, вовлечение их в
соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего
творческого
потенциала
и
специальных
литературно-творческих
способностей, формирование устойчивого интереса к литературе и искусству
в целом. На занятия принимаются дети, обнаруживающие склонности к
литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит
подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное
руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию
школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью. В
рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в
литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и
расширении системы универсальных учебных действий обучающихся,
установлению межпредметных связей.
Задачи:

1.Социализация:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и
сотрудничества, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
- воспитание
самостоятельности
и
ответственности,
развитие
самоконтроля.
2. Развитие эмоциональной сферы:
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;
- развитие воображения;
- развитие творческого мышления,
- развитие литературной одаренности школьника.
3.Совершенствование практических навыков:
- создание текстов различных стилей и жанров (отзыв, аннотация,
выступление);
- владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование
межличностных отношений);
- выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- овладение ораторскими навыками выступлений.
3. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной
деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности): получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести
опыт общения с представителями других социальных групп, других
поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с
другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут
сформированы УУД:

Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
- осознание значимости личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над
произведением
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм..
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- сочинять стихотворения и прозаические произведния, писать статьи в
газету, создавать текст новой природы
- подирать материал для выступления на читательской конференции
- создавать буктрейлеры и литературные игры
- исследовательскому познанию текста.
Практическим выходом программы является:
 организация читательских конференций,
 публикация статей в газете «Лицейские вести»,
 создание альманаха творческих работ участников кружка,
 выход в Интернет (страница в ВК),
пополнение портфолио обучающихся.
4.СОДЕРЖАНИЕ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа состоит из 8 модулей, работа над которыми продолжается
параллельно в течение учебного года:
Модуль 1. Я – поэт
Модуль 2. Я – создатель текстов новой природы
Модуль 3. Я – творец.
Модуль 4. Я –прозаик
Модуль 5. Я – литературный гражданин мира
Модуль 6. Я – исследователь.
Модуль 7. Я – мыслитель.
Модуль 8. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Дата
Модуль 1. Я – поэт
1. Что такое поэзия? Чем стихи отличаются от
прозы?

2. Как писать стихи? Обучение основам ритмики,
рифмики и композиции.
3. Русский поэтический андеграунд XX века и
современная поэзия: неизвестные имена,
жанры, произведения.
4. Мировая поэзия xx века
5. Мастерская по созданию собственных
поэтических текстов
6. Поэтический
вечер
(чтение
текстов
собственного сочинения)
Модуль 2. Я – создатель текстов новой природы.
7. Тексты новой природы. Понятие и обзор.
8. Что такое буктрейлер? Классификация.
9. Обзор программ и приложений для создания
буктрейлеров
10.Литературная игра как текст новой природы.
Методика создания викторин и кроссвордов.
11.Презентация литературных игр.
Модуль 3. Я - творец
12.Вижу слово. Основы визуализации словесных
образов.
13.Как создать идеальный перформанс?
14.От традиционной выставки к перформансу.
История.
15.Пометки на полях – особый вид искусства.
16.Графический роман. Литература? Живопись?
Сценарий?
17.Лучшие графические романы. Классика и
современность.
18.Мастерская по созданию графических
романов.
Презентация
созданных
произведений.
Модуль 4. Я – прозаик.
19.Что можно считать литературой? Понятие
графомании.
20.Фанфикшн
как
неотъемлемая
часть
современного литературного процесса.
21.Мастерская по написанию фанфиков.

22.Как написать идеальный рассказ?
23.Презентация
собственных
прозаических
произведений в формате мирового кафе.
Модуль 5. Я – литературный гражданин мира.
24.Специфика национальных литератур. Связь
национальной литературы с менталитетом.
25.Культовые произведения литературы xx в
26.Презентация буктрейлеров по произведениям
модуля.
Модуль 6. Я - исследователь
27.Литературоведческие теории, изменившие
мир. Сходство важнее различий. Метафора как
способ миропостижения.
28.Как создать и постигнуть художественный
образ? Образ и символ.
29.Мир поэтический и мир художественный.
30.Презентация исследований на выбранные
темы.
Модуль 7. Я – мыслитель.
31.Что такое эссе? Законы и беззакония жанра.
Как выбрать и сформулировать тему для эссе.
32.Коллективное обсуждение получившихся
текстов.
Подведение итогов
33.. Итоговое мероприятие в формате мирового
кафе с презентацией произведений на тему
«Литературное творчество».
34.. Итоговое мероприятие в формате мирового
кафе с презентацией произведений на тему
«Литературное творчество».
В каждом модуле первые два занятия теоретические, остальные
восемь – практические.

5. Информационно-методическое обеспечение:
Литература:
1. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной
школы: Сборник материалов 8 международной научно-практической
конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. /
Под ред. Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой – Санкт-Петербург, 2016.
2. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном
процессе.
3. Ерёмина Т.Я.Мастерская по литературе: Методическое пособие. - СПб.:
2004.
4. Карпова Т.В. «Душа с душою говорит»: Методические рекомендации по
проведению мастерских.- Братск, 2006.
5. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».