Мой край

I. Пояснительная записка.
Необходимость развития интересов у учащихся в области краеведения связана с
социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания
учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в
воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа,
патриотизма.
Местный край, страна изучается на уроках разных учебных дисциплин, но самое
широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии и
истории.
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного
познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности,
страны с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений,
проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы
проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Комплексный подход в изучении родного края, страны позволяет сформировать
глубокие знания и умения краеведческого и страноведческого содержания, так как
программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем
родного края и страны. Сильной стороной программы является её прикладная
направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на
организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия,
изучения, ощущения к осмыслению.
Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально
организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ,
высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.
Данная программа базируется на следующих нормативно-правовых документах:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО № 785-Д от 29.06.2023
года «Об утверждении Требований к условиями порядку оказания муниципальной услуги
в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023 года «Об
утверждении Требований к условиями порядку оказания муниципальной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в ПГО в
соответствии с социальным сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14. Положение «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ
науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.
Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей
действительности.
Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по
своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть
информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и
потребностей учащихся.
Адресат общеразвивающей программы:
Программа предназначена для учеников 6-7-х классов. Число детей в группе от 12 до
16 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (40 минут), 34 часа.
Срок освоения программы: 34 недель, 1 учебный год
Формы и виды занятий – групповая, индивидуальная практическая работа на
пришкольной территории, экскурсии, походы, научно- исследовательская деятельность,
практические работы в природе, проектная деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа, презентация,
практическое занятие, отчет и т.д.

Роль и место географического краеведения в ориентации учащихся на отечество как
ценность. В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест
принадлежит изучению географии родного края, своей страны.
Особенности программы:
- расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и
самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие
умения учащихся;
- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе.
Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения,
способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого
уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности
знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических
понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в
программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это
дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память,
наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию
любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Работа на уроках
строится как исследовательская: учащиеся находят дополнительную литературу,
систематизируют материал, знакомятся с памятниками природы.
Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа
рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня
сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.
Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не
должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой
жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить
полноценную и счастливую жизнь.
Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто
пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно
воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных
вопросов, творческих и практических заданий.
Географическое краеведение позволяет:
 всесторонне изучать природу и население своего города, района;
 формировать у учащихся правильные представления о природных объектах,
процессах, явлениях;
 привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать
навыки исследовательского характера;
 научить делать правильные мировоззренческие выводы;
 развивать творчески способности у детей;
 прививать познавательный интерес к предмету;
 активизировать географическое краеведение;
 формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в
окружающей его природной среде;
 овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами
постижения природных закономерностей.
Для успешного изучения географического краеведения необходимо:

подготовленность учителя;
 продуманная методика изучения родного края;
 систематичность использования местного материала, необходимость пересмотра
перспективного планирования;
 научная основа изучения края.
Этапы работы:
1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.
2. Учитель совместно с учащимися дают оценку собранному материалу.
3. Учитель руководит исследовательской работой.


II. Основные цели и задачи программы:
1. Расширять и углублять знания по краеведению своего края, географии страны.
Определять географическое положение Полевского края, Свердловской области, страны,
влияние на особенности развития; особенности формирования, заселения территорий, ее
освоенность; взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями
природных условий и ресурсов.
2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и
анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.
Задачи:
 Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
 Способствовать
самоопределению
личности
в
системе
социальных,
межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде,
по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
 Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся,
целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в
исследовании и преобразовании.
 Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях
становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
 Способствовать воспитанию экологического сознания.
 Интересно и доступно способствовать получению знаний о многообразии ее
природных, хозяйственных, социальных особенностей.
 Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
 Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой
краеведческого содержания.
 Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и
одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и
развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и
явления.
 Развивать представление о районе и городе как о пространстве, в котором
осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие
личности.
 Показать
большое
практическое
значение
взаимосвязи
природных,
экономических,
социокультурных,
демографических,
этнокультурных,
геоэкологических явлений в природе.
 Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное,
естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины,
формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно
предметными знаниями, составляющими основу краеведения.
Подходы и принципы:
 Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии
родного края;
 Принцип регионализации способствует детальному изучению края с позиций
принадлежности к процессам глобализации и уникальности;
 Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как
форма познания;
 Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как
главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее
родного края;
 Индуктивный
подход
благоприятствует
организации
самостоятельных
исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным
особенностям психической деятельности подростков;
 Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты – главный
источник географических знаний.
Ведущие теоретические идеи:
 Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни
в родном крае.
 Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей
решения местных проблем экономического и экологического характера.
 Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной
деятельности людей.
 Расширить коммуникативные компетенции учащихся на основном уровне
школьного образования.
III. Планируемые результаты изучения программы
(личностные, метапредметные и предметные)
Программа предусматривает достижение 3 уровней воспитательных результатов
Первый
результатов

уровень

Предполагает
приобретение
новых
знаний, опыта решения
проектных
задач
по
различным направлениям.
Результат выражается в
понимании детьми сути
проектной деятельности,
умении поэтапно решать

Второй уровень
результатов
Предполагает позитивное
отношение детей к базовым
ценностям общества, в
частности к образованию и
самообразованию. Результат
проявляется в активном
использовании школьниками
метода проектов,
самостоятельном выборе тем

Третий
результатов

уровень

Предполагает получение
школьниками
самостоятельного
социального опыта.
Проявляется в участии
школьников в реализации
социальных проектов по
самостоятельно выбранному
направлению.

проектные задачи.

(подтем) проекта,
приобретении опыта
самостоятельного поиска,
систематизации и
оформлении интересующей
информации.

Итоги реализации
программы могут быть
представлены через
презентации проектов,
участие в социальных
акциях, выставках, проектноисследовательских
конференциях .

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы умения:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие,
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале.
- Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Обучающийся получит возможность научиться:
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Предметными результатами освоения учащихся программы являются:

-

понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин,
ее роли в решении современных практических задач человечества и
глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и
владение
основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов,
законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий, оценивать их последствия;
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Учащиеся должны знать:
 суть понятия “краеведение”;
 источники комплексного изучения своего края;
 терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
 особенности освоения территории;
 особенности природы и ресурсно-природный потенциал района;
 правила поведения на природе;
 правила проведения практических работ;
 особенности национального состава и населения;
 социально-экономические проблемы населения и пути их решения.
Учащиеся должны уметь:
 вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
 определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями
природных условий и ресурсов;
 давать описание природных и хозяйственных объектов;
 вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
 определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
 владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Результаты программы:
1. Приобщение подростков к изучению родного края.
2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов,
рефератов и их выступления;
3. Повышение географических и коммуникативных компетенций школьников;
4. Воспитание настоящих хозяев своей земли.
Отслеживание результатов должно происходить через:
 тестирование;
 качество выполнения практических и творческих работ учащихся;




выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.
IV. Содержание общеразвивающей программы
«Мой край, моя страна, моя Земля». Учебный (тематический) план

№
п/п

Тема

Количество
часов

Лекции

Практика

2

2

Семинары

1

История возникновения
г. Полевского

4

2

Географическое положение

2

3

Рельеф своей местности

4

2

2

4

Климат. Наблюдения за
погодой.

4

2

2

5

Внутренние воды.

7

3

4

6

Почвы, их использование и
охрана

2

7

Растительный и животный
мир

4

2

2

8

Население, виды
деятельности

6

3

2

1

9

Проблемы социальные,
экологические.

2

1

1

19

2

Итого:

35

2

2

14

Содержание курса (программы).
1. История возникновения г.Полевского (4ч)
Источники знаний о прошлом города. Первое упоминание о нашем городе.
Происхождение названия. Архивные и музейные материалы, воспоминания местных
жителей.
Творческая работа: “Мое географическое открытие в изучении г. Полевского” с
привлечением историко–литературных источников и музейных материалов.
2. Географическое положение (2ч)
Практическая работа: Площадь территории города и района, конфигурация,
протяженность с севера на юг и с запада на восток. Составление плана схемы. Выделение
соседей, главных географических объектов.
3. Рельеф своей местности (4ч)

Основные формы рельефа: их происхождение и изменение. Влияние рельефа на условия
жизни, хозяйственную деятельность людей. Практическая работа (на местности).
Знакомство с рельефом, овражно-балочные формы рельефа.
4. Климат(4ч)
Практическая работа: наблюдение за погодой, обработка материалов многолетних
наблюдений за погодой, составление климатической диаграммы. Обоснования причин,
формирующих климат.
Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
5. Внутренние воды(7ч)
Реки района, пруды, подземные источники.
Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана
вод.
Творческая работа: художественное описание р. Чусовой, описание подземных
источников.
Практическая работа: участие детей в обустройстве родника, в конкурсах по программе
«Родники».
6. Почвы, их использование и охрана (2часа)
Практическая работа: Изучение основных почв по механическому составу: составление
картосхемы размещения типов почв.
Творческая работа: рассказ об отношении к земле, отраженном в народном творчестве,
обычаях, традициях. Проекты сохранения и улучшения почв, рационального
использования почв своей местности.
7. Растительный и животный мир (4 часа)
Практическая работа: выявление в ходе экскурсии в природу видового состава растений
и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание
отдельных видов растений и животных.
Творческая работа: отражение природы в народном творчестве и искусстве. Конкурс
работ.
Игра: “Знаешь ли ты правила поведения в природе”
8. Население г.Полевского, виды деятельности (3 часа)
Численность. Национальный, этнический состав, характерные черты. Быт, традиции,
обычаи, их взаимосвязь с природными условиями.
Практическая работа: составить маршрут экскурсии по памятным местам г.Полевского.“
Творческая работа: народные умельцы (домашнее сочинение).
9. Проблемы г.Полевского и района (2 час)
Социальные, экологические, здоровье, уровень образованности, численность занятых в
производстве, условия труда.
V. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
Дата начала
Дата
Всего
Количество
Режим
обучения по
учебных
учебных
занятий
обучения
окончания
программе
обучения по недель
часов
программе
1

02.09.

23.05

34

34

По
расписанию

1)

У

Условия реализации общеразвивающей программы.
Занятия по программе дополнительного образования проводятся в помещении
учебного кабинета. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям,
эстетическим и техническим требованиям.
В кабинете имеются технические средства обучения: компьютер,
мультимедийные
(цифровые)
инструменты
и
образовательные
ресурсы,
соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
. Оборудование кабинета позволяет использовать разнообразные приемы и
методы обучения в ходе проведения занятий.
Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
Моделями (глобусы); географическими картами.
Методическое обеспечение программы
В кабинете имеется литература: справочная; научно-популярная; учебники;
научно-методические пособия; реферативные и исследовательские работы учащихся;
подборки олимпиадных заданий, комплект видеофильмов, мультимедийных
презентаций и т.д.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс
познавательной деятельности - исследовательский, эвристический, проблемный,
частично-поисковый, метод контроля и др.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

рабочая программа.

учебно-методическое пособие (учебник)

материалы для проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных
программой учебной дисциплины в том числе: конспекты теоретических занятий,
демонстрационные материалы (слайды, аудио и видео материалы)
2) Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
Критерии оценивания практических умений обучающихся
Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
Высокий уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме
с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работали полностью
самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ
источники знаний, показали необходимые для проведения практических
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа
оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая или самостоятельная работа выполнена
обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от
необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного
результата Использованы указанные педагогом источники знаний, включая страницы
атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с
помощью педагога или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично"

данную работу обучающихся. Обучающиеся показали знания теоретического материала,
но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа,
статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Высокий уровень: правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение
и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное
оформление результатов работы.
Средний уровень: правильный и полный отбор источников знаний, допускаются
неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении
результатов.
Низкий уровень: правильное использование основных источников знаний;
допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление
результатов.
Способы фиксации учебных результатов программы: Результаты проверки
фиксируются в зачётном листе (журнале) учителя.
Методы выявления результатов воспитания:
К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися,
беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.),
анализ творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения у воспитанников
(например - игра). Во время игры педагог может увидеть, как воспитанники способны
доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь
проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
При работе в группе педагог обращает внимание на взаимоотношения обучающихся
между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при выполнении
определённого задания.
Методы выявления результатов развития:
К основным методам относятся: анализ результатов участия обучающихся в
конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение
воспитанниками различных творческих работ (мини – проектов) позволяет педагогу
сделать вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня
самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения,
индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
творческие задания;
мультимедийные презентации;
публичные выступления;
отчеты, доклады.
Сроки проведения контроля
1. Определение начального уровня ЗУНов учащихся (сентябрь);
2. Промежуточный контроль (ноябрь);
3. Итоговый контроль (май).

Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления
уровня освоения материала.
Периодический контроль проводится по окончанию темы, здесь решается такая же
задача – проверить, как освоена тема.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам четверти, задачей является
определить изменения в уровне развития способностей за данный период обучения.
Форма оценки – дифференцированный зачёт, анализ, самоанализ, которые
осуществляются в ходе открытого контрольного занятия.
Итоговый годовой контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для
выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития
способностей за данный период обучения.
Список литературы.
Литература для разработки программы и организации образовательного процесса.
1. В.В.Зимина. Программа «Основы картографии».//География и экология-2015 г.№11
стр.40-42.
2. И.В.Чернова. Программа «Практическая география»// География и экология-2013 г.№9
стр.33-36.
3. Л.В.Яськина. Программа «Занимательная картография»// География и экология-2015 г.
№6 стр.17-19.
Список литературы для педагога
1. Г.П.Аксакалова. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 2010.
2. И.Н.Зинченко, Л.А.Звонцова. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернетвикторины. Издательство «Учитель», 2013.
3. К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое
сентября», 2000.
4. И.Е.Михайлов. Литературная география в школе. М.: «ВАКО», 2014.
Список литературы для обучающихся
1. Баринова И.И., Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии»,
Москва, «Просвещение», 2005г.
2. Буханова М.А. Путешествие по достопримечательностям мира: [Электронный ресурс].
3. С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич», 2001.1.
4. Карпов Г.В. сост. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», , М.,
«Просвещение», 2004г.
5. Крылова О.В. «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.
6. А.М.Куприн. Занимательная картография. М.: Просвещение, 2003.
Интернет-сайты, цифровые образовательные ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.