тайский бокс-1

1

1. Пояснительная записка
Программа
«Тайский
бокс»
имеет
физкультурноспортивную направленность.
Актуальность
данной
программы
определяется
ее
острой
востребованностью в современных условиях, необходимостью подготовки
подрастающего поколения к будущей военной и профессиональной
деятельности.
Тайский бокс –является одним из направлений физической подготовки
подрастающего поколения.
Программа разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
2

рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО №
785-Д от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с
социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023
года «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в ПГО в соответствии с социальным
сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
Педагогическая целесообразность программы заключается в
эффективной организации дополнительной физкультурно-оздоровительной
работы в школе, в том числе и во внеурочное время, в условиях недостатка
двигательной активности учащихся. Ведь именно систематические занятия
физическими
упражнениями
способствуют
физическому
и
физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют
у них разнообразные двигательные умения и навыки. Тайский бокс - очень
популярен в нашей стране. Занятия тайским боксом, как и любым другим
видом спорта, должны привить любовь к спорту, здоровому образу жизни и к
урокам физкультуры в школе.

•
•
•

Отличительной особенностью данной программы является:
экономичность и доступность (не требуется дорогостоящий инвентарь,
достаточно иметь перчатки, бинты и капу);
высокая эмоциональность;
постоянная динамика изменения тактической ситуации;
высокая
эмоциональность участников соревнований;
зрелищность
для
болельщиков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
3

Набор детей производится по заявлению родителей и допуску врача. В
группы принимаются все желающие заниматься боксом и не имеющие
медицинских противопоказаний в возрасте с 7 до 8 лет. При реализации
программы проводятся мероприятия по предупреждению травм,
соблюдаются меры безопасности.
Размеры и состояние оборудования мест занятий должно
соответствовать требованиям правил соревнований и техники безопасности.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Основной формой обучения является учебно-тренировочное занятие,
которое выстраивается по следующему плану:
-Разминка;
-Теоретическая подготовка – это введение в историю тайского бокса, в
основные понятия тайского бокса, правила соревнований по тайскому боксу,
основы знаний и влиянии физических упражнений на организм и состояние
здоровья занимающихся.
-Общая физическая подготовка – включает разновидности бега,
прыжков, бросков, подтягивания, спортивные и подвижные игры, элементы
других видов спорта; воспитание и развитие физических качеств
производится по возрастам в соответствии с наиболее благоприятными
возрастными зонами для развития отдельных физических качеств.
-Специальная физическая подготовка – решается специальными
задачами, средствами, упражнениями в тайском боксе. Сдача контрольных
нормативов по специальной физической подготовке.
-Техническая подготовка – в каждом процессе двигательного навыка
выделяется три процесса обучения двигательному действию: начальное,
углублённое, закрепление и дальнейшее совершенствование.
Главными задачами Технической подготовки являются:
- достижение высокой стабильности и рациональной вариативности
двигательных навыков, повышение их эффективности в соревновательных
условиях.
- частичная перестройка двигательных навыков, совершенствование
кинематики или динамики отдельных деталей навыка.
2. Цель и задачи программы
Цель программы – овладение основами технико-тактических приемов в
тайском боксе. Повышение уровня общей физической подготовки.
Задачи, которые необходимо выполнить, для достижения поставленной
цели:
Обучающие:
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
4

овладение основами технических элементов и тактических приемов в
тайском боксе, приобретение необходимых знаний в области физической
культуры, изучение правил игры бокса и порядок проведения
соревнований.
Оздоровительные:
• гармоничное физическое развитие школьников;
• воспитание и развитие двигательных способностей (быстроты, ловкости,
силы и выносливости, координации движений)
• повышение работоспособности, укрепление здоровья занимающихся и
профилактика различных заболеваний.
Воспитательные:
• воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими
упражнениями;
• воспитание нравственных и волевых качеств характера (смелость,
настойчивость, упорство, терпение, воля и др.);
• воспитание позитивных межличностных отношений в коллективе,
уважение к сопернику (поддержка, взаимовыручка, уважение,
толерантность и др.).
•

3. Планируемые результаты
• учащиеся будут демонстрировать интерес к занятиям спортом;
• учащиеся будут уметь выполнять под руководством педагога и
самостоятельно комплекс физических упражнений оздоровительной
направленности;
• учащиеся познакомятся с основами техник по тайскому боксу;
• учащиеся укрепят и расширят знания о значении физической культуры,
здоровом образе жизни;
• у учащихся будет воспитываться интерес к спорту, как способу
укрепления здоровья,
• учащиеся на занятиях будут демонстрировать волевые качества,
дисциплину, отзывчивость, честность, стремление к самооценке
собственных возможностей;
• будет формироваться чувство патриотизма во время соревнований,
выступлений за свое объединение, учреждение, школу и т.п.
К концу первого года обучения, занимающиеся должны:
•
овладеть основами технических и тактических приемов в боксе;
•
должны демонстрировать в бою и в специальных упражнениях
владение ударной техникой и защитными действиями;
5

должны показывать оптимальные результаты в тестировании
двигательных способностей, соответствующие их возрастным нормам.
•

Тактическая подготовка юных спортсменов формируется в тесной связи с
физической и психологической подготовкой. Тактическая подготовка как
способность спортсмена вести борьбу с полной отдачей своих физических
сил и психологических возможностей, морально-волевых качеств, которые
воспитываются при правильной организации учебно-воспитательного
процесса для достижения успехов в соревнованиях.
4.Учебно-тематическое планирование
п/
Кол-во
Наименование раздела
Форма проведения
занятий
п
1.Вводное занятие
10
2
а

Упражнения для развития силы
С собственным весом тела

б

С партнером

в

С отягощениями

3
а

Упражнения для развития быстроты
Развитие общей быстроты (4 ч.)

б
в

Развитие специальных скоростных
качеств (4ч)
Упр-я для развития выносливости

г

Упр-я для развития гибкости

д

Упр-я для развития ловкости

4
а

Специальная физическая подготовка
Упр-я с использованием тайского
инвентаря(мешок, груша, настенная
подушка, лапы, макивары)
Упр-я с использованием инвентаря
(скакалка, набивной мяч, теннисный
мяч)

б

Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность

20

Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность

40
Практическая
деятельность
6

в
г

Формы ведения боя (разведка,
наступление, оборона
Бой на дальней дистанции

д

Бой на средней дистанции

е

Бой на ближней дистанции

Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность

ж Финты
з

Тактика передвижения в ринге

и Бой против «темповика»
к

Бой против «силовика»

л

Бой против «игровика»

м Бой против «универсала»
н Бой против «левши»
Итого занятий

70

5. Содержание программы 1-го года обучения
1.Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на
занятиях и соревнованиях. Форма одежды боксёра.
Теория: Правила поведения и техника безопасности на занятиях и
соревнованиях. Одежда боксёра. Поведение на улице во время движения к
месту занятий и во время учебно-тренировочного занятия. Техника
безопасности на соревнованиях. Одежда и обувь боксёра. Особенности
одежды при различных условиях погоды.
Практика: Обсуждение. Опрос.
2. История возникновения и развития тайского бокса
Теория:Краткий исторический обзор развития тайского бокса в России и
за рубежом. Характеристика современного состояния тайского бокса.
Прикладное значение, особенности тайского бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7

3.Размеры площадок и требования к инвентарю, правила тайского
бокса.
Теория: Размеры, вес и материал изготовления перчаток для бокса.
Размеры ринга. Правила тайского бокса.
Практика: Обсуждение. Опрос.
4. Школа тайского бокса.
Теория: Боевая стойка. Перемещения и передвижения в тайском боксе.
Техника нанесения ударов и защитные действия.
Практика: Опрос.
5. Первоначальные представления о тактике ведения боя.
Теория: Стиль ведения боя. Особенности каждого из стилей ведения боя.
Практика: Обсуждение. Опрос.
6. Основные положения правил соревнований по тайскому боксу.
Теория: Виды соревнований и способы их проведения. Участники
соревнований. Форма одежды. Капитан команды. Права и обязанности
участников соревнований. Правила и порядок проведения боёв.
Практика: Обсуждение. Опрос.
7. Общая физическая подготовка
Практика: Основной упор в подготовке боксёров делается на развитие
основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости,
ловкости и координации движений. Средствами ОФП служат
общеразвивающие упражнения различной направленности, укрепляющие
опорно-мышечный
аппарат,
совершенствующие
работу
сердечнососудистой и дыхательной системы организма школьника. В
тренировку включаются занятия и другими видами спорта: легкой
атлетикой, спортивными и подвижными играми, походами, что также
способствует всесторонней физической подготовке и является основой
для достижения высоких и стабильных результатов в боксе.
8. Специальная физическая подготовка
Практика: Специальная физическая подготовка отражает специфику
бокса и направлена на воспитание тех физических качеств, которые
играют главную роль в освоении техники и достижении высоких
результатов специфических для боксёров: специальной выносливости,
силовой выносливости, ловкости, и отличной координации движений.
Средствами подготовки являются: бег в равномерном темпе по равнинной
и слабопересеченной местности, бег с изменением скорости движения,
стартовые ускорения, силовые комплексы и упражнения с
амортизаторами для определенных групп мышц, различные прыжковые
упражнения. Используются методы повторной, интервальной и круговой
тренировки, а также работа по станциям.
9. Техническая подготовка
8

Практика: Обучение стойки, правильному нанесению ударов и
выполнению защитных действий. Тренировка координация движения при
ударе, защитных действиях, перемещениях и передвижениях.
10. Тактическая подготовка
Практика: Тактическая подготовка ведения боя в различных боевых
ситуациях. Правильная подготовка атаки и расчёт времени начала атаки.
11.
Итоговое занятие. Контрольные упражнения и соревнования
Теория: Ознакомление с нормативами, правилами выполнения тестов,
анализ результатов.
Практика: Участие в течении года в 2 соревнованиях по ОФП и в 2-3
соревнованиях по тайскому боксу в своей возрастной группе.
Контрольные упражнения для оценки физической подготовленности: Бег
30 и 60 метров, прыжок с места, метание мяча в даль. Скакалка. Общая
выносливость – бег на расстояние 800 метров (без учета времени). Сила –
отжимание у мальчиков (от пола), у девочек (от гимнастической скамьи).

6.Организационно-педагогические условия реализации программы
1. Зал, площадью не мене 35 м2.
2, Борцовский ковер толщиной 50 мм, окаймленный по всему периметру
деревянными брусками высотой 30 мм. Покрытием на борцовские маты
служит специальное покрывало из синтетического материала (банер), на
котором нанесена разметка.
3.Высота стен - не менее 5 м, наличие приборов для искусственной
вентиляции и фармацевтических средств для обработки покрывала ковра.
4.Спортивный инвентарь:
мячи (футбольные, волейбольные, баскетбольные);
хоккейные клюшки для игры с мячом;
ракетки и воланы для игры в бадминтон;
теннисные столы и соответствующие им принадлежности;
гимнастические снаряды (брусья, перекладина, канат, скакалки,
гимнастические лавки и шведские стенки);
тренажеры, штанги большого и малого веса, гантели,
Методическое обеспечение
Основными формами тренировочной работы по тайскому боксу
являются: теоретические и практические занятия, тренировки,
соревнования, профилактические и оздоровительные мероприятия.

9

Тренировочные занятия проводятся в специально оборудованных
залах с хорошим освещением, равномерным светом.
Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед (15-20
мин.), при проведении которых используются наглядные пособия,
просмотр соревнований и изучение видеозаписей. При подборе
общеразвивающих и специальных упражнений следует учитывать, что
воздействие упражнений зависит от количества повторений (или
длительности применения упражнения), изменения темпа или ритма,
изменения исходных положений; условия форм движений; применения
дополнительных отягощений; использование различных условий внешней
среды. Для повышения заинтересованности и роста технической
подготовленности, занимающихся рекомендуется вводить методику
присвоение кханов, утвержденную ФТБР, представляющие собой контрольные нормативы по технике выполнения упражнений и ОФП.
Занятия, посвященные общей и специальной физической
подготовке, рекомендуется проводить во все периоды года, и в
особенности в подготовительном и переходном.
Элементы техники следует выполнять в сочетании с различными
силовыми упражнениями, это будет способствовать развитию
координации, ловкости, гибкости. При выполнении упражнений,
направленных на развитие отдельных физических качеств, нужно помнить
о том, что, применяя силовые упражнения необходимо избегать
продолжительных статических положений, связанных с чрезмерными
напряжениями и задержкой дыхания.
Силовые упражнения рекомендуется чередовать с упражнениями на
быстроту и на расслабление. При проведении тренировочных занятий,
после общей разминки, целесообразно проводить индивидуальную
разминку длительностью в 5-6 мин. Необходимо научить тай-боксёров
проводить
индивидуальные
разминки,
с
которых
начинается
тренировочное занятие.
Перед соревнованиями тренеру важно проводить установочную
беседу с воспитанниками (значение соревнований, сведения о команде
соперников), после окончания, провести анализ выступления. Разбор
прошедших соревнований следует проводить не сразу по окончании, а
дать воспитанникам время отдыха и анализа своих действий в спокойной
обстановке. При этом необходимо дать возможность участникам
высказаться, максимально привлекая их к самоанализу.
7.Формы аттестации и оценочные материалы
10

Формы аттестации и контроля: контрольное занятие, соревнования
Оценочные материалы: контрольные нормативы, задания, зачетная книжка
спортсмена.
Способами проверки знаний и умений являются:
•
тестирование по теоретическому разделу;
•
опрос по основным терминам в боксе;
•
сдача контрольных нормативов;
•
текущий контроль умений и навыков;
•
промежуточный тематический контроль умений и навыков;
•
итоговый контроль умений и навыков.
Контрольные нормативы
Учащиеся осваивают программу и сдают нормативы по общей
физической подготовке, спортивной и технической подготовке.
Основные способы и формы работы с учащимися индивидуальные и
также групповые, практические и теоретические. Занятия проводятся в
спортивном зале и на улице.
•
Фронтальная – наиболее часто используется в вводной и
заключительной части при выполнении несложных двигательных действий.
В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия
всех занимающихся.
•
Поточная – при поточном способе занимающиеся, выполняют
упражнения
поочередно, применяется, когда необходимо обеспечить
контроль за действиями каждого из них.
•
Групповая – каждая группа выполняет отдельные задания;
педагог одновременно осуществляет контроль за деятельностью всех групп,
находясь при этом с группой, получившей самое сложное задание.
•
Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся
недостатков или для углубленного освоения учебного материала.
•
«Круговая тренировка» - один из наиболее эффективных
способов организации деятельности юных спортсменов на занятиях,
обеспечивающих высокую общую и моторную плотность. В «круговую
тренировку» могут включаться упражнения, направленные на развитие
специальных умений и навыков.
8. Список литературы для учителя
1.
Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности
организатора детского спорта. М., Просвещение, 1985.
2.
Журналы «Теория и
практика физической
культуры»,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».

11

Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.
4.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и
спорт, 1977.-280 с.
5.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я.
Набатниковой.М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208с.
6.
Пилоян
Р.А.,
Суханов
А.Д.
Многолетняя
подготовка
спортсменовединоборцев. Малаховка, 1999.
7.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев:
Высшая школа, 1994.-352с.
8.
Под общей редакцией ВТ. Никитушкина. Система подготовки
спортивного резерва. М. - 1994.
3.

9.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ

Спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки
взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей.
1.
Тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть
ориентированы на достижение в первые годы занятий высокого спортивного
результата (на этапах начальной подготовки и начальной спортивной
специализации).
2.
Тренировочные и соревновательные нагрузки должны соответствовать
функциональным возможностям растущего организма.
3.
В процессе всех лет занятий необходимо соблюдать рациональный
режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебнопедагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью
занимающихся и их физическим развитием.
4.
Надежной основой успеха юных спортсменов в избранном виде спорта
является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие
физических качеств, решение функциональных возможностей организма.
5.
С возрастом и подготовленностью юных спортсменов постепенно
уменьшается удельный вес общей физической подготовки и возрастает вес
специальной подготовки. Из года в год неуклонно увеличивается рост
общего объема тренировочной нагрузки.
12

6.
Необходимо учитывать особенности построения школьного учебного
процесса в планировании спортивной тренировки.
Система спортивной подготовки представляет собой организацию
регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих
лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой и тактикой,
приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые
качества.
Спортивно - оздоровительный этап
Значительное омоложение, произошедшее в спорте в последние годы
(начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), создало
предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на
спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
Основная цель этого этапа:
обеспечение
отбора,
физической
и координационной
готовности к
простейшим
упражнениям
(общеразвивающим и специальным упражнениям своего вида). На
протяжении спортивно-оздоровительного этапа подготовки начинающие
юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов:
-легкой атлетики,
-акробатики,
-игровых и единоборных видов спорта.
Школьники в настоящее время ограничиваются тремя обязательными
уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая
работоспособность практически не растет. Только насыщенный
двигательный режим в СО группах даст благоприятные изменения в
состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим
нагрузкам,значительно повысит их интерес к занятиям спортом.
Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физическую и
умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здоровья,
необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов,
ограничивающих
физическую
нагрузку-отсутствие
специфических
двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще).
Основные средства тренировочных воздействий:
1) общеразвивающие упражнения (с целью создания школы движения);
2) подвижные игры и игровые упражнения;
3) элементы акробатики (кувырки, повороты, кульбиты и др.);
13

4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
5) метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей);
6) спортивно-силовые упражнения (в виде комплексов тренировочных
заданий).
Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный;
равномерный; круговой; соревновательный (в контрольно-педагогических
испытаниях).
Основные направления тренировки.
Спортивно-оздоровительный этап подготовки необходим для создания
предпосылок для последующей успешной спортивной специализации. Здесь
происходит отбор детей для дальнейших занятий, поскольку именно в это
время закладывается основа предпосылок овладения спортивным
мастерством.
На данном этапе подготовки существует опасность перегрузки еще
неокрепшего детского организма. Поэтому дозировать нагрузку следует
Основные средства и методы тренировки.
Главное средство в занятиях с детьми на этом этапе - подвижные игры. Для
обеспечения технической и физической подготовки начинающих
спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает
возможность проводить занятия и тренировки более организованно и
целенаправленно. Комплексы желательно сочетать с проведением игр и
игровых упражнений. Выполнение упражнений, направленных на развитие
быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения.
Их применяют в начале основной части урока после разминки, когда степень
возбуждения центральной нервной системы оптимальна и способствует
усвоению двигательных навыков, наиболее трудных по координации. Вслед
за комплексами на быстроту включают и игровые упражнения,
способствующие закреплению этого качества. Комплексы упражнений,
направленные на воспитание силы, используют во второй половине занятия,
так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные
возможности дыхания, кровообращения и других систем организма.
Комплексы
упражнений
силовой
направленности
подкрепляют
соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями.
В спортивно-оздоровительных группах большое внимание необходимо
уделять акробатике, направленной на развитие координационных
способностей и вестибулярного аппарата. Обучение технике тайского бокса
на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется
на основе обучения базовым элементам: боевые стойки, передвижения,
дистанция, прямые одиночные удары и защиты от них.
14

Применение названных средств, при преимущественном использовании
упражнений, направленных на развитие быстроты (50% основной части
занятия), позволяет достигнуть более высокого уровня физической
подготовленности.
Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В
большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ
упражнения, демонстрация наглядных пособий), методы упражнений игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений,
комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение
- простым. Тренеру нецелесообразно подробно анализировать детали.
Детям необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с
наглядным объяснением: поймать, догнать, бросить в кольцо, прыгнуть через
препятствие.
Методика контроля уже на этом этапе тренировки включает использование
комплекса методов: педагогических, медико-биологических и пр.
Комплекс методик позволит определить:
а) состояние здоровья юного спортсмена;
б) показатели телосложения;
в) степень тренированности;
г) уровень подготовленности;
д) величину выполненной тренировочной нагрузки.
На основе полученной информации тренер должен вносить соответствующие
коррективы в тренировочный процесс.
Этап начальной подготовки
Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной
специализации тайский бокс и овладение основами техники.
Основные задачи:
укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков;
постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде
спорта; обучение технике тайского бокса; повышение уровня физической
подготовки на основе проведения многоборной подготовки; отбор
перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий тайским боксом.
15

Факторы ограничивающие нагрузку:
1) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
2) возрастные особенности физического развития;
3) недостаточный общий объем двигательных умений.
Основные средства:
1) подвижные игры и игровые упражнения;
2) общеразвивающие упражнения;
3) элементы акробатики и самостраховки
(кувырки, кульбиты, повороты, падения и др.);
4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных теннисных мячей и
др.); 6) скоростно-силовые
упражнения
(отдельные
и
виде комплексов);
7) гимнастические упражнений для силовой и скоростно-силовой
подготовки;
8) введение в школу техники тайского бокса;9) комплексы упражнений
для индивидуальных тренировок.
Основные методы
выполнения
упражнений:
игровой;
повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.
Основные направления тренировки.
Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных
показателей считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов
определить специализацию спортсмена и организовать подготовку к ней. В
отдельных случаях такой подход может дать положительные результаты.
Однако это приводило иногда к тому, что юные спортсмены достигали
высоких показателей, правда, при слабом общем физическом развитии, а
затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно - технических
результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и
ученых пересмотреть свое отношение к ранней, узкой специализации и
отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных
спортсменов.
Этап НП один из наиболее «важных», поскольку именно на этом этапе
закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в
избранном виде. Однако здесь, как ни на каком другом этапе подготовки,
имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. Дело в
16

том, что у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных
вегетативных функций организма.
В последние годы становится все больше приверженцев той точки зрения,
что уже на этапе НП, наряду с применением различных видов спорта,
подвижных и спортивных игр, следует включать в программу занятий
комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре
к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений должно
быть направлено на дальнейшее развитие физических качеств, необходимых
для эффективных занятий тайским боксом.
Известно, что на этапе начальных занятий спортом целесообразно выдвигать
на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно
развивать физические качества путем специально подобранных комплексов
упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки
спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной
подготовки. Многие
физические качества детей наиболее устойчиво
проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек –
10-12 лет. Этот возраст как раз и приходится на этап НП. А в следующей
возрастной группе (подростковой) все виды прогноза затруднены. Значит,
если тренер не увидит самого важного до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет.
На этапе НП нецелесообразно учитывать периоды тренировки
(подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной
подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей
цепи многолетней подготовки спортсмена.
Особенности обучения.
Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться
параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения
успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий необходимо юным
спортсменам овладевать основами техники целостного упражнения, а не
отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в
облегченных условиях. Одной из задач занятий на первом году является
овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс
обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е.
перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Всего на
обучение каждому техническому действию или их комплексу нужно отдавать
15-25 занятий (30-35 минут в каждом). Эффективность обучения
упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития
физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе
занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового
характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более
17

успешному формированию и закреплению двигательных навыков. Морально
волевая, интеллектуальная и эстетическая подготовка тай боксера зависит
непосредственно от поведения спортсмена, спортивная честь, культура и
интересы юного тай боксера, спортивные ритуалы, танец тайского боксера.
Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным
особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную
спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые
методы обучения представлены ниже).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке
спортсменов. Главная ее задача состоит в том, чтобы научить боксера
осмысливать и анализировать действия как свои, так и соперника: не
механически выполнять указания тренера, а творчески подходить к ним.
Начинающих тайских боксеров необходимо приучить посещать
соревнования, изучать техническую и тактическую подготовленность
соперников, следить за действиями судей, их реакцией на действия боксеров
в атаке и в защите, их перемещениях по рингу, просматривать фильмы,
видеофильмы и спортивные репортажи.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и
непосредственно в тренировке. Она органически связана с физической,
технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент
практических знаний. Тайский боксер, как и любой другой спортсмен,
должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, быть
достойным гражданином России, с честью представлять свою спортивную
школу, клуб, свой город, страну на соревнованиях любого ранга. Воспитание
морально-волевых качеств начинается с первых шагов, когда в секции, в
школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять
все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо
воспитать у юных боксеров правильное, уважительное отношение к
товарищам по спортивной школе, к соперникам, к тренеру, к судьям, к
зрителям.
На этапе НП необходимо ознакомить учащихся с правилами гигиены,
спортивной дисциплины и соблюдением чистоты в спортивном сооружении.
Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях
«рукопашного боя», его истории и предназначению. Причем, в группах НП
знакомство детей с особенностями спортивного единоборства проводится
непосредственно перед занятиями или в ходе разучивания каких-либо
18

двигательных действий, обращая их внимание на то, что данный удар или
комбинацию ударов лучше всех выполнял такой-то известный спортсмен.
Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то,
чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться
высоких спортивных результатов.
В УТ группах учебный теоретический материал распространяется на весь
период обучения. Знакомство с требованиями спортивных занятий
проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами
таких бесед, в зависимости от возраста, должны стать история физической
культуры в целом, история тайского бокса и философские аспекты
спортивного противоборства, методические особенности построения
тренировочного процесса и закономерности подготовки к соревнованиям и
т.д. В теоретической подготовке этих групп необходимо большое внимание
уделять системе контроля и самоконтроля за уровнем различных сторон
подготовленности и состоянием здоровья. Желательно познакомить юных
спортсменов с принципами ведения спортивного дневника, личными картами
тренировочных заданий и планами построения тренировочных циклов.
Развитие волевых качеств боксера
Волевые
качества единоборца
настойчивость,
инициативность, целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах,
смелость и решительность - в основном развиваются непосредственно в
учебно – тренировочном процессе, при выполнении различных требований
данной
спортивной
деятельности.
Одно из
важнейших
качеств, обеспечивающих достижение намеченной тай - боксером цели, это
настойчивость. Ясное представление цели и желание ее добиться помогает
преодолевать трудности тренировки и соревновательных боев. Для развития
этого качества необходимо применять в тренировке упражнения с большой
интенсивностью, использовать дополнительные раунды в вольных боях и в
упражнениях со снарядами, продлевать время раундов применять «рывки» во
время боя с тенью и «стартовую» работу на снарядах.
Для развития инициативности в условном бою рекомендуется требовать,
чтобы тайские боксеры вели атакующий бой, прибегали к вызовам на удары
и к контратакам и т.д. Полезно использовать вольные 6oи с различными
партнерами по манере ведения боя. Во время выполнения упражнений
боксеры должны быть активными, применять множество ложных действий
(финтов), развивать атаки, контратаки, не переходя к грубому обмену
ударами и др.
19

Целеустремленность - можно воспитать при условии, что спортсмен
проявляет глубокий интерес к тайскому боксу как искусству и личную
заинтересованность в спортивных достижениях. Тренер должен обсудить с
боксером
все
положительные
и
отрицательные
стороны
его
подготовленности; наметить этапы работы над исправлением ошибок и пути
совершенствования в технике и тактике. Надо добиваться того, чтобы тай
боксер относился к тренировочным заданиям не как к обязанности, а
рассматривал их как источник творческих действий. Он не должен ждать
напоминаний тренера, а самостоятельно заниматься подготовкой, подбирая
для этого наиболее соответствующие ему упражнения; совершенствоваться в
излюбленных приемах. Надо все время напоминать тай боксерам,
упражняющимся в парах, в чем лейтмотив действий каждого из них, причем
тренирующиеся обязаны выполнять эти действия в соответствии с
поставленной задачей.
Например, при целевой установке совершенствоваться в защитах, ни в коем
случае не переходя в атакующий бой, заставить себя применять
разнообразные защитные действия и избегать ударов спарринг-партнера. При
отработке средств боя на дальней дистанции, надо не задерживаться на
средней и ближней дистанциях.
Для развития волевого качества выдержки надо постоянно вырабатывать
утай боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения,
преодолевать неприятные чувства, появляющиеся при максимальных
нагрузках и утомлении, при сгонке веса. Во время тренировок необходимо
приводить тай боксерам примеры о том, как выдающиеся мастера ринга,
скрывая от окружающих плохое самочувствие или полученные ранее
повреждения, побеждали сильных противников благодаря выдержке.
Поражение не должно вызвать у спортсмена большого разочарования, его
нужно убедить в том, что если бы он не допустил некоторых ошибок в бою,
то, несомненно, победил бы. После поражения следует тай боксеру
встречаться в тренировочных боях с партнерами, обладающими, примерно
теми же особенностями, что и противник, которому он проиграл бой.
Самообладание. В данном случае речь идет о способности не теряться
трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своим поведением,
контролировать ситуацию в условиях помех, высокой напряженности
психики. Проявлению данной способности помогает наличие плана
действий, учет возможных вариантов развития событий, знание
закономерностей спорта. Стойкость тайского боксера проявляется в том,
насколько он способен выдерживать трудности входе занятий данным видом
спорта (отрицательные эмоциональные состояния, боль, сильное утомление и
др.), не сдаваясь следовать избранным путем.
20

Требования к технике безопасности в условиях тренировочных
занятий и соревнований
Общие требования безопасности:
- в качестве тренера для занятий тайским боксом могут быть допущены
лица, имеющие специальное спортивное образование, подтвержденное
документом установленного в РФ образца (дипломом);
- тренер должен пройти предварительный медицинский осмотр, при
последующей работе - периодические медицинские осмотры в сроки,
установленные соответствующими действующими нормативными актами;
- с тренером должны быть проведены следующие виды инструктажей:
вводный и первичный на рабочем месте (при поступлении на работу в
учреждение); повторный (периодически не реже 1 раза в 6 месяцев) на
рабочем месте; внеплановый (при изменении условий труда, нарушении
правил безопасного проведения занятий, длительных перерывах в работе и
др. обстоятельствах); целевой (при разовом выполнении работ не
связанных с основными обязанностями);
- тренер должен быть проинструктирован по пожарной безопасности и
по оказанию первой доврачебной помощи в условиях учреждения;
- к занятиям по тайскому боксу допускаются лица с 10 лет, прошедшие
медицинское об следование и не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья;
- в обязанности тренера входит проведение инструктажа занимающихся
по правилам безопасности во время занятий. Работа по профилактике
травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической
культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателя;
-во избежание ситуаций на занятиях, ведущих к травматизму и
отрицательным последствиям, тренер должен получить в начале
тренировочного года от медицинского работника физкультурноспортивного учреждения информацию в письменном виде о состоянии
здоровья каждого занимающегося. После болезни или перенесенных травм
возобновлять занятия можно
только по разрешению врача и проводить их в сокращенном объеме;
- тренер и занимающиеся должны строго соблюдать установленные в
учреждении правила поведения, режим труда и отдыха, правила по
обеспечению пожарной безопасности, взрывобезопасности, гигиены и
санитарии;
- на занятиях по тайскому боксу возможно воздействие следующих
опасных и вредных факторов: значительные статические мышечные

10.

21

усилия; неточное, не координированное выполнение ударов; нанесение
запрещенных ударов и приемов; нервно-эмоциональное напряжение;
недостатки общей и специальной физической подготовки; малый набор
атакующих, контратакующих и защитных средств у занимающегося;
- для занятий тайским боксом занимающиеся и тренер должны иметь
специальную, со ответствующую виду, защитную экипировку,
спортивную форму;
- о каждом несчастном случае во время занятий тренер должен
поставить в известность руководителя спортивного учреждения;
- в случае легкой травмы тренер должен оказать помощь пострадавшему.
К лицам, получившим средние и тяжелые травмы во время занятий,
необходимо срочно вызвать скорую помощь. До прибытия скорой помощи
пострадавшему должна быть оказана первая доврачебная помощь в
соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи,
действующей в физкультурно-спортивном учреждении; -занимающиеся,
нарушающие правила безопасности, отстраняются от занятий и на них
накладывается дисциплинарное взыскание. Перед началом очередного
занятия со всеми занимающимися проводится внеплановый инструктаж;
- знание и выполнение требований и правил техники безопасности
является должностной обязанностью тренера, а их несоблюдение влечет за
собой, в зависимости от последствий нарушения, виды ответственности,
установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная,
уголовная).
Требования безопасности перед началом занятий:
- спортивный зал открывается за 5 мин до начала занятий по расписанию
(графику). Вход в зал разрешается только в присутствии тренера;
- перед началом занятий тренер должен обратить особое внимание на
оборудование места занятий, в частности на маты и ринг. Маты должны
быть плотными, ровными, пружинящими, без углублений. Покрышка
должна быть натянута туго поверх матов, канаты ринга натянуты, также
обратить внимание на надежность крепления боксерских мешков и
настенных подушек, турников и брусьев.
- освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура - не менее
15-17 °С, влажность
- не более 30
-40%;
- за порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу
занятий отвечает тренер и дежурный группы;

22

перед началом занятий тренер должен постараться выявить любые,
даже незначительные отклонения в состоянии здоровья занимающихся
лиц, для принятия профилактических мер (освобождение от занятий,
снижение нагрузки).
Требования безопасности во время занятий:
- занятия тайским боксом в спортивном зале начинаются и проходят
согласно расписанию, утвержденному руководителем учреждения;
- занятия по тайскому боксу должны проходить только под
руководством тренера;
- тренер должен поддерживать высокую дисциплину во время занятий и
добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно
осуществлять контроль за действиями занимающихся;
- за 10-15 мин до тренировочной спарринга занимающиеся должны
проделать интенсивную разминку, особо обратить внимание на мышцы
спины, плечевые, лучезапястные, голеностопные суставы и массаж носа,
надбровных дуг, ушных раковин;
- во время тренировочного спарринга по звуку таймера, гонга, или
свистка тренера, занимающиеся немедленно прекращают поединок.
Спарринг проводится между участниками одинаковой подготовки и
весовой категории;
- для
предупреждения
травм
тренер
должен
следить
за
дисциплинированностью занимающихся, их уважительным отношением
друг к другу, воспитанием высоких бойцовских качеств;
- каждый занимающийся должен хорошо усвоить важные для тайского
бокса приемы страховки, самостраховки;
- особое внимание на занятиях по тайскому боксу, тренер должен
обратить на постепенность и последовательность обучения;
- при разучивании отдельных приемов на ринге может находиться не
более 4-х пар;
- на занятиях по тайскому боксу запрещается иметь в спортивной одежде
и обуви колющие и режущие предметы (булавки, заколки и т.п.);
- тренер должен учитывать состояние занимающихся, реагировать на их
жалобы о состоянии здоровья. При появлении во время занятий боли,
потертости
кожи,
синяков,
кровотечения,
а
также
при
неудовлетворительном самочувствии занимающийся должен прекратить
занятия и сообщить об этом тренеру;
- выход занимающихся из спортивного зала во время занятий возможен
только с разрешения тренера -преподавателя.
-

23

Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- при несчастных случаях с занимающимися тренер должен немедленно
прекратить занятия и приступить к оказанию пострадавшему первой
доврачебной помощи;
- одновременно нужно отправить посыльного из числа занимающихся
для уведомления руководителя или представителя администрации
физкультурно-спортивного учреждения, а также вызова медицинского
работника и скорой помощи;
- при оказании первой доврачебной помощи следует руководствоваться
приемами и способами, изложенными в инструкции по первой
доврачебной помощи, действующей в учреждении;
- при обнаружении признаков пожара тренер должен обеспечить
эвакуацию занимающихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации, при
условии их полной безопасности. Все эвакуированные проверяются в
месте сбора по имеющимся у тренера поименным спискам;
- поведение и действие всех лиц в условиях аварийной ситуации должны
быть объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными.
Руководство действиями в аварийной ситуации осуществляет
руководитель или представитель администрации учреждения.
Требования безопасности по окончании занятия:
- после окончаний занятия тренер должен проконтролировать
организованный выход занимающихся из зала;
- проветрить спортивный зал;
- в
раздевалке при спортивном зале, лицам занимающихся
единоборством переодеться в спортивную форму (одежду и обувь);
- по окончании занятий принять душ, в случае невозможности данной
гигиенической процедуры тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Настоящие правила предусматривают основные организационнопрофилактические меры обеспечения безопасности и снижения
травматизма, обязательные к выполнению при осуществлении
тренировочного процесса и проведении спортивно
-массовых
мероприятий. Тренировочные занятия и спортивно-массовые мероприятия
разрешается проводить:
- при условии наличия соответствующей квалификации тренеров и
медицинского обслуживающего персонала;
- условии наличия допуска занимающихся к физкультурно-спортивным
занятиям;

24

при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиенических
нормам, правилам соревнований и методике тренировки;
- при соответствии мест проведения тренировочного процесса,
соревнований и спортивно массовых мероприятий санитарным нормам;
- при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к
конкретному мероприятию;
- все тренировочные занятия должны проводиться только под
руководством тренера, инструктора и согласно утвержденному
расписанию.
Спортивные соревнования и спортивно-массовые мероприятия
проводятся в присутствии медицинского персонала, тренеров,
инструкторов и судейской коллегии. Тренировочный процесс,
соревнования, спортивно-массовые мероприятия могут быть начаты
только после выполнения всех требований настоящих правил и принятия
мер, обеспечивающих профилактику спортивного травматизма и
безопасности проведения мероприятий, как для спортсменов, так и для
зрителей.
-

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».