УРАЛЬСКИЙ МАСТЕР

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Уральский мастер» (далее – Программа) технической направленности
базового уровня позволяет обучающимся познакомиться с историей
традиционных деревообрабатывающих ремесел, в частности, столярного
дела, со свойствами и приемами обработки и покраски древесины, с
возможностями
современных
деревообрабатывающих
станков
и
оборудования, с такими видами декоративно-прикладного искусства, как
резьба, выжигание, выпиливание и роспись по дереву; узнать о применении
древесины при оформлении и отделке интерьеров, изготовлении различных
бытовых предметов. Программа содействует совершенствованию умений и
навыков в области столярного дела и развивает художественные способности
обучающихся. Занятия включают в себя теоретическое изучение материала и
практическое применение умений и навыков, проявляющееся в изготовлении
из древесины вначале простейших, а затем более сложных изделий и их
художественном оформлении.
Основным предназначением кружка «Уральский мастер» в системе
общего образования является формирование трудовой и технологической
культуры школьника, системы технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности,
их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда,
формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Данная программа ориентирована на обеспечение условий для
конкретного творческого труда, для развития художественно-прикладного
творчества.
Актуальность программы.
Обучение по Программе способствует воспитанию трудолюбия,
уважения к результатам труда, целеустремлённости, что играет важную роль
в личностном развитии и социализации обучающихся, в приобщении их к
продуктивной творческой деятельности.
Исходными документами для разработки
программы являются
следующие нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
2

3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО №
785-Д от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
3

дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с
социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023
года «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в ПГО в соответствии с социальным
сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
Иные действующие нормативные документы в области образования.
Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что она способствует
последовательному осмыслению обучающимися ценности трудовой
деятельности в современном обществе, создает условия для жизненного
самоопределения.
Отличительная особенность данной программы.
Отличительной особенностью данной программы состоит в том, что
она способствует получению глубоких знаний и умений по столярному делу,
позволяет освоить такие виды декоративно-прикладного искусства, как
резьба, выжигание, выпиливание и роспись по дереву, учит применять
полученные навыки в области искусства дизайна.
Педагогическая целесообразность программы.
Одним из важнейших требований к техническому образованию в
современных условиях является овладение учащимися практическими
умениями и навыками, а также знание технической номенклатуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
создает оптимальные условия для приобретения обучающимися
практических знаний, умений и навыков в деревообрабатывающих ремеслах,
способствует их профессиональному самоопределению.
Адресат общеразвивающей программы:
Рабочая программа «Уральский мастер» разработана на основе
примерной рабочей программы "Художественная обработка "
Режим занятий: 1 часа в неделю (40 минут)
Объем:34 часа в течение учебного года.
Срок освоения программы: 34 недели, 1 учебный год
Программа рассчитана на 8 – 9 классы до 20 человек.
Формы подведения итогов реализации программы: беседа,
4

презентация, практическое занятие, отчет и т.д.

2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы – создание условий для всестороннего развития
технических и художественных способностей обучающихся путём изучения
основ столярного дела, привитие им любви к традиционному российскому
художественному ремеслу.
Задачи программы:
Обучающие:
 формировать представления о народных художественных промыслах,
расположенных на территории России;
 обучать практическим навыкам работы с деревом;
 изучать правила безопасности при обработке изделий из дерева;
 обучать безопасному владению столярным инструментом;
 обучать практическим навыкам техники выжигания;
 обучать практическим навыкам выпиливания и вытачивания фигур;
 формировать навыки самостоятельного составления несложных
композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.
Развивающие:
 развивать интерес к изучению основ столярного ремесла;
 развивать интеллектуальные и практические умения самостоятельно
приобретать и применять на практике полученные знания;
 развивать художественный вкус, общую культуру личности;
 развивать умения оценивать свою работу и работу товарищей;
 развивать уверенность в собственных силах. Воспитательные:
Воспитательные:
 воспитывать любовь к труду;
воспитывать устойчивый интерес к русским народным декоративно
прикладным промыслам;

воспитывать
коммуникативную
культуру
обучающихся,
внимательность и уважительность к людям, терпимость к чужому мнению;
 формировать потребность в творческой деятельности, стремление к
самовыражению.
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных
процессов преобразования и использования материалов, энергии,
информации, объектов природной и социальной среды.
5

Содержание программы носит практико-ориентированный характер.
При
проведении
занятий
используются
беседы,
практикумы,
интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры и т.д.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются
практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические
работы направлены на освоение различных технологий обработки
материалов, древесины, выполнение графических и расчётных операций,
выполнение проектов.
«Уральский мастер» имеет четкую практико – ориентированную
направленность.
Он
способствует
формированию
регулятивных
универсальных учебных действий путем «приобретения навыков
самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же
время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре
как продукте предметно - преобразующей деятельности человека»
обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.
Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного
выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное развитие
ученика.
Особенностью является введение учащихся в мир духовной и
материальной культуры, возможность овладения основами ручного и
механизированного труда, применять в практической деятельности
полученные знания.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты — совокупность знаний, умений, навыков,
личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении
программы по ее завершению; определяются, с учетом цели и содержания
программы.
Планируемые результаты формулируются как:
метапредметные результаты означают
освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
и
универсальных
учебных
действий
регулятивных, познавательных и коммуникативных, способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике;
личностные результаты — включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

6

предметные результаты — содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование.
Планируемые результаты освоения программы.
По итогам реализации Программы обучающиеся будут знать:
 правила и приемы безопасной работы с ручным столярным
инструментом;
 правила безопасной работы на ученическом токарном станке;
 основные приёмы резьбы по дереву;
 основные приёмы выжигания по дереву;
 основные приёмы выпиливания из дерева;
 способы чистовой отделки изделий из дерева;
 способы нанесения росписи на изделия из дерева.
По итогам реализации программы обучающиеся будут уметь:
 организовывать рабочее место и порядок на нем во время работы;
 использовать инструменты в соответствии с требованиями техники
безопасности;
 выполнять работы на ученическом токарном станке;
 выполнять несложные элементы резьбы по дереву;
 выполнять работы в технике выжигания;
 выпиливать простые фигурки из дерева;
 осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности;
 экономно использовать материалы;
 изготавливать изделия по технологической карте, схеме или чертежу
Развивает:
 чувства прекрасного и эстетических чувств,
 способности к организации своей учебной деятельности,
 самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
 целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
 готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
 восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления,
создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных
фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на
7

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет
формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою
позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать
партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
Результаты:
Личностные результаты
К
личностным
результатам
освоения
информационных
и
коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной
жизни можно отнести:
 критическое отношение к информации и избирательность её
восприятия;
 уважение к информации о частной жизни и информационным
результатам других людей;
 осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями;
 начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром
профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
 освоение способов решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
 формирование умений ставить цель – создание творческой работы,
планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его
с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла,
 соотнесение целей с возможностями
 определение временных рамок
 определение шагов решения задачи
 видение итогового результата
 распределение функций между участниками группы
 планирование последовательности шагов алгоритма для достижения
цели;
 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
8

Познавательные универсальные учебные действия:
 умение задавать вопросы
 умение получать помощь
 умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой,
сайтами
 построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать,
основываясь на предметном знании)
 способность принять другую точку зрения, отличную от своей
 способность работать в команде;
 выслушивание собеседника и ведение диалога.
Предметные результаты
1. В познавательной сфере:
 рациональное
использование
учебной
и
дополнительной
технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
 оценка технологических свойств материалов и областей их
применения;
 ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и
технологиях создания объектов труда;
 владение алгоритмами и методами решения технических и
технологических задач;
 классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы
и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного
производства;
 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в техническом труде;
 владение кодами и методами чтения и способами графического
представления технической и технологической информации;
 применение общенаучных знаний по предметам естественноматематического цикла в подготовке и осуществлении технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
 владение способами научной организации труда, формами
деятельности, соответствующими культуре труда и технологической
культуре производства;
9

 применение элементов прикладной экономики при обосновании
технологий и проектов.
2. В трудовой сфере:
 планирование технологического процесса и процесса труда;
 подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
 проведение необходимых опытов и исследований при подборе
материалов и проектировании объекта труда;
 подбор инструментов и оборудования с учетом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов;
 проектирование последовательности операций и составление
операционной карты работ;
 выполнение
технологических
операций
с
соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;
 соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной
безопасности;
 соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
 обоснование критериев и показателей качества промежуточных и
конечных результатов труда;
 выбор и использование кодов и средств представления технической
и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема,
чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с
коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
 подбор и применение инструментов приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
 контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
мерительных инструментов;
 выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
 документирование результатов труда и проектной деятельности;
 расчет себестоимости продукта труда;
 экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг.
3. В мотивационной сфере:
 оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;

10

 выбор профиля технологической подготовки в старших классах
полной средней школы или профессии в учреждениях начального
профессионального или среднего специального обучения;
 согласование своих потребностей и требований с другими
участниками познавательно-трудовой деятельности;
 осознание ответственности за качество результатов труда;
 наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и
выполнении работ;
 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
4. В эстетической сфере:
 дизайнерское проектирование технического изделия;
 моделирование художественного оформления объекта труда;
 разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
 эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и научной организации труда;
 опрятное содержание рабочей одежды.
5. В коммуникативной сфере:
 формирование рабочей группы для выполнения технического
проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов
трудового коллектива;
 выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления
информации в процессе коммуникации;
 оформление коммуникационной и технологической документации с
учетом требований действующих стандартов;
 публичная презентация и защита проекта технического изделия;
 разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
 потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
6. В психофизической сфере
 развитие способностей к моторике и координации движений рук
при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
 достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций;
 соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к
инструменту с учетом технологических требований;
 сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
11

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план
из расчета 1 часа в неделю, 34 учебных недель- всего 34 часов.
Таблица тематического распределения количества часов:
№

Названия раздела/темы

Количество часов
Все
го

Тео
рия

Пр
акт
ика

1

1

-

1.

Вводное занятие. Инструктаж

2.

Древесина
–
природный
конструкционный материал

3

2

1

2.1.

Лес – наше богатство

1

1

-

2.2.

Основные сведения о древесине
1

2.3.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Виды столярного материала и его
применение

Столярный инструмент и технология
обработки
древесины
Рабочее место. Разметочный и
измерительный инструмент
Графическое изображение деталей из
древесины

3.5.

4.

1

-

1

10

5

5

2

1

1

1

1

Пиление. Инструмент для пиления
2

3.4.

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий

1

2

Сверление.
сверления

Инструмент

Строгание.
строгания

Инструмент

1

1

для
2

1

12

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий

Выполнение
практических заданий
Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий
Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий

1

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий
Промежуточная
аттестация.

для

Токарная обработка древесины

Формы
аттестации и
контроля

2

1

1

11

4

7

4.1.

Устройство токарного станка

4.2.

Подготовка станка к работе

4.3.

Точение деталей цилиндрических форм

5.

Отделка изделий из древесины

5.1.

Покраска

3

2

1

4

1

3

4

1

3

4

2

2

2
5.2.

6.

6.1.

Художественная
древесины

2

1

1

5

2

3

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий
Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий

обработка

Выжигание
1

1

Ажурное выпиливание
2

7.

1

Лакирование

2

6.2.

1

Текущий контроль.
Тестирование

1

1

Итоговое занятие. Фестиваль.

ИТОГО

1

-

1

34

16

18

Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий
Текущий контроль.
Выполнение
практических заданий
Итоговая аттестация.
Выставка

5.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория. Знакомство с деятельностью объединения «Основы столярного
дела»: цели и задачи, порядок и план работы на учебный год. Инструктаж по
технике безопасности при работе с инструментами, на станках и при
проведении массовых мероприятий.
Раздел 2. Древесина – природный конструкционный материал
Тема 2.1. Лес – наше богатство
Теория. Роль и значение древесины в жизни человека. Живой фильтр
природы. Хранитель воды и плодородия почвы. Охрана природы в нашей
стране. Наиболее распространенные в средней полосе нашей страны
13

древесные породы: ель, сосна, береза, липа, дуб, тополь, осина, клен,
лиственница. Сведения об истории возникновения и развития
деревообрабатывающих промыслов. Художественная обработка древесины.
Требования к художественно-декоративным и прикладным изделиям из
древесины. Соотношение художественного и функционального в предметах
быта, постройках, орудиях труда. Влияние эстетики на жизнь людей.
Развитие прикладного искусства и народного творчества в нашей стране.
Тема 2.2. Основные сведения о древесине
Теория. Породы древесины и их характеристика. Лиственные породы.
Хвойные породы. Строение древесины. Физико-механические свойства
древесины: твердость, упругость, расщепляемость и др. Текстура. Пороки
древесины: сучковатость, синева, трухлявость, червоточина, свилеватость.
Практика. Выполнение практического задания: определение пород
древесины подготовленных образцов, пороков древесины и путей их
устранения в изделиях.
Тема 2.3. Виды столярного материала и его применение
Теория. Доски. Бруски. Шпон. Виды шпона (пиленый, строганый,
лущеный). Облицовка шпоном. Фанера. Клееная фанера. Облицовочная
фанера. Лакированная фанера. Бакелитовая фанера. Столярная плита (щит).
Древесностружечная плита.
Практика.Выполнение практического задания: определение видов
столярных материалов. Нахождение на доске кромки, торца, ребра.
Раздел 3. Столярный инструмент и технология обработки
древесины
Тема 3.1. Рабочее место. Разметочный и измерительный
инструмент
Теория. Инструмент столяра. Столярный верстак – рабочее место
столяра. Основные измерительные инструменты, применяемые в столярных
технологиях. Слесарный угольник. Рейсмус. Малка. Линейка. Плотницкий
карандаш. Штангенциркуль. Кронциркуль.
Практика. Выполнение практического задания. Выбор игрушки для
последующего изготовления: «Конь-качалка», «Мужик и медведь»,
«Кузнечик», «Самолет». Подбор столярного материала для изготовления
игрушки.
Тема 3.2. Графическое изображение деталей из древесины
Теория. Предварительная зарисовка. Чертеж. Эскиз. Масштаб.
Технический рисунок. Технологическая карта. Разметка прямоугольных
деталей. Разметка криволинейных деталей. Шаблон.
14

Практика. Выполнение практического задания: подготовка эскизов и
шаблонов, выбранных игрушек.
Тема 3.3. Пиление. Инструмент для пиления
Теория. Виды столярных ножовок и их устройство. Правила и приемы
работы столярными ножовками. Виды брака при пилении. Подготовка
ручных пил к работе. Продольное и поперечное пиление. Понятие припуск
на обработку при пилении. Стусло. Пиление под углом на стусле. Пиление
лучковой пилой.
Практика. Выполнение практических заданий: поперечное и
продольное пиление; выпиливание лобзиком заготовок для выбранных
игрушек.
Тема 3.4. Сверление. Инструмент для сверления
Теория. Приемы сверления ручным инструментом. Коловорот.
Разновидности сверл и их основные части. Приемы сверления на станках и
электродрелью. Станок и его устройство. Виды сверл, техника безопасности
при сверлении на станке. Сверление сквозных и несквозных отверстий.
Особенности правильного сверления. Рациональный способ сверления.
Пробочные сверла. Трехгранное шило. Зенковка. Основные инструменты для
зачистки изделий – рашпиль и напильник.
Практика. Открытое занятие. Выполнение практических заданий:
сверление коловоротом и дрелью; зачистка и шлифовка поверхностей
деталей игрушек.
Тема 3.5. Строгание. Инструмент для строгания
Теория. Устройство рубанка. Применение рубанков. Виды строгания.
Плоскостное строгание выполняется рубанками нескольких типов
(шерхебель, одинарный рубанок, двойной рубанок, полуфуганок, фуганок и
т.
д.). Строгание задиристых мест и торцевание – шлифтик. Обработка узких
длинных плоскостей – зензубель. Рабочие части резцов у шерхебеля и
рубанка, их отличие. Правильное установление резцов. Настройка рубанка к
работе. Распределение усилия рук при строгании. Ручное изготовление
деталей цилиндрической и овальной формы. Приемы строгания для
получения изделий круглого и овального сечения. Разметка брусков.
Крепление материала на верстаке. Приемы снятия углов граней напильником
и зачистки шкуркой. Показ рабочей позы, крепление материала.
Технологическая карта на последовательность работы.
Практика.Выполнение практических заданий: строгание досок по
плоскости и по торцам. Открытое занятие:сборка игрушки.
Раздел 4. Токарная обработка древесины
15

Тема 4.1. Устройство токарного станка
Теория. Назначение и устройство токарного станка. Кинематическая
схема токарного станка. Виды операций, выполняемые на станке. Правила
безопасной работы на станке. Основные узлы: задняя и передняя бабки,
подручники их назначение. Виды резцов, элементы режущей части. Типы
заточки. Основные неисправности станка и их устранение. Разработка,
промывка, смазка. Установка.
Практика. Выполнение теста по теме «Устройство токарного станка».
Тема 4.2. Подготовка станка к работе
Теория. Подготовка заготовок к точению. Определение размеров
заготовок различными способами. Подготовка станка к работе. Установка
заготовок. Приемы работы на токарном станке. Черновое и чистовое точение,
отделка шлифовальной шкуркой. Контроль качества выполняемых операций.
Устранение выявленных дефектов. Породы древесины и их применение в
токарном деле. Чертеж и эскиз изделий, припуски на обработку при точении
древесины на станке. Ручная подготовка древесины к точению. Крепление
древесины на шпиндель.
Практика. Выполнение практических заданий: пробное точение
деталей; отработка приемов управления станком.
Тема 4.3. Точение деталей цилиндрических форм
Теория. Технология изготовления деталей цилиндрической формы.
Инструменты для данного вида работ. Подготовка станка к работе.
Крепление заготовки в центрах. Установка подручника. Приемы работы с
инструментами. Привила и приемы точения цилиндрических форм из
древесины. Правила техники безопасности. Визуальный и инструментальный
контроль качества.
Практика. Выполнение практических заданий: точение изделий
цилиндрических форм по чертежам: гимнастических палок, закруток к
верстачным винтам, ручек для киянок и молотков, указок, скалок, городков.
Раздел 5. Отделка изделий из древесины
Тема 5.1. Покраска
Теория. Значение отделки изделий из древесины. Малярная
(непрозрачная) отделка столярных изделий. Масляная и эмалевая краски.
Подготовка изделий к окраске: шкуровка, шпаклевка, шлифовка, грунтовка.
Первое и второе покрытие краской. Приемы работ шкуркой, шпателем,
кистью и флейцем. Прозрачная отделка столярных изделий. Подготовка
древесины к прозрачному покрытию. Матовая отделка мастикой и воском.
Лессировка. Техника безопасности при отделке. Ознакомление с составом
16

масляных и эмалевых красок, назначением сиккатива и разбавителей; видами
кистей, их хранением; с изготовлением тампонов.
Практика. Выполнение практических заданий: отработка приемов
прозрачного и непрозрачного покрытия на заготовках; отделка выполненных
ранее изделий.
Тема 5.2. Лакирование
Теория. Лакирование. Масляный лак. Спиртовые лаки. Политура.
Нитролаки. Приемы лакирования. Сушка изделий.
Практика. Выполнение практических заданий: отработка приемов
лакирования на выполненных ранее изделиях.
Раздел 6. Художественная обработка древесины
Тема 6.1. Выжигание
Теория. Правила работы с наждачной бумагой. Методы зачистки
фанеры с помощью наждачной бумаги. Методы перевода рисунка на фанеру
(установка, крепление и перевод картинки через копировальную бумагу,
качество перевода для последующего выжигания). Правка перевода для
последующего выжигания. Метод выжигания контура рисунка тонкими
линиями, штриховка контура под объемное и теневое ретуширование.
Методы настройки эл. прибора для выжигания тонкой линией, светлой
линией, темной линией и т. д. Тонкое выжигание картинки. Методы
ретуширования (ретуширование «дымков», «пушок», «штрих» и т.д.).
Практика. Выполнение практического задания: выжигание картинки
второй сложности (картинка с сюжетом и несколькими деталями);
ретуширование деталей картинки.
Тема 6.2. Ажурное выпиливание
Теория. Лобзик, установка лобзика. Выпиловочный столик, подбор
выпиловочного столика. Приспособление для стягивания лобзика. Приемы и
правила работы, рабочая поза при выпиливании. Выпиливание лобзиком как
разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты и
приспособления. Выбор материала и инструмента. Принципы и правила
составления эскизов и технических рисунков. Построение окружностей,
выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру, зачистка
деталей, конструирование и моделирование многодетальных изделий,
перенесение рисунка на фанеру или древесину, выпиливание деталей по
линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего
контура.
Практика. Выполнение практического задания: разработка одно-, двух, трехдетальных изделий. Составление эскизов. Выпиливание деталей.
17

Тема 6.4. Резьба по дереву (геометрическая и композиционная)
Теория.
Нанесение
рисунка
на
материал.
Криволинейные
геометрические рисунки, окружности, розетки. Основные приемы скобчатой
резьбы. Основные приемы контурной резьбы на черном фоне. Инструменты
для резьбы: полукруглые стамески, резаки (косяки), церазик, уголок,
клюкарза. Правила техники безопасности. Приемы работы, рабочая поза при
резьбе, хватка инструмента.
Практика.
Выполнение
практического
задания:
вырезание
треугольников, квадратов, звезд, «ноготков», чешуек, «глазков». Выполнение
резьбы на готовых изделиях: полочке, подставке для цветов, пенале,
коробочке для карандашей, шкатулке-сувенире.
Раздел 7. Итоговое занятие. Фестиваль столярного дела.
Практика.Итоговая аттестация. Участие в выставках, мастер-классах и
фестивале столярного дела.

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Программа включает в себя теоретические занятия (объяснение,
самостоятельное
изучение
специальной
технической литературы),
практические (изготовление изделий), практико-эксплуатационные (расчеты,
чертежи).
При реализации Программы используются:
 словесные методы обучения: объяснения;

наглядные
методы
обучения:
наглядные
пособия,
плакаты,
видеоматериалы;
 практические методы обучения: обучающиеся выполняют практические
задания. Специфика кружков технического творчества такова, что словесные,
наглядные, практические методы свободно интегрируются в рамках одного
занятия, обеспечивая наибольшую эффективность усвоения материала.
Усвоение материала контролируется при помощи тестов, выполнения
практических заданий и контрольных тренировок, открытых занятий и т.д.
Методы работы
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в
процесс
познавательной
деятельности
исследовательский,
эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.
Материально-технические условия реализации программы
18

Продуктивность работы во многом зависит от качества материальнотехнического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных
условий. Для успешного проведения занятий и выполнения
Программы в полном объеме необходимы: технические средства обучения:
 видеопроектор; инфраструктура организации:
 учебный кабинет;
 мастерская, оснащенная мойкой и приточно-вытяжной вентиляцией;
техническое оборудование:
 верстак столярный – 13 шт.;
 огнетушитель порошковый ОП-Ю – 1 шт.
инструменты:
 линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм – 10 шт.;
 угольник столярный – 10 шт.;
 штангенциркуль – 10 шт.;
 ножницы – 10 шт.;
 молотки (большой, средний, маленький) – 10 шт.;
 киянки – 5 шт.;
 набор сверл по дереву от 0,5 до 12 мм – 1 комплект;
 напильники (плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный) –
10 шт.;
 набор стамесок – 10 шт.;  лобзики с пилами по дереву – 5 шт.;
 ножовки – 5 шт. (по дереву: продольные, поперечные);
 набор фрез – 5 шт.;
стусло (большое, среднее, малое) – 5 шт.;
 пассатижи, плоскогубцы, круглогубцы, длинногубцы – 10 шт.
бокорезы 10 шт.;
 рубанок (большой, маленький) – 10 шт.;
 струбцины большие – 6 шт.;  тиски – 10 шт.;
 электродрель с рабочим патроном до 12 мм – 3 шт.;
 набор свёрл 0,8-10 мм – 20 шт.;
 отвёртки (плоские, крестообразные) – 10 шт.;
 резцы по дереву для геометрической резьбы – 5 комплектов;
 резцы по дереву для объёмной резьбы – 5 комплектов; 16
 нож косой – 10 шт.;
 набор надфилей – 5 шт.;
 кернеры – 2 шт.;
 рашпили двух типов – 5 шт.;
19

станочное оборудование и приспособления:
 сверлильный станок – 1 шт.;
 станок заточный – 1 шт.;
 станок токарный по дереву– 1 шт.;
 станок рейсмусный – 1 шт;
электролобзики – 2 шт.;
 фрезера электрические ручные – 2 шт.;
 шлифовальные машинки – 2шт.;
 выжигательный аппарат – 5 шт.;
расходные материалы:
 пиломатериалы (дубовые, березовые, сосновые, липовые);
 фанера строительная толщиной 3/4/6/8/10/12 мм;
 клей ПВА;
 краска;
 лак;
 растворитель;
 наждачная бумага разной зернистости;
 шурупы, гвозди.
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Служат для определения результативности освоения Программы
обучающимися. Текущий контроль проводится по окончании изучения
каждой темы. Промежуточный контроль проходит в декабре – открытое
занятие. Итоговый контроль (зачетное занятие) проходит в мае – участие в
фестивале столярного дела.
Формы проведения аттестации: выполнение практических заданий;
открытое занятие; тестирование; участие в выставках.

20

2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.

Белов Н.В. Работа с деревом. – М.: Харвест, 2007.
Выжигание по дереву. /Сост.: С.Ю. Рощупкина. – М.: N8Rugram, 2017.

3.

Григорьев М.А. Столярные работы. – М.: Лада, Цитадель-трейд, 2004.

4.

Домовая резьба своими руками. Практические советы для настоящего
мастера. – М.: N8Rugram, 2017.
Зимняков Д., Потапова А. Работы по дереву. Самое полное и понятное
пошаговое руководство для начинающих. Новейшая энциклопедия.

5.

– М.: Эксмо, 2018.
9. Котельников В. Большой справочник столяра. Все виды
столярноплотницких работ своими руками. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
10. Мартенссон А., Синюков В.И. Начинаем мастерить из древесины. – М.:
Просвещение, 1979.
11. Мельникова В. Роспись мебели. Стильное интерьерное решение. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
12. Нетыкса М.А. Практический курс столярного искусства. Атлас. В 2х
книгах. – М.: Александрия, 2016.
13. Перевертень Г. Мастерим из древесины. – М.: АСТ, 2004.
14. Работы по дереву. Иллюстрированная энциклопедия. Более 100
пошаговых мастер-классов. – М.: Эксмо, 2013.
15. Семенцов А.Ю. Большая книга резьба по дереву. – М.: АСТ, 2015.
16. Семенцов А.Ю. Все о резьбе по дереву. – М.: Современная школа, 2009.
17. Столярные работы: от и до. /Сост. В. Барановский. – М.: Современная
школа, 2009.
18. Суднов В. Резьба по дереву. Практическое руководство по
художественной обработке капов и сувелей. – М.: АСТ, 2018.
19. Федоров П.А. Резчик-любитель. – М.: Издательство Э, 2016.
20. Федоров П.А. Столяр-любитель. /Ред. Е. Левашева. – М.:
Издательство Э, 2016.
21. Эленвуд Э. Резьба по дереву. Иллюстрированная энциклопедия. – М.:
АСТ, 2018.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».