2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеобразовательной программы«Шахматы» физкультурно-спортивная.
Актуальность. Педагогическая целесообразность.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий — способности
действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс
наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную
значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов
досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства,
могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие
виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки
способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
Программа разработана на основании нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
3
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО №
785-Д от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с
социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023
года «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в ПГО в соответствии с социальным
сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
4
Отличительные особенности программы:
установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной
в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных
результатов в шахматах, то это не рассматривается как неудача. Начальный
курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
школьникам любого возраста.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится
примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается
вариант примерного распределения программного материала, приводится
перечень шахматных игр, которые можно использовать в учебном процессе.
Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и
список методической литературы для учителя.
Основой организации работы с учениками в данной программе
является система дидактических принципов:
принцип
психологической
комфортности —
создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип дифференциации
— обеспечивается возможность
продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;
принцип творческой деятельности — процесс обучения
сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой
деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это
позволяет
рассчитывать
на
проявление
у
детей
устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений
выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
5
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре,
освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной
нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные
задачи. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи
для самостоятельного решения, кроссворды, ребусы, шахматное лото,
викторины и др., решение которых дают не только информацию о какойлибо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и
ограничениях.
Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного
изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др.,
занимательные
рассказы
из
истории
шахмат,
тесты
для
проверки полученных знаний.
Основными разделами курса на каждом году обучения являются темы:
Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия, История и Решение задач.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы
развития пространственного мышления. Изучаются правила шахмат,
матование одинокого короля и пешечный эндшпиль. Происходит первичное
ознакомление школьников с такими основами шахмат, как тактика, дебют,
чемпионы мира. Продолжается изучение эндшпиля и решение задач.
Адресат общеразвивающей Программы
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 8 до 11 лет.
На обучение по Программе принимаются все желающие независимо от
уровня подготовки.
Наполняемость групп — 10 -12 человек.
Режим занятий: 1 год обучения 2 раза в неделю по 1 акад. часу — (2
часа в неделю). Продолжительность академического часа - 40 минут.
Объем: 68 часов.
Срок освоения – 34 недели
Стартовый уровень сложности
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая (при
подготовке детей к соревнованиям).
Виды занятий: 1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
6
Формы подведения итогов реализации: решение шахматных задач,
практические занятия, игровые упражнения, разбор специально подобранных
позиций, разбор классических партий.
2. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ программы – создание условий для личностного и
интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ программы:
обучающие:
o Научить детей следить за развитием событий на шахматной
доске.
o Научить играть шахматную партию от начала до конца с
соблюдением всех правил.
o Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
o Научить детей работать самостоятельно.
o научить школьников планировать свою игру и работу.
o научить работе с шахматной литературой.
развивающие:
o Развивать
универсальные
способы
мыслительной
деятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание,
воображение, умение производить логические операции).
o
Повысить уровень спортивной работоспособности.
o Развивать интеллектуальные способности.
o Расширить кругозор ребёнка.
o Развивать творческое мышление.
o Формировать познавательную самостоятельность.
воспитательные:
o Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
o Воспитывать
трудолюбия,
дисциплинированности,
сознательности, активности.
o Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К концу обучения по программе школьники
Должны знать:
o шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
7
o
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король.
правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и
рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
o названия и порядок следования 8 первых букв латинского
алфавита;
o цель игры: мат, пат, ничья;
o шахматную нотацию;
o абсолютную и относительную ценность фигур.
o приёмы и способы матования одинокого короля;
o историю возникновения шахматной игры;
o правила игры.
Должны уметь:
o записывать шахматную партию;
o пользоваться шахматными часами;
o проводить комбинации;
o владеть техникой матования одинокого короля;
o решать простейшие задач;
o записывать партию до 10-го хода.
приобретут теоретические знания и практические навыки в
шахматной игре;
повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого
мышления,
памяти,
внимания,
воображения,
интеллектуальных
способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения
производить логические операции.
сформируют
личностные
качества
–
трудолюбие,
дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения
здорового образа жизни.
o
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Теория
часы
Практика
часы
4
Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила
поведения и техники безопасности на занятиях.
Что такое шахматы и шахматная игра? Легенды о
происхождении шахмат.
Шахматная доска.
Расположение доски между
партнерами. Шахматные фигуры
Правила хода и взятия каждой из фигур.
0.5
0.5
5
ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.
0.5
0.5
1
2
3
1
1
1
Формы
аттестации
беседа
8
6
7
8
9
10
11
МАТ. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Запись шахматной партии.
Сравнительная сила фигур. Достижение материального
перевеса.
Способы защиты. Запись шахматной партии.
Конь; конь против ферзя, ладьи, слона
Слон; слон против ферзя, ладьи и коня.
Пешка; пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Ладья, слон, ладья против слона
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
24
25
26
27
30
31
32
33
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
Ферзь; ферзь против ладьи и слона.
Общие положения о том, как начинать шахматную
партию.
Демонстрация коротких партий.
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
Игра всеми фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий.
0.5
0.5
1
Игра всеми фигурами из начального положения.
1
Две ладьи против короля.
1
Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья
против короля.
Дидактические, игры и задания:"Шах или мат"
Дидактические, игры и задания: Мат или пат", "Мат
в один ход"
Дидактические игры и задания: "На крайнюю
линию"
Дидактические, игры и задания:"В угол"
Дидактические игры и задания: "Ограниченный
король".
Игровая практика.
Дидактические игры и задания: "Шах или мат"
28
29
0.5
0.5
22
23
0.5
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
разбор
специально
подобранных
позиций
практические
занятия
практические
занятия
практические
занятия
практические
занятия
решение
шахматных
задач
1
1
Дидактические игры и задания: Мат или пат", "Мат в
один ход"
Дидактические игры и задания: "На крайнюю
линию",
Дидактические игры и задания: "Ограниченный
король".
Дидактические игры и задания:"В угол"
Игровая практика.
разбор
специально
подобранных
позиций
решение
шахматных
задач
1
1
1
1
1
игровые
9
упражнения,
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации).
Типы матовых комбинаций: разрушения королевского
прикрытия, отвлечения
Типы матовых комбинаций: освобождения пространства
Типы матовых комбинаций: завлечения, блокировки
Типы матовых комбинаций: завлечения, уничтожения
защиты.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации).
Типы матовых комбинаций: разрушения королевского
прикрытия, отвлечения
Типы матовых комбинаций: освобождения пространства
Типы матовых комбинаций: завлечения, блокировки
Типы матовых комбинаций: уничтожения защиты.
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1
44
45
46
47
1
Шахматные комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса.
Мат в 2 хода, "Мат в 3 хода"
Выигрыш фигуры".
Правило "Квадрата".
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Способы проведения пешки в ферзи.
Общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение.
Мат в 2 хода, "Мат в 3 хода"
Выигрыш фигуры".
Правило "Квадрата".
Способы проведения пешки в ферзи.
Общие рекомендации о том, как играть в середине
шахматной партии. Тактические приемы.
Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое
нападение.
Открытый шах. Двойной шах.
Игровая практика.
Дидактическое задание "Выигрыш материала".
Мат в 2 хода, "Мат в 3 хода"
61
62
63
решение
шахматных
задач
1
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
разбор
специально
подобранных
позиций
1
1
1
1
1
разбор
классических
партий.
1
1
1
практические
занятия
игровые
упражнения,
1
1
Игра в эндшпиле
Игра в эндшпиле
разбор
классических
партий.
1
1
разбор
классических
партий.
10
64
65
66
67
68
Игровая практика.
1
Игровая практика.
1
Игровая практика.
Итоговый шахматный турнир.
Итоговый шахматный турнир.
Итого
1
20
практические
занятия
практические
занятия
игровые
упражнения
1
1
48
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Шахматный кодекс России. Судейство и организация соревнований
Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация.
Турнирная дисциплина, правило «тронул – ходи», требования записи
турнирной партии.
Основные положения шахматного кодекса.
Значение спортивных соревнований и их место в учебнотренировочном процессе.
Виды соревнований: личные, командные,
лично-командные, официальные, товарищеские.
Контроль времени на
обдумывание ходов в партии. Таблица очередности игры в соревнованиях.
Правило определения цвета фигур.
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о
соревнованиях. Регламент. Подготовка место соревнований. Порядок
открытия и закрытия соревнований. Порядок оформления отчета о
соревнованиях. Зачет по судейству и организации соревнований.
Инструкторская и судейская практика.
Исторический обзор развития шахмат
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение
шахмат на Востоке.
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные
трактаты. Запрет шахмат церковью.
Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя
итальянская школа. Шахматы как придворная игра.
Выдающиеся зарубежные шахматисты. Выдающиеся советские
шахматисты.
Дебют
Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине
игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов.
Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение
флангов. Дебютный захват центра с флангов. Подрыв центра. План в дебюте.
Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Понятие
инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Гамбиты.
Эволюция взглядов на дебютную теорию. Характеристика
современных дебютов.
11
Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного
репертуара. Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения
дебютных схем. Стратегия идеи основных дебютных схем.
Миттельшпиль
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические
приемы. Связка, полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый
шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен.
Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости
первой (последней) горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля,
освобождение поля и линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки,
уничтожение защиты.
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей.
Сложные комбинации на сочетание идей.
Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака
пешками. Атака фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака в дебюте,
миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля. Атака на нерокировавшегося
короля. Атака короля при односторонних и разносторонних рокировках.
Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Защита в шахматной партии.
О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты.
Требования к защите: определение момента, с которого необходимо
переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил,
экономизм в защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в
контратаку.
Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты:
отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары,
ловушки.
Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора
плана. Принцип реализации материального преимущества. Простейшие
принципы разыгрывания середины игры: целесообразность в развитии фигур,
мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач. План игры.
Оценка позиции.
Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые
фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Фортпост. Вторжение в
седьмую горизонталь.
Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин.
Подвижный пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование
проходной пешки. Пешечно – фигурный центр, открытый центр. Центр и
фланги. Осада центров с флангов в миттельшпиле. Роль центра при
фланговых операциях. Борьба с образованием у противника пешечного
центра.
Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного»
пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада,
торможение освобождающихся ходов.
12
Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля.
Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков».
Создание слабости в лагере противника.
Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском
фланге. Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный
прорыв. Размен как средство получения перевеса. Преимущество двух
слонов.
Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали,
пешечного меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен
атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных
трудностей противнику, ослабление позиции противника, жертва материала
ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие
трудности.
Компенсация за ферзя. Ладью, легкую фигуру.
Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.
Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах.
Маневренная борьба в закрытых позициях. Типовые позиции.
Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся
из определенных дебютных систем.
Эндшпиль
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в
эндшпиле. Матование одного короля.
Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по
тематическому содержанию. Основные идеи и технические приемы в
пешечных окончаниях: правило квадрата, оппозиция, виды оппозиции,
король и пешка против короля, защищенная и отдаленная проходные пешки,
игра королей с двойной целью, «треугольник», прорыв, сочетание угроз, поля
соответствия.
Многопешечные
окончания.
Реализация
лишней
пешки
в
многопешечных окончаниях.
Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки.
Конь против пешки.
Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и
разноцветные слоны. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против
ладьи. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в
ладейных окончаниях. Сложные ладейные окончания.
Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру.
Ладья против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в
эндшпиль. Сложные окончания.
Основы методики тренировки шахматиста
Понятие об обучении и тренировке. Формы и методы тренировки
шахматиста. Тренировка как процесс всесторонней подготовки шахматиста и
13
приобретение им специальных знаний, навыков и качеств. Тренировочная
нагрузка и работоспособность. Система восстановительных мероприятий.
Основные требования, предъявляемые к организации учебнотренировочного процесса.
Соревнования и их значение в повышении спортивного мастерства.
Методы сохранения спортивной формы в период между соревнованиями.
Особенности построения
учебно-тренировочных занятий перед
соревнованиями. Индивидуальный план и график тренировочных занятий
шахматиста.
Закономерности тренировки шахматиста: совершенствование, как
многолетний тренировочный процесс, перспективное и годовое
планирование, периодизация спортивной тренировки, общая подготовка
(физическая,
морально-волевая
и
психологическая,
специальная
выносливость), специальная подготовка (отработанный дебютный репертуар,
наличие наигранных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый
и безошибочный расчет вариантов).
Методы совершенствования подготовки шахматистов: усвоение
шахматной культуры (наследие прошлого и современные достижения),
развитие комбинационного зрения и позитивного чутья, совершенствование
счетных и оценочных способностей, изучение принципов экономического
расчета вариантов, анализ собственного творчества, постоянная
аналитическая работа, создание продуманной системы подготовки к
соревнованиям, участие в соревнованиях.
Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста
Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль
центральной нервной системы в деятельности всего организма. Влияние
занятий физическими упражнениями на центральную нервную систему.
Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических
упражнений и спорта. Личная гигиена шахматиста.
Закаливание. Роль закаливания в деле предупреждения инфекционных
и простудных заболеваний. Средства закаливания и методика их применения.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в
целях закаливания организма.
Значение питания как фактора обеспечения и укрепления здоровья.
Понятие об основном обмене, об энергетических тратах при различных
физических и умственных нагрузках и восстановлении. Понятие
о
калорийности. Вредное воздействие курения и употребления спиртных
напитков на здоровье и работоспособность шахматиста.
Гигиенические основы режима труда, отдыха, занятий спортом.
Значение правильного режима для юного спортсмена. Место ежедневной
утренней гимнастики и водных процедур в режиме дня шахматиста. Режим
сна и питания шахматиста. Двигательная активность шахматиста.
Требования к режиму шахматиста. Режим шахматиста во время
соревнований. Врачебный контроль за физической подготовкой шахматиста.
14
Содержание врачебного контроля и самоконтроля. Порядок осуществления
врачебного контроля в детско-юношеской спортивной школе.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для
работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с обучающимися проводится в форме лекций,
диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий
известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и
сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач,
этюдов, игровые занятия, турниры.
Результаты работы определяются степенью освоения практических
умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются
результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного
ранга.
Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается
в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими
вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного
шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.
Самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь
совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это
значит решать его реальные проблемные ситуации.
На уровне аналитической работы происходит:
• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам у ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане
продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп
развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных
шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход
обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение
объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты,
намечать наиболее целесообразный план игры.
Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа,
решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:
• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим
признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
15
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
оперативной памяти; оперативного мышления; функции внимания;
восприятия; оценочной функции.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1
штука;
шахматные часы – 4 штуки;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение
практических заданий, шахматные турниры внутри объединения,
педагогическое наблюдение.
Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие в
шахматных турнирах для начинающих.
Критериями оценки являются: правильное выполнение практических
заданий, успешное выступление в турнирах.
По итогам обучения определяется уровень освоения Программы.
Высокий уровень освоения Программы
Обучающийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично
ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы,
владеет шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной
ценности фигур, знает общие принципы игры и шахматного этикета, может
результативно участвовать в шахматных турнирах для начинающих.
Средний уровень освоения Программы
Обучающийся демонстрирует не очень высокую заинтересованность в
учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной мере знает
историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной
Программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в
шахматной нотации, не очень хорошо ориентируется в сравнительной
ценности фигур, путает общие принципы игры и шахматного этикета,
участие в шахматных турнирах для начинающих нерезультативно.
Низкий уровень освоения Программы
Учащийся демонстрирует низкую заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом
Программы и не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное
издание. 1994.
16
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель: тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль,
1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии.
Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛКлассик, 2006.
Для педагога:
1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.:
Физкультуpа и споpт, 1976.
2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
3. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
5. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
6. Костров В. Тест-партии. Как играть шахматные окончания. СанктПетербург. 2003г.
7. Костров В. Тест-партии. Мастер-класс. Санкт-Петербург. 2003г.
8. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
13
9. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань, 1994.
10. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство:
Феникс (2004 г.) 320 стр.
11. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ,
Астрель (2008 г.) - 287 стр.
12. Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая
школа, 1990.
13. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия,
1990.
14. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: Физкультура и спорт, 1966.
15. Фонд «Шахматы в школе» [Электронный ресурс] URL: https:// chess-inschool.org/(Дата обращения: 24.01.2018).