Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспектора
движения» разработана для занятий с обучающимися 7 класса. Программа
курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 7 классов
и составлена на основе программы дополнительного образования по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила
дорожного движения» . Программа составлена в соответствии с
требованиями следующих документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО № 785Д от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиями порядку
оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с
социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023
года «Об утверждении Требований к условиями порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в ПГО в соответствии с социальным
сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
В рамках реализации Федерального государственного образовательного
стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного
движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и
разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании»,
«О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по
предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и
улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея ПРОГРАММЫ— формирование представлений о
правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах
и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения
участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста,
диктуется условиями бурного роста современного автомобильного
транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда
обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится
участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами
дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей
представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают
в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют
дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной
культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность
детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и
дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться
с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость
введения данного курса в начальной школе.
Программа «Юные инспектора движения» состоит из трёх основных
разделов: «Юные инспекторы движения», «Обеспечение безопасности
дорожного движения», «Основы медицинских знаний» и включает в себя
три основных вида деятельности: обучение на основе современных
педагогических технологий по формированию у обучающихся культуры
безопасного поведения на дороге; обучение на основе метода проектов и
исследовательской деятельности; практическая отработка координации
движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на
улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр
(сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений
(вводные, групповые, индивидуальные). Содержание занятий отвечает
требованию к организации внеурочной деятельности.
Программа предусматривает групповую и коллективную работу
обучающихся, совместную деятельность обучающихся и родителей,
закрепление получаемых знаний во время практических занятий и
мероприятий по безопасности дорожного движения.
Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: устный опрос, зачет, практические работы,
викторины, кроссворды.
Место занятий в учебном плане
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов в год – 34 часа в 7 классе.
Количество часов в неделю – 1 час.
Направление программы: социально-педагогическое.
Программа рассчитана на детей 12-13 лет.
Категория участников: обучающиеся 7 класса.
Организация деятельности
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа
позволяет
наиболее
успешно
применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей,
более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы
учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало
пишут и много говорят. Программа предполагает как групповые занятия,
так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как
программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью
рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
• тематические занятия
• игровые тренинги
• разбор дорожных ситуаций на настольных играх
• экскурсии
• конкурсы, соревнования, КВН, викторины
• изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
• выпуск стенгазет
• разработка проектов по ПДД
• встреча с работниками ГИБДД
• просмотр видеофильмов.
Основные методы и технологии
• технология разно-уровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• технология педагогической мастерской
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся
начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст
школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и
устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие
окружающей среды во многом определяется вербальной информацией
взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход,
опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.
Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в
дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по
улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие
волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание
опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки
безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила
дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как
неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него
самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, само-регуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример
взрослых.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок
на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые
ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач,
кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью
изучения программного материала. Условия реализации программы
1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка,
спортивный зал).
2. Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и
напольные игры по ПДД, канцтовары и др.).
3. Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, руководитель
ЮИД, инспектор ГИБДД).
4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты,
видеофильмы по ПДД, и др.).
Цель:
формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры
безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний,
овладения умениями и практического их применения в повседневной
жизни;
вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике
дорожно-транспортного травматизма;
ознакомление детей с содержанием работы специалистов,
обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках
безопасного образовательного процесса.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного
движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в
качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;
знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных
средств;
овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные
«ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные
опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или
когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;
развитие правопослушности, сознательного отношения к соблюдению
безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных
ситуаций и оценке возможных опасностей;
ознакомление с работой современных технических устройств,
используемых в различных службах ГИБДД;
обучение приёмам оказания первой доврачебной помощи,
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного
движения;
вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного
травматизма;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и
безопасность других участников дорожного движения.
Планируемые результаты освоения программы
По окончании изучения программы обучающимися должны быть
достигнуты:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, с учётом устойчивых познавательных
интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира; формирование готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Юные инспектора движения»; способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение
ставить и формулировать проблемы;
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование умений взаимодействовать с окружающими.
С этой целью планируется у обучающихся формирование следующих
универсальных учебных действий:
познавательные как способность применять для решения
практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования
различных
видов
деятельности
(репродуктивной,
поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделить и формулировать то, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи.
коммуникативные как способности в связной логически
целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов
окружающего мира;
владение рассуждением, описанием повествованием;
работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от
собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять
взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание общеразвивающей программы
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количест
во часов
Раздел 1. «Юные инспектора движения»
2 часа
1
Вводное
занятие.
Инструктаж
по
технике
1
безопасности.
2
ГИБДД – основные направления работы по
1
предупреждению детского дорожного транспортного
травматизма
Раздел 2. «Обеспечение безопасности дорожного
24 часа
движения»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Правила для пешеходов и водителей велосипедов.
Действия пешеходов в различных условиях.
Движение пешеходов и велосипедистов в населенном
пункте и вне населенного пункта.
Действия велосипедистов при совершении маневров.
Движение и маневрирование на велосипеде на
площадке.
Отработка
практических
навыков
фигурного
вождения.
Виды перекрестков и правила разъезда на них.
Знаки
регулировщика.
Значение
сигналов
регулировщика.
Светофор, его особенности для пешеходов и для
велосипедистов.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на
регулируемом перекрестке.
Особенности устройства велосипеда.
Подготовка велосипеда, подготовка велосипеда к
походу.
Порядок движения группы велосипедистов.
Основные приемы профилактических и ремонтных
работ с велосипедом.
Способы определения и устранения возможных
неисправностей.
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в
общественном транспорте.
Виды и назначение авто-городков и авто-площадок.
Тренинг по безопасному вождению на автоплощадке.
Ответственность за нарушение ПДД.
Освоение
правил
работы
с
электронными
экзаменаторами.
Подготовка конкурса эрудитов по истории
транспортных средств для обучающихся начальной
школы.
Подготовка конкурс на знание правил дорожного
движения для обучающихся начальной школы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Организация соревнований по правилам безопасного
1
дорожного движения для обучающихся начальной
школы.
24
Организация утренников, смотров, викторин, по
1
правилам безопасного дорожного движения.
Раздел 3. Оказание первой доврачебной помощи
7 часов
пострадавшим в ДТП.
1
Состав и назначение автомобильной аптечки.
1
2
Классификация возможных травм при ДТП.
1
3
Оказание ПМП при ушибах.
1
4
Раны и виды кровотечений.
1
5
Правила наложения повязок при ранении и
1
кровотечении.
6
Понятие о травмах и объеме первой помощи.
1
7
Закрытые травмы. Повреждение конечностей.
1
Раздел 4. Итоговое тестирование.
1 час
1
Основы обеспечение безопасности дорожного
1
движения. Тестирование.
В итоге обучения право-послушному и безопасному поведению на улицах,
дорогах и в транспорте учащиеся 7-го класса должны знать:
• опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
• безопасные участки улиц и дорог в селе;
• типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
• опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением;
• места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
• название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей;
Правила:
• перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
• перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
• перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов
и светофоров в зоне видимости;
• воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных
средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом;
23
• движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
• движения группы детей в сопровождении взрослых;
• этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми;
• безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого
можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся 7 -го класса должны знать:
• что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
А также Правила:
• перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
• перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
• перехода железной дороги.
• ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
• переходить железнодорожные пути;
• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
• осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание,
воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на
улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их
анализировать и оценивать;
• самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию право послушного и
безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методическое обеспечение программы:
Методическое обеспечение включает минимально – допустимый перечень
библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий,
технических компьютерных и других информационных средств обучения.
Ресурсное обеспечение программы;
технические средства обучения: компьютер, принтер, мультимедийный
проектор.
Список источников информации для учителя
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от
30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
- Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
- «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
- В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел
на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
- Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России,
2006, - 224 с.
- Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных
праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
- Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
- В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 –
224 с.
- Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному
руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
- Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва 1988.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной
школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. –
Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
- Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих
велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио».
https://docs.yandex.ru/docs/view?url=yabrowser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruOzB3ayRl2W1icD5GrkFSvoI
rEazFpOOXUHjsccUhrO4f8A6hEbii_lp1UNg6f315jMW9LSwChnz1IXan6F1c
Alnjze4rmugP9wjwP0b7suZiVgdBZqIhZp9ZHZvgtnH4g%3D%3D%3Fsign%3
DBhacFS_uVy6_QsLAWBd5bzZjEGRXSgzljIwlZ2CC0l8%3D&name=MRrabochie-programmy.-ITOG.docx&nosw=1