Положение о социальных практиках

Принято с учетом мнения Совета родителей
Протокол от 14.10.2020 г. № 1
Принято с учетом мнения Совета обучающихся
Протокол от 01.10.2020 г. № 1

утверждено
приказом директора
МБОУ ПГО «СОШ № 14»
приказ № 200/1-Д от 27.10.2020

Положение
о социальной практике обучающихся МБОУ ПГО «СОШ № 14»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ
и определяет:

цели и задачи, порядок организации социальных практик;

место социальных практик в структуре образовательного
процесса;

виды и направления социальных практик;

права и обязанности участников образовательного процесса
в организации и проведении социальных практик;

порядок руководства социальными практиками.
1.2. Социальная практика – вид учебно-социальной деятельности, в
которой обучающийся получает социальный опыт профессиональной
деятельности, значимой для общества. Социальная практика проводится с
целью ознакомления обучающихся с возможными будущими профессиями,
условиями труда, уровнем требований к работникам данных профессий,
умениями, необходимыми для этой деятельности. Социальная практика
должна помочь будущему выпускнику определиться с учреждениями высшего
профессионального образования для продолжения образования.
1.3. Социальная практика является обязательной частью внеурочной
деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования и
включается в их Индивидуальную образовательную программу.
1.3.1. Виды социальной практики:

внешняя – на предприятиях, в организациях и
учреждениях муниципального образования;

внутренняя – в пределах образовательной среды
МБОУ.
1.3.2. Места прохождения социальной практики:

организации системы образования,

организации системы здравоохранения;

организации системы социальной защиты населения;

организации судебной системы;

организации налоговой системы;

организации банковской системы;


органы МВД;

учреждения культуры;

муниципальные органы самоуправления;

промышленные предприятия;

средства массовой информации;

МБОУ ПГО «СОШ № 14»
1.3.3. Объектами социальной практики могут быть следующие
формы общественно значимой деятельности учащихся:
 создание и реализация проектов социальной направленности;
 деятельность по профилактике социальных угроз: курения,
употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия;
 деятельность по организации активного отдыха учащихся разных
возрастов в выходные и каникулярные дни;
 участие в акциях по защите животных;
 участие в социально значимых формах реализации творческой
активности обучающихся (выставках, смотрах, конкурсах,
фестивалях, ярмарках и т.д.);
 деятельность по сохранению экологического баланса на территории
школы и микрорайона;
 практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях и организациях по реализации программ инициатив,
имеющих социально-значимые ценности;
 осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по
молодежной политике и взаимодействия с общественными
организациями муниципального образования;
 социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с
общественными организациями и движениями, осуществляющими
гуманитарную и просветительскую деятельность;
 участие в волонтерских движениях различной направленности;
 занятость общественно полезным трудом по благоустройству города,
территорий образовательных организаций;
 участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание
помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок
и стадионов, в охране памятников культуры;
 участие в шефстве над младшими школьниками, оказание помощи в
организации их досуга и занятости во внеурочное время;
 практическая работа в детских и молодежных общественных
объединениях и организациях по реализации их программ и
инициатив, имеющих социально-значимую ценность;
 участие в конференциях, конкурсах проводимых учреждениями
высшего профессионального образования;
 участие в конкурсах профмастерства;
 работа в газетах и сайтах предприятий.

 организация и проведение предметных и тематических мероприятий
для обучающихся МБОУ;
 деятельность по развитию ученического самоуправления в МБОУ.
2. Цель и задачи социальной практики
2.1. Целью социальных практик является формирование социального
практического опыта профессиональной деятельности, значимой для
общества и определяющей выбор профессии обучающимся.
2.2. Основными задачами социальной практики являются:
 создание условий для интенсивного освоения обучающимися
социального пространства;
 оказание профориентационной поддержки старшеклассников в
выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;
 распространение идей непрерывного образования, содействие
решению проблем местного сообщества.
2.3. Социальные практики призваны помочь обучающимся:
 развить коммуникативные способности общения и взаимодействия,
приобрести необходимые для этого знания и умения;
 приобрести определенный жизненный и социальный опыт путем
включения учащихся в социальные отношения как внутри, так и за
пределами образовательного учреждения;
 приобрести навыки формирования индивидуальных моделей
поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем,
сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения
социальной практики, умения применять теоретические знания в
конкретной ситуации;
 уметь проектировать свою деятельность.
 решать вопросы выбора будущей профессии и приложения своих сил
в определенной сфере общественно полезной деятельности;
 получить информацию об интересующих его профессиях, осуществить
профессиональные пробы на рабочих местах, а также оценить
выбранные для изучения профессии;
 определять реалистичность
профессиональных
притязаний,
расширить диапазон профессиональной мобильности.
2.4. Социальные практики призваны помочь педагогическим
работникам:
 решить задачу совмещения профориентационной работы с
предметным обучением;
 совместить знания обучающихся с реальной жизнью.
2.5. Принципы организации социальных практик:

 принцип открытости предполагает возможность открытого
включения учащихся в социальную практику и дает возможность
выбора вида и направления деятельности;
 принцип
целостности
включает
в
себя
соединение
образовательного процесса и деятельностного его воплощения,
органичное сочетание практики и обучения;
 принцип сотрудничества подразумевает комплексную работу и
взаимодействие с различными общественными учреждениями,
организациями, предприятиями, сообществами, гражданами.
2.6. Предполагаемый результат социальных практик:
 осознание обучающимися важнейших социально значимых
проблем, выработка личностного к ним отношения и
осуществление практических действий для их решения;
 формирование
коммуникативных
навыков
посредством
наблюдения или участия в деятельности различных социальных и
иных сферах общества;
 осознанный выбор учреждения высшего профессионального
образования и будущей профессии.
3. Организация социальной практики
3.1. МБОУ обеспечивает:
- разработку и утверждение программы социальной практики;
- заключение не позднее чем за месяц до начала прохождения практики
двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией
об условиях и порядке прохождения практики обучающимися;
- издание приказа по учреждению о прохождении социальной практики
обучающимися в соответствующем учебном году;
- закрепление лиц, ответственных за прохождение обучающимися
социальной практики;
- распределение обязанностей за ответственными специалистами,
организующими прохождение социальной практики обучающимися;
- направление обучающихся на практику в сроки, установленные
индивидуальными образовательными программами;
- распределение обучающихся по конкретным учреждениям и
организациям на время прохождения социальной практики;
- составление графиков перемещения обучающихся по местам
прохождения практики в зависимости от возможностей конкретных
принимающих организаций, учреждений;
- контроль за соблюдением требований охраны труда, техники
безопасности, а также санитарно-гигиенических норм во время прохождения
обучающимися социальной практики.
3.2. Общую координацию прохождения обучающимися социальной
практики осуществляет заместитель директора, отвечающий за организацию
учебно-воспитательного процесса.

3.3. Руководитель социальных практик из числа педагогических
работников, назначенный приказом директора лицея, обеспечивает:
- нормативно-правовое сопровождение социальных практик;
своевременное заключение договоров с соответствующим
учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения
социальной практики обучающимся;
обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов по
вопросам разработки и реализации программ социальной практики, ведения
дневника практики, оценивания ее результативности и организации защиты
результатов обучающимися.
3.4. Непосредственное руководство за прохождением обучающимися
социальной практики осуществляет педагог, на которого приказом директора
лицея возлагается тьюторское сопровождение обучающихся.
3.5. Тьютор обязан:
- ознакомить обучающихся с программой социальной практики;
- оказывать содействие в выборе вида практики;
- согласовывать прохождение практики на базе конкретных
организаций (учреждений);
контролировать проведение практики, проверять отчеты
старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале);
- организовывать встречи обучающихся с интересующими их
специалистами в разных профессиональных областях;
- проводить с обучающимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты
о проделанной работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во
время проведения мероприятия;
- совместно с представителями принимающей организации по
завершении социальной практики составлять развернутую характеристику
учащегося (уровня его активности во время практики, достигнутых
положительных результатов, замечаний и предложений);
3.6. Классный руководитель обучающихся:
- осуществляет периодический контроль в течение учебного года за
прохождением социальной практики;
- запрашивает у тьюторов информацию о прохождении обучающимися
социальной практики и обсуждает ее на ученических собраниях;
- оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями
обучающихся, доводит информацию о социальной практике до родителей
через родительские собрания или индивидуальные беседы;
- подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает
ее результативность;
4. Порядок прохождения социальной практики
4.1. Базой практики может быть МБОУ или иная организация,
(учреждение) с которой у школы заключён договор о прохождении
социальной практики;

4.2.
Организации
(учреждения)
обеспечивают
возможность
ознакомления обучающихся с основными направлениями их деятельности, а
также предоставляют доступ к информации, необходимой для написания
отчета по социальной практике;
4.3. Направление обучающихся на социальную практику может
сопровождаться письмом-просьбой о приеме на практику, подписанным
директором МБОУ, к письму может прилагаться договор о приеме на
социальную практику и краткая программа для прохождения практики;
4.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся
возлагается на руководителя практики.
4.5. Прохождение обучающимися социальной практики осуществляется
за счет часов внеурочной деятельности и составляет не менее 17 часов.
4.6. Социальная практика может быть проведена разово или в несколько
приемов (по договоренности с принимающими организациями), в учебное или
в каникулярное время.
4.7. Общее количество часов, отводимых на социальную практику, не
должно превышать 34 часов в год.
4.8. Конкретные сроки и формы прохождения обучающимися
социальной практики определяет администрация МБОУ, в том числе на
основе двусторонних договоров с принимающими предприятиями,
5.
Права и обязанности практикантов
при прохождении
социальной практики
5.1. При прохождении социальной практики обучающиеся имеют право:

выбирать место прохождения социальной практики;

получать консультации и помощь у педагогов МБОУ;
5.2. При прохождении социальной практики обучающиеся обязаны:

выполнять правила внутреннего трудового распорядка
предприятия (организации) по месту прохождения практики;

выполнять в установленный срок в полном объеме
задания, предусмотренные программой практики;

изучить и строго соблюдать правила техники
безопасности, производственной санитарии и противопожарной
безопасности;

нести ответственность за выполняемую работу и ее
результаты;

подобрать
и
систематизировать
исходный
теоретический и аналитический материал для отчета по практике;

подготовить отчет о практике и защитить его в
установленные лицеем сроки.
6. Оформление результатов прохождения социальной практики
6.1. Социальная практика сопровождается планированием
(проектированием) образовательной деятельности обучающегося в

дневнике социальной практики.
6.2. Дневник социальной практики является обязательным
продуктом, предъявляемым на защите результатов практики.
6.3. Дневник социальной практики позволяет:
 представить работу участника практики;
 стать удобным накопителем информации и справочником на
протяжении работы;
 объективно оценить ход практики;
 судить о личных достижениях и росте участника практики.
6.4. По окончании практики обучающийся в десятидневный срок
составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики
одновременно с дневником. Отчет должен содержать сведения о
выполненной обучающимся работе в период практики, согласно
программе практики и индивидуальному заданию.
6.5. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по
уважительно
6.6. Подведение итогов, оценивание результатов социальной
практики по итогам деятельности осуществляется в рамках следующих
критериев:
 качественная оценка деятельности обучающегося руководителем
практики;
 качественная оценка Дневника социальной практики тьютором.
6.8. В структуру портфолио по итогам социальной практики входят
следующие документы:
- дневник социальной практики;
- собранная обучающимся информация по теме практики, представленная на
бумажных носителях в произвольной форме;
- краткое описание основных проблем, с которыми пришлось столкнуться в
ходе социальной практики и способов их преодоления;
- мульти-медиа презентация по итогам прохождения социальной практики.
Приложение
Карта оценки практиканта
1. Индивидуально-психологические качества:
Оцениваемое
качество
наблюдательность и
сосредоточенность
способность генерировать
новые идеи

очень
хорошо

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

сообразительность и
понятливость
целеустремленность и
решительность
поведение в сложных
ситуациях и конфликтах
преобладающее настроение
другое

2. Культура поведения
Оцениваемое
качество

очень
хорошо

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

тактичность
вежливость
пунктуальность
положительная реакция на
критику товарищей и старших
другое

3. Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе)
Оцениваемое
качество

очень
хорошо

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

самостоятелен
способен вести за собой
подчиняется чужому влиянию
общителен
держится отчужденно
другое
4. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики
Оцениваемое
качество
Владение знаниями,
полученными при изучении
гуманитарных и социальноэкономических дисциплин
Умение применять
вышеназванные знания в

очень
хорошо

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

своей профессиональной
деятельности
Знание законодательства РФ и
нормативных правовых актов
Знание видов выполняемых
работ и оказываемых услуг
Знание основ социологии и
психологии труда
Знание и умение оформления
деловой документации
Владение компьютерными
методами сбора, хранения и
обработки информации,
применяемой в сфере
профессиональной
деятельности
Другое
5. Соответствие основным требованиям работодателя:
Оцениваемое
качество

очень
хорошо

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

Общая образованность
Способность системно
мыслить, умение
перерабатывать большие
объёмы информации и
вычленять главное
Умение применять на
практике полученные знания
Навыки командной работы
Умение и желание постоянно
учиться
Целеустремлённость
Адекватность самооценки
Психологическая
мобильность
Коммуникативность и
мобильность
Стрессовая устойчивость

6. Отзыв о практиканте
Руководитель организации
М.П.

_________________
(подпись)

__________________
(Ф.И.О.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».