Программа работы с детьми с особыми потребностями

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 27.08.2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора от 27.08.2020 г.
№ 134 – Д

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с особыми образовательными потребностями
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с особыми образовательными потребностями в МБОУ ПГО «Средняя
общеобразовательная школа № 14» (далее – МБОУ) разработана в
соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями), Уставом МБОУ, иных действующих нормативных
документов в сфере образования, а также с учетом опыта работы МБОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми
образовательными потребностями рассматривается в МБОУ как особое
построение образовательного процесса, направленного на выявление и
развитие одаренных детей, помощь и поддержку практически здоровых
детей в процессе учебы и личностного роста, а также на преодоление
затруднений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов.
В течение многих лет МБОУ работает как адаптивная школа, в
которой усилиями педагогического коллектива создана система обучения
разных детей вне зависимости от их способностей и возможностей. Школа
имеет успешный опыт работы как с одаренными детьми, так и с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, выявляя и
развивая сильные стороны каждого учащегося.
Вместе с тем, развитие школы требует актуального структурирования
работы по педагогическому сопровождению детей с особыми
образовательными потребностями на всех уровнях.
Положения данной программы являются основой для формирования
годового плана работы школы, плана работы со школьниками, плана
работы школьных методических объединений, рабочих программ
педагогов, планов работы учителей-логопедов, педагога-психолога,
учитываются в воспитательной работе с детьми.

Цель программы – содействовать качественному образованию
всех категорий обучающихся МБОУ, его индивидуализации, что
предполагает:
- своевременное выявление и развитие одаренных обучающихся;
- предупреждение и преодоление затруднений детей в учебной
деятельности;
- профилактику и преодоление школьной дезадаптации у детей;
- организацию
коррекционно-развивающей,
реабилитационной
и
здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие потенциала
обучающихся с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

-

-

-

-

Задачи программы:
педагогическая диагностика особых образовательных потребностей (в том
числе одаренности) разных категорий детей;
создание условий для полноценного взаимодействия «педагог-ученик» при
реализации творческих, учебных, исследовательских задач;
своевременное выявление причин школьной дезадаптации детей и
возникновения трудностей в учебе;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация
индивидуальных и (или) групповых занятий по углубленному изучению
предметов, восполнению пробелов в знаниях, коррекции высших
психических функций (в том числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья);
осуществление
индивидуально
ориентированной
психологопедагогической помощи и реализация коррекционных образовательных
услуг (занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом и пр.);
организация педагогического сопровождения обучающихся, получающих
образование на дому, по индивидуальному учебному плану, дистанционно
и т.д.;
оказание консультативной и методической помощи родителям;
межведомственное взаимодействие (ОО «Попечительский совет ПГО»,
ГАУ "ЦСПСиД г. Полевского", МБУ ДО ПГО «Центр развития творчества
им. Н.Е. Бобровой», МАУ ДО ПГО «Центр развития творчества им. П.П.
Бажова» и др.) для совместного решения образовательных и
воспитательных задач.
1. Своевременное выявление и развитие одаренных учащихся

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется в рамках
урочной и внеурочной деятельности.
Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий на
уроках основывается на системе заданий творческого и поискового
характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и
творческих способностей.

Во внеурочной работе организуются занятия в кружках, секциях,
клубах, творческие и предметные олимпиады и конкурсы, интеллектуальные
марафоны, совместные мероприятия с учреждениями высшего образования,
которые способствуют выявлению и развитию способностей учащихся,
ранней допрофессиональной ориентации.
Выявлению одаренных детей, развитию творческого потенциала и
предметных интересов учащихся способствуют следующие мероприятия для
школьников:
Уровень НОО

5
классы

6
классы

7
классы

8
классы

9
классы

10
классы

11
классы

ВсОШ
ИНТЕЛЛЕКТигры
Интеллектуальные
игровые конкурсы

«GreenTeam»
ДНПК
Конкурс чтецов
День науки
Школьный клуб «Эврика»
Интеллектуальный марафон
Всероссийская олимпиада школьников (школьный и муниципальный уровень)
Городские НПК
Городские мероприятия: «АБАКА» и др. по плану на учебный год
НПК обучающихся с ОВЗ
Городской клуб «ЭВРИКА»
«Проба пера»
«Юные знатоки Урала»
Мероприятия по плану работы школьной библиотеки
Предметные недели
«Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуру – математика для всех»,
«ЧиП», «КИТ», «British Bulldog», «Золотое Руно», «Китенок» - интеллектуальные игры
Всероссийский конкурс сочинений
Сетевые проекты обучающихся
Олимпиада по основам наук УрФО
Дистанционные литературные конкурсы
ВУЗовские
олимпиады

Систематичность работы с одаренными детьми находится под
контролем школьного методического совета, членами которого являются
заместители директора МБОУ, руководители школьных методических
объединений учителей-предметников. Школьный методический совет
планирует и контролирует методическую работу, частью которой является
работа с «олимпиадниками», одаренными детьми. ШМО разрабатывает
планы работы с детьми по конкретным проектам, участия в Дне науки.
Заместитель директора, курирующий направление «Интеллект», ведет

аналитическую деятельность по работе с одаренными детьми, учету
участников олимпиад и конкурсов.
Одно из важнейших условий результативности работы с одаренными
детьми – взаимопонимание с родителями (замещающими лицами),
общественное признание результатов и заслуг детей, а также всех членов
школьного сообщества. Участники, призёры и победители олимпиад,
конкурсов становятся участниками школьного Парада звезд, проводимого по
итогам года, выдвигаются на соискание премий. Важнейшим условием
развития олимпиадного движения, работы с одаренными детьми является
информационная открытость: образовательное сообщество информируется
через школьный web-сайт, социальную сеть «ВКонтакте», на родительских
собраниях о работе с одаренными детьми.
Выявление
детской
одаренности
может
осуществляться
индивидуально педагогом-психологом при согласии родителей (замещающих
лиц) с использованием «Методики экспертных оценок по определению
одаренных детей (А.А. Лосева)», данные которой вносятся в банк данных по
одаренным детям.
2. Преодоление затруднений обучающихся в учебной
деятельности
Оказание помощи обучающимся в преодолении затруднений в
учебной деятельности педагог проводит на уроках и во внеурочное время,
эффективно используя методический аппарат учебников и учебных пособий.
Формы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении,
указываются в планах работы с неуспевающими.
Преодолению учебной неуспешности отдельных учеников помогают
различные виды заданий для индивидуальной, групповой и коллективной
работы, позволяющие каждому ребенку действовать в соответствии со
своими возможностями и способностями.
Опыт показывает, что эффективными мерами оказания помощи
учащимся в преодолении затруднений в учебе являются индивидуальногрупповые занятия по отдельным предметам, стратовая организация
обучения, индивидуальные формы обучения, индивидуальные домашние
задания, занятия с педагогом-психологом по диагностике и коррекции
высших психических функций (мышление, память, логика и пр.), занятия с
учителем-логопедом по коррекции несложных речевых нарушений и т.п.
В план работы учителей-предметников, педагога-психолога вносятся
индивидуальные консультации с родителями (замещающими лицами), при
необходимости учителя-предметники могут направить родителей для
консультации к специалистам школьного консилиума.
По итогам четвертей (учебного года) школьный консилиум
формирует списки учащихся т.н. «группы риска» для организации работы с
обучающимися и родителями.

3. Преодоление школьной дезадаптации учащихся
Термином «школьная дезадаптация» в МБОУ определяются любые
затруднения, возникающие у детей в процессе обучения. Наиболее остро
дезадаптационные процессы протекают в начале школьной жизни, при
переходе на следующий уровень, в подростковом возрасте.
В школе создан психолого-педагогический консилиум, в задачи
которого кроме прочего входит:
- психолого-педагогическое диагностирование учащихся 1, 5, 10-х классов в
период адаптации в условиях учебной деятельности;
- выявление детей т.н. «группы риска», детей с девиантным поведением,
слабоуспевающих учащихся и причин затруднений в обучении и
поведении;
- координация усилий учителей, школьных специалистов и родителей в
осуществлении коррекционно-развивающего и реабилитационного
воздействия на учащихся;
- работа с семьей (замещающими лицами).
Деятельность консилиума регулируется школьным положением. В
состав психолого-педагогического консилиума входят: учитель-логопед,
педагог-психолог, педагоги МБОУ. Заседания консилиума проводятся один
раз в четверть, занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом – по
особому графику.
При коррекции школьной дезадаптации в МБОУ традиционно
применяются индивидуальные и групповые формы работы как с
обучающимися, так и с родителями (замещающими лицами): консультации,
беседы, тренинги, игры. Эта работа направлена на стабилизацию
эмоциональной сферы ребенка со школьной дезадаптацией, снижение
тревожности, развитие волевой регуляции и коммуникативных навыков.
Для учащихся 1, 5-х классов в рамках психолого-педагогического
сопровождения учащихся в период адаптации к обучению на уровне ООО
проводятся адаптивные занятия с педагогом-психологом.
4. Организация коррекционно-развивающей, реабилитационной и
здоровьесберегающей среды, обеспечивающей развитие потенциала
обучающихся с ограниченными возможностями
В МБОУ созданы необходимые условия для обучения и развития
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в
соответствии с их индивидуальными характеристиками:
- на основе локальных актов и положений функционируют 9 специальных
(коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития,
используется обучение детей на дому, развивается инклюзивное
образование;

- под руководством школьного консилиума совершенствуется классноурочная
система,
в
образовательном
процессе
используются
адаптированные программы и методики;
- как активная форма помощи и сопровождения учащихся используются
индивидуально-групповые коррекционные занятия, логопедические
занятия, занятия с педагогом-психологом, ГПД, ДО;
- проводится систематическая работа с родителями (замещающими лицами)
по организации событийных мероприятий в классах, профориентации
учащихся, преодолению психологической неграмотности в семье;
- осуществляется
постоянный
контроль
выполнения
педагогами
здоровьесберегающих требований к уроку в специальных (коррекционных)
классах;
- организуется
постоянный
мониторинг
школьной
успешности
обучающихся с ОВЗ, обследование на ТОПМПК.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- формирование пакета особых образовательных услуг для мотивированных
учащихся (выполнение плана работы со школьниками, планы ШМО);
- наиболее полная реализация образовательных и исследовательских
проектов с творческими и одаренными учащимися (информирование и
привлечение к участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня);
- общественное признание результатов деятельности учащихся, родителей,
педагогов (информирование общественности через web-сайт и социальную
сеть МБОУ, родительские собрания, прессу, школьные и иные праздники);
- предупреждение возникновения проблем развития у обучающихся,
снижение числа дезадаптированных учащихся (снижение числа
правонарушений, снижение числа обратившихся к школьному психологу,
снижение числа учащихся, поставленных на учет школьным консилиумом,
внутришкольный учет);
- развитие мотивационной сферы учащихся и снижение числа обучающихся
с трудностями в учебе (повышение успеваемости по итогам четвертей и
учебного года);
- привлечение наибольшего числа обучающихся к занятиям в системе
дополнительного образования (списки кружков);
- налаживание стойкой связи с родительской общественностью
(родительская
конференция,
участие
родителей
в
школьных
мероприятиях);
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива, в том
числе по проблемам развивающей и коррекционной работы с учащимися
(выполнение плана методической работы, курсовой подготовки).

Механизм реализации программы:
Основным
механизмом
реализации
Программы
является
организованное взаимодействие работников МБОУ, обеспечивающее
системное сопровождение детей с особыми потребностями. Взаимодействие
работников МБОУ осуществляется с помощью школьной администрации,
ШМС, ШМО, школьного консилиума, родительского комитета, логопункта.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении
особых потребностей ребёнка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного
профиля;
- анализ и мониторинг личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление индивидуальных стратегий (программ) развития и коррекции
отдельных сторон и сфер ребёнка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».