Положение об организации проектной деятельности

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ ПГО
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
от 30.08.2023 № 179-Д
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение об организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МБОУ ПГО "Средняя общеобразовательная школа № 14"» (далее –
Положение, МБОУ) определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МБОУ, порядок ее организации и общие требования к содержанию и
оценке проектных и исследовательских работ обучающихся.
1.2. Настоящее положение разработано на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 286;
 Федерального государственного образовательного стандарта
основного
общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №
373;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413;
 Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;
 Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;
 Устава МБОУ.
1.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность (далее – УИПД) является
обязательной составляющей образовательного процесса МБОУ, обеспечивающей
достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной
образовательной программы (далее – ООП) всех уровней образования.
1.4. УИПД является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса,
способствует повышению качества образования, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.5. УИПД обучающихся является одним из методов развивающего (личностноориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по
работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
1.6. УИПД обучающихся является одним из способов оценки достижения
метапредметных результатов ООП всех уровней образования.


1.7. УИПД, являясь составной частью образовательного процесса МБОУ,
осуществляется в рамках учебно-урочной и внеурочной деятельности в течение всего
учебного года.
1.8. Проекты и учебно-исследовательские работы, выполняемые обучающимися, могут
быть коллективными, групповыми, индивидуальными.
1.9. Проект или учебно-исследовательская работа может носить предметную,
метапредметную, межпредметную направленность.
1.10. Обучающийся или группа обучающихся определяет тему проектной или учебноисследовательской работы самостоятельно или с помощью учителя-предметника,
классного руководителя, родителей и др.
1.11. Проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся курируют
руководители.
1.12. Классные руководители осуществляют контроль за соблюдением сроков
выполнения проектов и учебно-исследовательских работ обучающимися,
координируют и консультируют родителей (по мере необходимости).
2. Цель и задачи организации УИПД
2.1. Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных
результатов освоения ООП всех уровней образования: личностных, предметных и
метапредметных.
2.2. Задачи:
2.2.1. Формирование у обучающихся навыков:
 определения проблематики;
 целеполагания;
 планирования деятельности;
 сбора и обработки информации, выбора материалов;
 публичного выступления;
 позитивного отношения к деятельности.
2.2.2. Формирование у обучающихся умений:
 коммуникационных;
 презентационных;
 рефлексивно-оценочных.
2.2.3. Развитие креативности, абстрактного и критического мышления обучающихся.
2.2.4. Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
 социальной – способности действовать в социуме с учетом позиций других
людей;
 коммуникативной – способности вступать в коммуникацию с целью быть
понятым;
 предметной – способности анализировать и действовать с позиции отдельных
областей человеческой культуры;
 организаторской – способности освоения управленческой позиции;
 исследовательской – способности собирать, анализировать, структурировать и
презентовать материал.
3. Формы организации УИПД обучающихся на уровне начального общего
образования
3.1. УИПД обучающихся на уровне начального общего образования может
осуществляться в рамках урочной и внеурочной деятельности.
3.2. На урочных занятиях для формирования и развития у обучающихся навыков
проектно-исследовательской деятельности педагоги МБОУ используют:
 типы уроков: урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет,
урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об

ученых, урок – защиту исследовательских проектов, урок-экспертизу, урок
«Патент на открытие», урок открытых мыслей;
 метод обучения – учебный эксперимент, который обеспечивает освоение
обучающимися таких элементов исследовательской деятельности, как
планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов;
 домашние задания исследовательского характера, которые могут сочетать в
себе разнообразные виды учебных исследований, в том числе протяженных
во времени.
3.3. При организации УИПД во внеурочной деятельности разрабатывается и
утверждается рабочая программа курса внеурочной деятельности, в которой
предусматривается система мониторинга – оценочные процедуры, проводимые
учителем, для выявления динамики образовательных результатов обучающихся по
курсу.
3.4. Результаты мониторинга достижения планируемых результатов обучающимися
фиксируются в их личных портфолио.
3.5. Для выявления уровня планируемых образовательных результатов обучающимися,
предусмотренных ООП НОО, по окончании обучения на уровне НОО (в 4-м классе)
проводится мониторинг через выполнение обучающимися группового мини-проекта.
3.6. На внеурочных занятиях педагоги МБОУ используют такие виды организации
деятельности:
 исследовательскую практику обучающихся;
 образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности,
продуманными
формами
контроля;
образовательные
экспедиции
предусматривают активную образовательную деятельность обучающихся, в
том числе исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета,
дающие большие возможности для реализации на них учебноисследовательской деятельности обучающихся;
 научные заседания обучающихся – форма внеурочной деятельности, которая
сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное
обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы,
организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр,
публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями
науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с другими образовательными организациями;
 участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе
дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах
предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в
рамках данных мероприятий.
3.7. Каждый обучающийся имеет право дополнительно принимать участие в научноисследовательской и проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности.
3.8. Результаты работы любого обучающегося могут быть представлены на научнопрактической конференции различного уровня в соответствии с требованиями,
предъявляемыми организаторами научно-практической конференции. Решение об
участии согласовывается с руководителем проекта, родителем (законным
представителем) обучающегося и администрацией МБОУ.
4. Содержание проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего
и среднего общего образования. Итоговый индивидуальный проект

4.1. Выполнение обучающимися 5–11-х классов групповых и (или) индивидуальных
учебных исследований и проектов является основой для проверки сформированности
регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
4.2. Обучающиеся 9-х и 11-х классов выполняют итоговый индивидуальный проект.
Выполнение итогового индивидуального проекта является обязательным.
4.3. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
личностных, предметных и метапредметных результатов, полученных обучающимися
в ходе освоения основной образовательной программы основного общего и среднего
общего образования.
4.4. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся самостоятельно под руководством педагога в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность.
4.5. Информация о выполнении обучающимся 9-го класса итогового индивидуального
проекта в аттестат об освоении основного общего образования вносится в соответствии
с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем
общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от
05.10.2020 № 546.
4.6. Итоговая отметка в аттестат об освоении среднего общего образования по
дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии Порядком
заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем
образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020
№ 546.
4.7. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее –
проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на
межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,
художественно-творческую и др.).
4.8. Выбор темы проекта осуществляется обучающимися.
4.9. Виды проектов:
4.9.1. В 5–9-х классах:
 информационный проект;
 творческий проект;
 исследовательский проект;
 технический проект.
4.9.2. В 10–11-х классах:
 творческий проект;
 инженерный проект;
 социальный проект;
 исследовательский проект;
 экономический проект (бизнес-проект).
4.9.3. Исследовательский проект направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части
проекта не означает отсутствия практической части.
4.9.4. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с
самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие
и т. д.

4.9.5. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте
или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
4.9.6. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к
оформлению результатов работы. Примером такого проекта может служить постановка
спектакля, подготовка выставки, видеофильм.
4.9.7. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по
какой-либо актуальной социально значимой тематике.
4.9.8. Конструкторский проект предполагает создание материального объекта, макета,
иного конструкторского изделия с полным описанием и научным обоснованием его
изготовления и применения.
4.9.9. Инженерный проект представляет собой проект с инженерно-техническим
содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного
функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным
обоснованием его применения.
4.10. Результатом проекта является одна из следующих работ:
 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
 материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту.
4.11. Проект или учебное исследование может раскрывать один из аспектов выбранной
проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим обучающимся или
группам обучающихся возможность продолжить изучение новых граней этой
проблемы.
4.12. В проектной или исследовательской работе не допускаются какие-либо виды
плагиата. Использование информационных источников обязательно сопровождается
ссылкой на эти источники, в том числе на интернет-ресурсы.
5. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
5.1. Руководитель (как правило, учитель-предметник) курирует обучающихся,
избравших темы для выполнения своих проектов и исследовательских работ по его
предмету (не менее двух).
5.2. Руководителем проекта, как правило, является учитель, ведущий учебный предмет,
с которым связана тема проекта обучающегося.
5.3. Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или
дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего учебного
года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько обучающихся.
5.4. Изменение темы проекта обучающимися не выпускных классов допускается по
согласованию с заместителем директора, курирующим проектную и учебноисследовательскую деятельность.
5.5. Этапы и сроки выполнения проектной и (или) исследовательской работы:
5.5.1. Подготовительный этап – сентябрь текущего учебного года:
 определение темы проекта;
 разработка плана реализации проекта.
5.5.2. Основной этап – октябрь–февраль текущего учебного года:
 поиск и анализ необходимой литературы;
 согласование с руководителем рабочих материалов;
 апробация метода исследования;
 проведение исследования;
 редактирование и оформление текстовой части;

оформление презентации;
промежуточная защита, корректировка (при необходимости).
5.5.3. Заключительный этап – конец марта – начало апреля текущего учебного года:
 подготовка выступления;
 защита проекта, оценка результата, рефлексия.
5.6. Защита проектных и исследовательских работ осуществляется в любой из
доступных форм: перед обучающимися своего класса, на общешкольной научнопрактической конференции или иных публичных мероприятиях. Одновременно
проводится оценка проекта
5.7. Защита итогового индивидуального проекта обучающимися 9-х и 11-х классов
осуществляется перед экспертной комиссией, созданной по отдельному приказу
директора МБОУ.
5.8. В состав материалов, подготовленных для защиты итогового индивидуального
проекта обучающимися 9-х и 11-х классов, включаются:
 выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
 мультимедийная презентация проекта;
 лист оценивания проекта.
5.9. Обучающиеся с ОВЗ, имеющие медицинские показания или заключения ПМПК,
реализуют проекты в доступной форме, которая с учетом возможностей ребенка
определяется учителем-предметником и классным руководителем, родителями.
6. Требования к оформлению проектов
6.1. Общие требования к структуре проектной и учебно-исследовательской работы.
6.1.1. Первый лист – титульный:
 наименование МБОУ;
 тема работы;
 Ф. И. О. автора (полностью), класс;
 Ф. И. О. руководителя;
 город и год.
6.1.2. Второй лист – оглавление (указывается наименование всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых размещается материал).
6.1.3. Третий лист – введение:
 краткая характеристика современного состояния проблемы;
 обоснование актуальности темы исследования и выполняемой работы, ее
научной и практической значимости;
 формулирование цели;
 определение задач по ее достижению;
 объект и предмет исследования;
 гипотеза;
 характеристика методов исследования.
6.1.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый
содержит теоретический материал, второй – экспериментальный (практический).
6.1.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли
поставленные цели и задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, даются
практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшего
исследования.
6.1.6. Литература – список использованной литературы размещается в конце работы в
алфавитном порядке. Каждая книга, статья записывается с красной строки.
6.1.7. Приложения.
6.2. Письменная часть выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New
Roman, размером шрифта 12–14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер
полей: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
6.3. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами вверху в правом углу
листа. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.



6.4. Все разделы письменного отчета (названия глав, выводы, заключение, список
литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
6.5. Заголовки размещают посредине строки. Точку в конце заголовка не ставят.
6.6. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
6.7. Перечень использованной литературы оформляется в алфавитном порядке по
фамилии авторов, далее указывается наименование источника, место и год издания,
наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из
журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и
год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте письменного
отчета должны быть ссылки на источник (номер ссылки соответствует порядковому
номеру источника в списке литературы).
6.8. Все материалы письменного отчета оформляются в пластиковую папку со
скоросшивателем.
7. Процедура оценивания проектных работ
7.1. Процедура оценивания проектных работ проходит в три этапа:
I этап – изучение представленных работ членами жюри, экспертами, руководителями
проектов, назначенных приказом директора МБОУ.
II этап – презентация (защита) проектных работ обучающимися на классных часах или иных
классных мероприятиях, Дне науки, НПК, круглом столе, заседании школьных предметных
или научных объединений, на экспертной комиссии. Работа также может быть выдвинута
непосредственно на НПК и подобные конкурсные и фестивальные мероприятия городского и
областного уровня. Регламент выступления участников – до 5 минут, дискуссия – 2 – 3
минуты.
III этап – подведение итогов, выставление отметки за проект, формирование рекомендация
для продолжения или завершения работы над проектом.
7.2. В дискуссии участвуют обучающиеся, родители (замещающие лица), приглашенные
лица, члены экспертной комиссии, слушатели предметных объединений.
8. Критерии оценивания проектов
8.1. Проект обучающегося оценивается по следующим направлениям в соответствии с критериями:
1б – сформировано слабо; 2б – сформировано частично; 3б – сформировано на достаточном уровне

№
п/п
1

Направление
Сформированность способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем в части:
 умения поставить проблему и сформулировать основной
вопрос проекта;
 умения выбрать адекватные способы ее решения, включая
поиск и обработку информации;
 формулировки выводов и/или обоснования и
реализации/апробации принятого решения;
 обоснования и создания модели, прогноза, макета, объекта,
творческого решения и т. п.

Оценка
Max – 12 баллов,
оценивается по
четырем
отдельным
критериям

2

Сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении:
 раскрыть содержание работы;
 грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы
действий

Max – 6 баллов,
оценивается по
двум отдельным
критериям

3

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в
умении:
 самостоятельно или под руководством планировать и
управлять своей познавательной деятельностью во времени;
 использовать ресурсные возможности для достижения целей;
 осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях

Max – 9 баллов,
оценивается по
трем отдельным
критериям

4

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся
в умении:
 ясно изложить и оформить выполненную работу;
 представить ее результаты;
 аргументированно ответить на вопросы

Max – 9 баллов,
оценивается по
трем отдельным
критериям

УРОВЕНЬ

ОТМЕТКА

КОЛИЧЕСТВО
БАЛЛОВ

Низкий

«неудовлетворительно»

менее 18

Базовый

«удовлетворительно»

18 – 20 баллов

Повышенный

«хорошо»

21 – 28 баллов

Высокий

«отлично»

29 – 36 баллов

Итого: мах – 36
баллов

9. Функциональные обязанности участников УИПД
9.1. Функции администрации МБОУ включают:
 разработку
нормативных методических документов, определяющих
требования, предъявляемые к организации УИПД, проектным и
исследовательским работам обучающихся;
 определение графика УИПД обучающихся, включая утверждение сроков,
отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;
 обеспечение материально-технической базы для УИПД;
 осуществление общего контроля УИПД;
 согласование примерного перечня тем для проектных и учебноисследовательских работ;
 координация межпредметных связей в рамках УИПД.
9.2. Руководители проектов (учителя или иные лица) являются ключевыми фигурами,
непосредственно организующими и контролирующими осуществление обучающимися
УИПД, и выполняют следующие функции:
 проведение консультаций для обучающихся по выполнению проектов и
исследовательских работ;
 руководство УИПД в рамках согласованного объекта исследования;
 осуществление методической поддержки проектной деятельности;
 планирование совместно с обучающимися работы в течение всего проектного
периода;
 поэтапное отслеживание результатов УИПД;

координация внутригрупповой работы обучающихся, если проектная или
исследовательская работа выполняется в группе;
 информирование обучающихся о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных и исследовательских работ, порядке и сроках их выполнения;
 организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;
 контроль за внешкольной УИПД обучающихся;
 участие в подготовке общешкольной научно-практической конференции.
9.3. Функции библиотекаря МБОУ:
 участие в ресурсном обеспечении УИПД обучающихся;
 обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися
в ходе УИПД.
9.4. Функции классного руководителя:
 распределение обучающихся класса по интересам и возможностям для выполнения
проекта, создание групп, поиск руководителей, мотивационная работа по выбору
темы проекта;
 координация взаимосвязи руководителей проектов и обучающихся;
 ведение учета по проектной деятельности обучающихся;
 диагностика затруднений обучающихся в ходе проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
 оказание помощи в проектной и учебно-исследовательской деятельности
обучающихся;
 обеспечение возможности использования видео- и медиатеки обучающимися в ходе
проектной и учебно-исследовательской деятельности;
 индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и педагогов;
 участие в организации мероприятий по защите проектов обучающихся.


10. Поощрение участников проектной деятельности
10.1. Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных
на конкурсы проектных работ, научно-практические конференции и т. п. на уровне
города, региона, страны, являющиеся победителями или занявшие призовые места,
награждаются грамотами МБОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».