Принято с учётом мнения Совета родителей, протокол № 1 от 07.09.2023 г. Совета обучающихся, протокол № 1 от 13.09.2023г. Принято на заседании педагогического совета, протокол №1 от 30.08.2023 г. Утверждено приказом директора МБОУ ПГО «СОШ № 14» От 14.09.2023 г. № 220-Д ПОЛОЖЕНИЕ о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях регламентации деятельности учреждения и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ПГО «СОШ№14» 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам») - Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Уставом МБОУ ПГО «СОШ№14» и регламентирует порядок разработки и реализации программы дополнительного образования. 1.2. Дополнительная общеразвивающая программа – нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи, программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ, содержащий максимально полную информацию о дополнительном образовании; имеющий конкретизированные образовательные цель и задачи, а так же фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые результаты. 1.3. Целями и задачами дополнительных общеразвивающих программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. 1.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона. - соответствующему уровню образования (начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); направленностям дополнительных образовательных программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарная); - современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); - формах и методах обучения (активных методах дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); - методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); - средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении). 1.5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть направлено: - создание условий для развития личности ребёнка; - развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; - укрепление психического и физического здоровья ребёнка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй. II. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы: 2.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационнопедагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно: Титульный лист. Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы). Раздел 2. Содержание программы: учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана. Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы. Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы. Раздел 5. «Календарно-тематическое планирование» 2.2. «Титульный лист программы» – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (полное наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (даты и номера приказа), название общеразвивающей программы, направленность, указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный)/ базовый / углубленный), возраст учащихся, срок ее реализации, ФИО, должность автора(ов) программы, город и год ее разработки). Оформление титульного листа программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №14» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № от « » 20 г. Утверждено приказом МБОУ ПГО «СОШ№14» № ______ от « » 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Кулинар» Направленность: социально-гуманитарная Уровень программы: (ознакомительный/базовый/углубленный) Возраст учащихся: 12-13 лет Срок реализации: 1 год (68 часов) Составитель: Ф.И.О., должность Полевской 202_ 2.3. Раздел 1. «Пояснительная записка» содержит основные характеристики программы: статус программы: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская. Направленность (техническое; естественнонаучное; физкультурно-спортивное; художественное; туристско-краеведческое; социально-педагогическое, и уровень программы(ознакомительный/ базовый/ углубленный); актуальность (современность, востребованность, целесообразность, отличительные особенности программы и т.п.); цель и задачи программы; контингент обучающихся (группа/категория учащихся), для которой программа актуальна; продолжительность (срок) реализации программы режим (периодичность и продолжительность) занятий (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения); формы организации процесса обучения (групповые, индивидуальные и др.); ожидаемые (планируемые) результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет продемонстрировать по завершении обучения по программе). 2.4. Раздел 2. Содержание программы включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана. 2.4.1. «Учебный (тематический) план» содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических (лекция, семинар, консультация, лабораторная работа и др.) и интерактивных/практических занятий (мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения; количество часов указывается из расчета на одну группу). Оформление учебного (тематического) плана № п/ п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации (контроля) 2.4.2. «Содержание учебного (тематического) плана» - реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, с указанием теоретических и интерактивных (практических) видов занятий. Содержание программы направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения. 2.5. Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы» содержат описание форм подведения итогов реализации программы - текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить достижение учащимися планируемыхрезультатов. 2.6. Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы»содержат: материально-технические условия реализации программы (перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых при реализации общеразвивающей программы); учебно-методическое и информационное обеспечение программы (обеспеченность программы методическими материалами, перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих ГОСТ). 2.7.Раздел 5. «Календарно-тематическое планирование» должны быть отражены темы отдельных занятий, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение, практических, исследовательских и проектных работ и экскурсий с указанием планируемой (дата проведения) и фактической даты (внесение корректив) проведения. В календарно-тематическом плане применяется нумерация занятий, позволяющая определить соответствие количества часов рабочей программы на учебный год. План представляется в виде таблицы. Утверждается ежегодно. Форма представления календарно-тематического планирования: № п/п Тема занятия Кол-во час Дата проведения Внесение корректив 2.8.Технические требования к оформлению рабочей программы. Рабочая программа учителя должна быть выполнена печатным способом на одной стороне листа белой односортной бумаги формата А4 (210 х 297 мм) плотностью 80 г/м2. Текст должен быть подготовлен в редакторе Microsoft Word. Ориентация листов – книжная. Шрифт: TimesNewRoman, размер шрифта – текста 12, заголовки 14 (полужирный). Выравнивание текста по ширине. Поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Междустрочный интервал: «Множитель» 1,5. Отступ первой строки абзаца 1 см. При подготовке рабочей программы необходимо обеспечивать равномерную контрастность и четкость текста. III. Порядок разработки и утверждения рабочей программы. 3.1. Рабочая программа разрабатывается учителем или группой учителей на один учебный год или на уровень обучения, на основе примерной или авторской программы в соответствии с образовательной программой дополнительного образования, с последующей корректировкой. 3.2.Количество часов в рабочей программе должно соответствовать годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год. В случае несоответствия количества часов необходимо обосновать изменения в пояснительной записке. 3.3.Учитель представляет рабочую программу на педагогическом совете для экспертизы соответствия установленным требованиям. Решение педагогического совета «Рекомендовать рабочую дополнительную общеразвивающую программу к утверждению». 3.4.Руководитель утверждает рабочую программу прошедшую экспертизу, приказом МБОУ ПГО «СОШ№14» 3.5.Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы и утверждены в соответствии с процедурой (на титульном листе делается соответствующая запись о дате внесения изменений). IV. Компетенция и ответственность педагога дополнительного образования. 4.1. К компетенции относятся: 1. Разработка рабочих программ; 2. Использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий; 3. Организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилам внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения; 4. Отчетность о выполнении рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий). 5. Учитель вправе вносить корректировки в структуру рабочей программы. 4.2. Учитель несет ответственность за: 1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2. Реализацию обучающимися не в полном объеме рабочей программы в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и графиком образовательного процесса (расписанием занятий); 3. Нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Образовательной организацией и действует бессрочно, до замены его новым Положением.