рабочая программа ВД курса За страницами учебника русского языка 8кл

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
30.08.2024

Директор МБОУ ПГО
«СОШ № 14»
И.А.Харланов
Приказ № 260/1 от
30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника русского языка»
8 класс

Полевской 2024

Пояснительная записка
Курс внеурочной деяте6льности "За страницами учебника русского языка" для учащихся 8
класса составлен на основе Примерной программы основного общего образования по русскому
языку, а также Программы общеобразовательных учреждений "Русский язык, 5-9 класс", авторы
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Программа курса предназначена для изучения языковых явлений в текстах разных стилей, для
повторения и закрепления знаний учащихся по всем разделам русского языка.
Программа составлена из расчета один час в неделю (8 класс, 34 часа).
Основные задачи курса:
- изучение категорий языкового употребления: тема, идея, авторская позиция, ключевые слова в
тексте;
- развитие всех видов речевой деятельности учащихся: чтение, говорение, письмо;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение
нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны уметь:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию;
- задавать вопросы и отвечать на них по услышанной информации;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые
средства;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов;
- опираться на морфологические признаки слова при проведении орфографического,
пунктуационного и грамматического строя речи;
- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное
строение и грамматическую характеристику слова;
- правильно строить и употреблять словосочетания и предложения разных видов;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности
речи.

Содержание программы
Тема 1. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика,
термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и
приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и
односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные
конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –
тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём
средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 2. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический,
разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов:
функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых
средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н –
нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 4. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 5. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое
значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки
препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом
предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации
синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3
4
5

тема
Средства выразительности речи
Нормы русской орфографии
Морфемика и словообразование
Морфология
Синтаксические и пунктуационные нормы

Количество часов
7
3
11
3
5

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

8 класс
1
2
3
4
5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Средства выразительности речи.
Лексические средства выразительности.
Словообразовательные средства выразительности.
Морфологические средства выразительности.
Синтаксические средства выразительности.
Специальные изобразительно-выразительные средства.
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стили русского литературного языка.
Виды стилистической окраски слов.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения.
Нормы русской орфографии.
Правописание корня слова.
Правописание корня слова.
Правописание приставок.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание суффиксов.
Правописание н – нн в различных частях речи.
Правописание н – нн в различных частях речи.
Правописание не с различными частями речи.
Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Морфемика и словообразование.
Корень. Однокоренные слова.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание.
Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Система частей речи в русском языке.
Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Предложение.
Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».