Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования Свердловской области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского муниципального округа
МБОУ ПМО СО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Протокол № 18 от
28.08.2025
приказом директора
МБОУ ПМО СО «СОШ № 14»
от 28.08.2025 №319- д
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
9 класс
Полевской 2025
Пояснительная записка
Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с
экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.
4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав
полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Выпускник научится:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать средства художественной выразительности в собственных текстах.
Учимся выполнять тестовые задания
Выпускник научится:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.
Раздел 2. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (19ч.)
Ознакомление со структурой изложения и сочинения-рассуждения.
Ознакомление с приемами компрессии текста.
Обучение написанию сжатого изложения.
Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.
Написание сжатого изложения и его анализ.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема
и способы их определения и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношениемикротемы и абзацного строения текста.
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении
границ главной информации.
Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с
типом речи рассуждение.
Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинениирассуждении.
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом
речи.
Раздел 3. Учимся выполнять тестовые задания (11 ч.)
Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и
синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных
звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке.
Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.
Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
Выразительность русской речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания.
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное
условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость.
Смешение паронимов.
Жаргонизмы.
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии.
Синтаксические нормы.
Словосочетание
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное
употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа.
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении.
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Синтаксический анализ сложного предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.
В соответствии с учебным планом рабочая программа курса «Секреты русского языка»
для 9-х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование 9 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ Наименование тем
п.п
Планируемые образовательные результаты
Характеристика основных видов деятельности ученика
по разделу
Инструкция по выполнению экзаменационной работы
по русскому языку изучена.
1
Структура экзаменационной
работы в формате ОГЭ. Число и
вид заданий.
2
Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
Критерии оценки выполнения заданий понятны.
3
Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы.
Знакомство с демонстрационным
вариантом ОГЭ.
Правила заполнения бланков ответов понятны,
демонстрационный вариант ОГЭ проанализирован.
4
Особенности заполнения бланков
экзаменационной работы.
Знакомство с демонстрационным
вариантом ОГЭ.
Правила заполнения бланков ответов понятны,
демонстрационный вариант ОГЭ проанализирован,
сложные задания прокомментированы и понятны.
5
Что такое микротема. Микротемы
Алгоритм работы с текстом, определение темы, идеи,
исходного текста. Абзацное
членение текста
способы выделения ключевых (опорных) слов понятны.
6
Структурные особенности
сжатого изложения
7
Структурные особенности
сжатого изложения
8
Основные приёмы компрессии
исходного текста
Алгоритм работы с текстом, определение темы, идеи,
способы выделения ключевых (опорных) слов понятны
и практически применяются.
Алгоритм работы с текстом, определение темы, идеи,
способы выделения ключевых (опорных) слов понятны
и практически применяются.
Структурные особенности сжатого изложения
понятны. Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапонятны и практически
применяются. Создан собственный текст изложения,
начата самооценка работы.
9
Основные приёмы компрессии
исходного текста. Отработка
приёма исключение.
Структурные особенности сжатого изложения
понятны. Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапонятны и практически
применяются. Создан собственный текст изложения,
начата самооценка работы, начат анализ ошибок и
недочетов.
10
Основные приёмы компрессии
исходного текста. Отработка
приёма обобщение.
11
Основные приёмы компрессии
исходного текста. Отработка
приёма упрощение.
12
Практическое занятие. Выбор
приемов компрессии исходного
текста
13
Практическое занятие. Выбор
приемов компрессии исходного
текста
14
Часть 3. Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема
текста.
Структурные особенности сжатого изложения
понятны. Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапонятны и практически
применяются. Создан собственный текст изложения,
самооценка работы выполняется, анализ ошибок и
недочетов выполняется.
Структурные особенности сжатого изложения
понятны. Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапонятны и практически
применяются. Создан собственный текст изложения,
самооценка работы выполняется, анализ ошибок и
недочетов выполняется.
Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапрактически
применяются. Создан собственный текст изложения,
самооценка работы выявляет ошибки и недочеты,
исправляемые с помощью учителя.
Работа с текстом, отработка основных приёмов
компрессии исходного текстапрактически
применяются. Создан собственный текст изложения,
самооценка работы выявляет ошибки и недочеты,
исправляемые самостоятельно.
Алгоритм написания сочинения –рассуждения изучен и
понятен. Критерии оценки выполнения заданий
понятны, самооценка выполняется.
15
Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис,
16
Работа с текстом по определению позиции автора.
Формулирование собственной позиции.
Работа над композицией сочинения(тезис, аргументы,
17
18
19
20
21
22
аргументы, вывод). Оформление
вывод).
вступления и концовки сочинения.
Тезис сочинения-рассуждения.
Подбор тезиса в сочинении – рассуждении выполняется.
Написание сочинения - рассуждения выполняется.
Тезис сочинения Алгоритм написания тезиса сочинения – рассуждения
рассуждения.Практическое
понятен. Подбор аргументовк тезису в сочинении
занятие.
выполняется. Написание сочинения – рассуждения
выполняется с самооценкой и исправлением ошибок и
недочетов.
Аргументы в сочиненииАлгоритм написания сочинения –рассуждения знаком и
рассуждении.
понятен. Критерии оценки выполнения задания знакомы
и понятны. Подбор аргументов в сочинении –
рассуждении выполняется. Написание сочинения
выполняется.
Заключение в сочиненииАлгоритм написания заключения сочинения –
рассуждении.
рассуждения знаком и понятен. Критерии оценки
выполнения задания знакомы и понятны. Подбор
аргументов в сочинении выполняется. Написание
выполняется.
Заключение в сочиненииАлгоритм написания заключения сочинения –
рассуждении. Практическое
рассуждения знаком и понятен. Критерии оценки
занятие
выполнения задания знакомы и понятны. Подбор
заключения в сочинении выполняется. Написание
сочинения- рассуждения выполняется.
Текст как речевое произведение.
Работа над композицией сочинения.Работа над
Смысловая и композиционная
сочинением.
целостность текста. Анализ
текста.
23
Анализ написанного сочинения по
выбору обучающихся.
Классификация речевых и
грамматических ошибок.
Корректировка текста. Исправление ошибок.
24
Анализ текста. Лексическое
значение слова.
25
Фонетика. Звуки и буквы.
Фонетический анализ слова.
26
Выразительные средства лексики
и фразеологии. Анализ средств
выразительности.
Лексика и фразеология.
Синонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов по
происхождению и употреблению.
Словосочетание.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Подбор
слова по его лексическому значению выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Анализ
средств выразительности выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
27
28
29
Предложение. Грамматическая
основа предложения. Подлежащее
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
30
31
32
и сказуемое как главные члены
предложения
Простое осложненное
предложение.
Пунктуационный анализ. Знаки
препинания в предложениях со
словами и конструкциями,
грамматически не связанными с
членами предложения
Синтаксический анализ сложного
предложения.
33
Репетиционный экзамен в
формате ОГЭ
34
Репетиционный экзамен в
формате ОГЭ
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.
Алгоритм работы над заданием знаком и понятен.
Критерии оценки выполнения задания понятны. Задание
выполняется.