РП дефектология УО

Министерство образования Свердловской области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского муниципального округа
МБОУ ПМО СО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 18 от
28.08.2025

Приказом
директора
МБОУ ПМО СО «СОШ №
14»
от 28.08.2025 №319-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дефектологических занятий
с обучающимся с интеллектуальными нарушениями

Полевской 2025

Пояснительная записка
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной
помощи детям с различными интеллектуальными нарушениями в освоении
адаптированной основной образовательной программы, коррекцию недостатков в
учебной и познавательной деятельности обучающихся, их социальную адаптацию.
Цель, задачи и принципы коррекционно-развивающей работы
При организации коррекционно-развивающей работы значительное внимание
уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности
детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционноразвивающая
работа
с
детьми
ОВЗ
осуществляется
по
принципу
дифференцированного и индивидуального подхода. Занятия направлены на
исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в
знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с обучающимися по мере выявления
индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные особенности мышления ученика. Универсальной
формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы – индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся,
направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности обучающегося путем
создания:
- климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм
деятельности, среди которых ученик может отыскать наиболее близкие его
способностям и задаткам
- ситуации достижения успеха во внеучебной деятельности;
- определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с
индивидуальными возможностями каждого ребенка;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.

-

-

2. Субъектно-ориентированная
организация
совместной
деятельности
обучающегося и взрослого:
опора на личный опыт ученика;
обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых
занятиях;
использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и
обучающей);
организация взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:
стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой
познавательной мотивации к учебной деятельности;
коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся (восприятия,
воображения, внимания, памяти, мышления);
расширение словарного запаса обучающихся при ознакомлении с миром вещей,
явлений, их свойствами и качествами;
развитие связной речи;

-

формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;
формирование
сенсомоторных
координаций,
формирование
и
развитие
пространственной ориентировки;
обучение приемам планирования деятельности, контроля и самоконтроля,
целенаправленности деятельности;
использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех
этапах деятельности обучающегося;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предролагаемые результаты освоения программы
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- осознает себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- проявляет способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятия соответствующих возрасту;
- способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- самостоятельность в выполнении поручений;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил
поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в своей деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Коммуникативными результатами является формирование следующих умений:
- вступать в контакт и работать совместно с учителем;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации,
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивными результатами является формирование следующих умений:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве кабинета, школы;
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями;
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными инструкциями,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
и других людей;
Познавательными результатами является формирование следующих умений:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных
и других носителях) под руководством и с помощью учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Предметными результатами коррекционно-развивающих
формирование следующих умений:
- определять виды отношений между понятиями;
- решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
- находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;
- устанавливать ситуативную связь между понятиями;
- рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
- решать логические задачи,
- решать задания по русскому языку, математике, литературе согласно требований
АООП.
Календарно-тематическое планирование дефектологических занятий
№ п/п
1

2

3

Тема урока
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Входная диагностика.
Обследование речевой деятельности, математических
представлений, представлений об окружающем мире.
Первичный инструктаж по ОТ и ТБ. Входная
диагностика.
Исследование
уровня развития ВПФ, временных
представлений, пространственной ориентировки.
Развитие речи. Работа с деформированным
предложением.

Дата
прове
дения

4

5
6
7
8

9
10

11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Формирование обобщенных представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина). Нахождение общих и
отличительных признаков двух предметов.
Формирование умения сравнивать предметы по
образцу (опорной схеме) и находить предметы по
заданным признакам.
Развитие речи. Работа с деформированным
предложением.
Определение наложенных, зашумлённых изображений,
геометрических фигур.
Формирование
пространственных представлений.
Положение предметов в пространстве: вверху - внизу,
впереди – сзади, далеко - близко, рядом: между,
около, в середине.
Формирование пространственных представлений.
Ориентирование на листе бумаги и в пространстве.
Расположение плоскостных и объемных предметов в
горизонтальном и вертикальном поле листа,
словесное обозначение пространственных отношений
между предметами.
Развитие способности анализировать простые
закономерности.
Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
Формирование
восприятия цвета.
Повторение
основных
цветов
(красный, желтый, синий, чёрный, белый). Узнавание
цвета, сочетания цветов, оттенков цветов.
Формирование сенсорных эталонов плоскостных
геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник).
Группировка предметов и их изображений по форме
(по п оказу: круглые, квадратные, прямоугольные,
треугольные).
Формирование умения осуществлять словесный отчет
о совершаемом действии и результате действия.
Формирование
навыков самоконтроля во время
выполнения письменных заданий.
Формирование умения работать над задачей:
анализировать, определять количество и порядок
действий, решать.
Формирование временных представлений. Единица
времени – сутки (утро, день, вечер, ночь).
Формирование временных представлений. Времена
года. Месяцы, года.
Формирование временных представлений. Дни недели.
Активизация зрительного внимания путём сличения
предмета с его силуэтом. Корректурные пробы.
Развитие произвольного внимания. Найди отличия.
Определение взаимного расположения предметов в
пространстве.
Формирование умения выражать пространственные
отношения между конкретными объектами
посредством предлогов.

26

27
28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41

Развитие зрительной памяти. Упражнения на
запоминание различных предметов (5-6 предметов без
учета месторасположения).
Составление связного рассказа по серии сюжетных
картинок.
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза
предметов, состоящих из 5-6 деталей (по инструкции
педагога).
Коррекционно - развивающие упражнения по
развитию мыслительных операций (анализ, синтез).
Упражнения
на развитие способности понимать
скрытый
смысл наглядной ситуации, картинокнелепиц.
Упражнения на развитие пространственной
координации «Графический диктант».
Составление описательного рассказа по картинке.
Формирование временных представлений.
Определение времени по часам.
Формирование временных представлений.
Определение времени по часам.
Формирование пространственных п редставлений.
Схема тела человека.
Тренировка памяти. Применение специальных
приемов, облегчающих запоминание.
Формирование концентрации и устойчивости
внимания.
Упражнения на развитие смысловой памяти.
Коррекционно - развивающие упражнения по
развитию мыслительных операций (сравнение).
Упражнения на развитие слухового внимания.
Упражнения на повышение объема внимания.

47

Развитие объема и устойчивости зрительной
памяти в работе над ликвидацией пробелов
вычислительных и речевых навыков.
Работа с текстом: продолжить рассказ по данному
началу.
Упражнения на развитие переключения и
распределения внимания.
Развивающие
упражнения на выполнение заданий
по словесной инструкции.
Формирование
навыков самоконтроля во время
выполнения математических заданий.
Написание зрительных диктантов.

48

Речевые игры. Словообразование по образцу

49

Формирование пространственных представлений.
Работа с лабиринтами.
Упражнения на запоминание и выполнение 3-4
последовательных инструкций.
Установление последовательности событий.
Упражнения на формирование навыков

42
43
44
45
46

50
51
52

53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

68

конструирования.
Развитие оперативной слуховой памяти. Слушайте и
выполняйте.
Развитие оперативной слуховой памяти. Запомните
группы слов.
Коррекционно - развивающие упражнения по
развитию мыслительных операций (обобщение).
Формирование умения работать с таблицами: знакомство со
структурой таблицы, умение находить информацию по
таблице, заполнять таблицу в соответствии с заданием,
по образцу, делают вывод по итогам заполнения
таблицы.
Развитие объема и устойчивости слуховой памяти в
работе над ликвидацией пробелов вычислительных и
речевых навыков.
Развивающие игры и упражнения на
совершенствование слуховой и зрительной памяти.
Упражнения на формирование навыков
конструирования.
Коррекционно - развивающие упражнения по
развитию мыслительных операций (анализ, синтез).
Коррекционно - развивающие упражнения по
развитию мыслительных операций (сравнение,
обобщение).
Составление связного рассказа по серии сюжетных
картинок.
Упражнения на развитие гибкости и быстроты
мышления.
Формирование наглядно-образного мышления.
Упражнения на нахождение различий в парных
картинках.
Развитие слухового восприятия. Прослушивание
текста и ответы на вопросы по его содержанию.
Итоговая
диагностика.
Обследование речевой
деятельности,
математических представлений, представлений об
окружающем мире.
Инструктаж по безопасности в летний период. Итоговая
диагностика. Исследование уровня развития ВПФ, временных
представлений, пространственной ориентировки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».