РП дефектологические занятия по русскому языку

Министерство образования Свердловской области
Орган местного самоуправления Управление образованием
Полевского муниципального округа
МБОУ ПМО СО "СОШ № 14"
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета
Протокол № 18 от
28.08.2025

Приказом директора МБОУ
ПМО СО «СОШ № 14»
от 28.08.2025 №319-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дефектологических занятий
по русскому языку
для учащихся 5А, 7А, 9А, 9 (ОВЗ)

Полевской 2025

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для проведения дефектологических занятий
по русскому языку в 5-9 классе (для обучающихся с ОВЗ) с целью коррекции
отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и
развития грамматико-аналитических навыков учащихся с трудностями в
освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике
изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и
речевому развитию в целом.
На дефектологические занятия по русскому языку отводится:
 5 класс - 34 ч.
 7 класс - 68 ч.
 9 класс - 68 ч.
Задачи
Образовательные:
1. Посредством формирования и развития грамматико-аналитических
орфографических и пунктуационных навыков систематизировать
знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике,
орфографии и пунктуации.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность учащихся.
2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения,
обобщения, навыки группировки и классификации;
3. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний
учащихся, формировать и развивать умения в построении связного
текста.
4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной
литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду,
любовь к родному краю средствами данного предмета.
2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
План занятий с группой включает в себя:


восполнение пробелов предшествующего развития;



коррекция дефекта;



подготовка ребенка к усвоению программного материала.

Работа с детьми происходит дифференцированно с применением следующих
методических приемов:


Поэтапное разъяснение заданий.



Последовательное выполнение заданий.



Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.



Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.



Перемена видов деятельности.



Предоставление дополнительного времени для завершения задания.



Упрощенные задания на дом.



Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего
задания.



Использование карточек
минимального заполнения.



Использование упрощенных упражнений.

с

упражнениями,

которые

требуют

Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При
планировании и проведении занятий особое внимание уделяется предметнопрактической деятельности. Содержание занятий максимально направлено на
развитие ученика, создается возможность для широкой подготовки учащихся
к выполнению различного типа задач: формирования пространственных
представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления,
анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления
художественных текстов; развития навыков планирования собственной
деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий целью является: добиться
полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует
переход к другому типу заданий. Часть занятий проводится в игровой форме.
Этим поддерживается постоянный интерес к занятиям. При проведении игр и
упражнений исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки проявляется в
форме помощи.
Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение
определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов
умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка
положительной мотивации к учению.
Структура программы коррекционных занятий включает следующие
разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

Цель данного раздела: привести в систему те неполные и неточные знания и
навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к
пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится
предельно развернуто; значительное место отводится предметно–
практической деятельности учащихся: работе по схемам, таблицам,
алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом
языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого
подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала
следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические
сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных
орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного
речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими
языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения
всего программного материала.
3.Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и
навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по
отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность
индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает
качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение
индивидуальных
особенностей учащихся позволяет планировать
перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях,
ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела: обогащать содержательную сторону высказываний
учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению
словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями
окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе
языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации
общения.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по
результатам выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов,
словарного диктанта. Контроль осуществляется с помощью
самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой
проверочной работы, содержащей задания по основным темам курса.

В данном календарно-тематическом планировании представлена
определенная последовательность коррекционно-развивающих
занятий, направленная на активизацию и формирование основных
знаний, умений и навыков по русскому языку.

Тематическое планирование
5 класс (34 час.)
№

Содержание учебного материала

Кол-во
часов

1
2
3
4

5
6
7
8

9

Повторение изученного в начальной
школе
Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова.
Развитие связной монологической речи.
Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять
главную мысль текста.
Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка
навыка написания разделительных Ъ и Ь.
Развитие памяти при закрепление навыка правописания окончаний
существительных и прилагательных.
Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи.
Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять
главную мысль.
Развитие умения выделения главных членов предложения,
постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Развитие умения находить второстепенные члены предложения,
составление схемы предложения.
Формирование навыка постановки знаков препинания в простом
предложении с обобщающим словом при однородных членах
предложения.
Развитие умения выразительного чтения предложений с
обращением. Формирование навыка постановки запятой при
обращении.

1
1
1
1

1
1
1
1

1

10

Формирование навыка разграничения простого и сложного
предложений. Развитие умения составления схемы сложных
предложений.

1

11

Развитие умения составления диалога по картине,
опорнымсловам.

1

12

13
14

15
16

17
18
19
20
21

22
23
24
25

26
27
28
29

30

Развитие зрительной памяти при закреплении правописания
словарных слов. Словарный диктант.
Фонетика
Формирование навыка обозначении мягкости согласных при
помощи Ь.
Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной
монологической речи при описании предмета.
Лексика
Формирование навыка разграничения прямого и переносного
значения слов.
Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам
определенной тематики.
Морфемика. Орфография. Культура
речи
Развитие навыка рассуждения по данному образцу.
Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица.
Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание
чередующихся гласных О и А в корне слова»
Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание
О и Ё после шипящих в корне слова».
Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание
О и Ё после шипящих в корне слова».
Имя существительное.
Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять
доказательство в рассуждении.
Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание
гласных в падежных окончаниях существительных».
Формирование навыка правописания гласных О и Е после
шипящих и Ц.
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя
существительное».
Глагол.
Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам.
Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания
чередующихся гласных И и Е в корнях»
Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных
личных окончаний глаголов».
Формирование навыка составление юмористического текста по
картине.
Имя прилагательное
Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание
О и Е после шипящих в окончаниях существительных и
прилагательных»

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

31
32
33
34

Формирование умения подбора прилагательных при описании
животных.
Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания
правил.
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя
прилагательное».
Игра «Занимательный русский язык».

1
1
1
1

Тематическое планирование
7 класс (68 часов.)
№

Содержание учебного материала

Кол-во
часов

1.

Повторение изученного в 5-6 классе

2.

Повторение изученного в 5-6 классе

1

3.

Повторение изученного в 5-6 классе

1

4.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

5.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

6.

Пунктуация. Пунктуационный разор

1

7.

Пунктуация. Пунктуационный разор

1

8.

Лексика и фразеология

1

9.

Лексика и фразеология

1

10.

Фонетика и орфография

1

11.

Фонетика и орфография

1

12.

Словообразование и орфография.

1

13.

Словообразование и орфография.

1

14.

Тексты и стили

1

15.

Тексты и стили

1

16.

Морфология и орфография

1

17.

Морфология и орфография

1
Причастие

18.
19.

Причастие как часть речи

1

20.

Склонение причастий

1

21.

Причастный оборот

1

22.

Действительные и страдательные причастия

1

23.

Одна и две буквы Н в причастиях

1

24.

НЕ с причастиями

1

25.

Правописание причастий

1

26.

Правописание причастий

1

27.

Правописание причастий

1
Деепричастие

28.
29.

Деепричастие как часть речи

1

30.

Деепричастный оборот

1

31.

НЕ с деепричастиями

1

32.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

33.

Правописание деепричастий

1

34.

Правописание деепричастий

1

35.

Правописание деепричастий

1
Наречие

36.
37.

Наречие как часть речи

1

38.

Разряды и степени сравнений наречий

1

39.

НЕ с наречием. Отрицательные наречия

1

40.

Одна и две буквы Н в наречиях

1

41.

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

42.

Буквы О и А на конце наречий

1

43.

Дефис между частями слова в наречиях

1

44.

Мягкий знак на конце наречий

1

45.

Правописание наречий

1

46.

Правописание наречий

1

47.

Правописание наречий

1

48.
49.

Служебные части речи.
Предлог
Слитное и раздельное написание предлогов

1

Союз

50.
51.

Простые и составные союзы.

1

52.

Сочинительные союзы. Подчинительные союзы

1

53.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

1

54.

Правописание союзов

1

55.

Правописание союзов

1
Частица

56.
57.

Разряды частиц

1

58.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

59.

Различение частицы НЕ и приставки НЕ- .

1

60.

Правописание частиц

1

61.

Правописание частиц

1
Междометие

62.
63.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

64.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1

65.

Восполнение пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

66.

Восполнение пробелов по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

67.

Повторение изученного в 7 классе

1

68.

Повторение изученного в 7 классе

1

Тематическое планирование
9 класс (68 часов.)
№

Содержание учебного материала

Кол-во
часов

1.

Повторение изученного в 5-8 классах

1

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

1

3.

Повторение изученного в 5-8 классах

1

4.

Повторение орфографии

1

5.

Повторение орфографии

1

6.

Повторение орфографии

1

7.

Повторение орфографии

1

8.

Повторение орфографии

1

9.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

10.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

11.

Пунктуация. Пунктуационный разор

1

12.

Пунктуация. Пунктуационный разор

1

13.

Тексты и стили

1

14.

Словосочетание и предложение

1

15.

Словосочетание и предложение

1

16.

Грамматическая основа предложений

1

17.

Грамматическая основа предложений

1

18.

Предложения с обособленными членами

1

19.

Предложения с обособленными членами

1

20.

Обращение. Вводные слова

1

21.

Обращение. Вводные слова

1

22.

Сложное предложение. Культура речи

1

23.

Понятие о сложном предложении

1

24.

Союзные и бессоюзные сложные предложения

1

25.

Разделительные и выделительные знаки препинания между
частями сложного предложения.

1

26.

Повторение по теме «Сложное предложение»

1

27.

Сложносочиненные предложения

1

28.

Понятие о сложносочиненном предложении.

1

29.

Сложносочиненные предложения с соединительными,
разделительными и противительными союзами

1

30.

Разделительные знаки препинания между частями
сложносочинённого предложения

1

31.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного
предложения.

1

32.

Повторение по теме «Сложносочинённые предложения»

1

33.

Сложноподчиненное предложение

1

34.

Понятие о сложноподчиненном предложении

1

35.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

36.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

1

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

1

38.

Основные группы сложноподчинённых предложений

1

39.

Сложноподчиненные предложения с придаточными
определительными

1

40.

Сложноподчиненные предложения с придаточными
изъяснительными

1

37.

41.

Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с
придаточными времени и места

1

42.

Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с
придаточными времени и места. Сложноподчиненные
предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки,
следствия

1

43.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа
действия, меры, степени и сравнительными
Повторение изученного по теме «Основные группы
сложноподчинённых предложений»
Бессоюзные сложные предложения

1

1

50.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного
предложения. Повторение по теме «Бессоюзные сложные
предложения»
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами
связи.
Повторение по теме «Сложные предложения с различными
видами связи»
Повторение изученного в 9 классе

51.

Повторение изученного в 9 классе

1

52.

Повторение изученного в 9 классе

1

53.

Работа с текстом. Микротемы в тексте. Компрессия текста.

1

54.

Работа с текстом. Микротемы в тексте. Компрессия текста.

1

55.

Работа с текстом. Микротемы в тексте. Компрессия текста.

1

56.

1

62.

Развитие зрительной памяти. Зрительный диктант. Расширение
активного словарного запаса.
Развитие зрительной памяти. Зрительный диктант. Расширение
активного словарного запаса.
Развитие зрительной памяти. Зрительный диктант. Расширение
активного словарного запаса.
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной
слуховой памяти. Слуховой диктант.
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной
слуховой памяти. Слуховой диктант.
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной
слуховой памяти. Слуховой диктант.
Восполнение пробелов в знаниях

63.

Восполнение пробелов в знаниях

1

64.

Восполнение пробелов в знаниях

1

44.
45.
46.

47.

48.
49.

57.
58.
59.
60.
61.

1
1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

65.

Восполнение пробелов в знаниях

1

66.

Восполнение пробелов в знаниях

1

67.

Восполнение пробелов в знаниях

1

68.

Восполнение пробелов в знаниях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».