ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Пояснительная записка………………………………………………….........3
2. Содержание курса……………………………………………………………11
3. Учебный (тематический) план ………………….…..………..…..……........14
4. Организационно-педагогические условия реализации программы............16
5. Список литературы………………………………………..…...….….............22
1.Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана на основе нормативно-правовых документов РФ в
сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.3022г. № 678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
3
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО № 785-Д
от 29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиями порядку
оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023 года
«Об утверждении Требований к условиями порядку оказания муниципальной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в ПГО в соответствии с социальным сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14.
Положение
«О
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
15. Программы «Эстрадный вокал» Н.В.Усарева, С.Ю. Устьянцева.
Уровень Программы – базовый.
Актуальность Программы
В связи с увлечением большого количества людей современной джаз,
рок и поп музыкой, во внеурочной работе, помимо академического пения,
встала необходимость ввести занятия эстрадного пения.
Во внеурочной работе вокальное пение занимает важное место и
принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.
Вокальный кружок является одним из средств разностороннего развития
учащихся, как музыкально – творческого, так и личностного.
В связи с увлечением большого количества людей современной джаз, рок,
поп музыкой, во внеурочной работе, помимо академического пения,
народного пения встала необходимость ввести занятия эстрадного пения, как
индивидуального, так и в ансамбле.
Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся
вокальным пением:
- получение дополнительных углубленных знаний в области музыки;
- возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе;
- возможность социального и профессионального самоопределения.
4
Каждый обучающийся в процессе обучения должен последовательно
освоить технику пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая
раскрепощенность, координация голоса).
Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и
индивидуального творчества, что будет способствовать реализации
возможностей ребенка.
Вокально-хоровое искусство, предоставляет всем детям возможности для
культурной и творческой деятельности, позволяет сделать более динамичной
и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение вокального-хорового искусства как духовного наследия
человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой
деятельности;
приобретение знаний и умений;
Отличительные особенности
Содержание Программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории развития вокальных
умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Программа включает занятия и упражнения дыхательной гимнастики по
методике А.Н. Стрельниковой. В процессе обучения применяются речевые
игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической
концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют
хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических
оттенков, познакомить с музыкальными формами). Тематическая
направленность Программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса
умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать
потребность в общении.
Категория обучающихся, принцип формирования групп
Данная программа ориентирована на возрастную категорию детей от 10
до 16 лет. По Программе обучаются дети, прошедшие предварительное
прослушивание: проводится проверка уровня развития музыкальных
способностей обучающихся, таких как диапазон голоса, ладовое чувство,
музыкально - слуховое представление, музыкально - ритмическое чувство.
Группы формируются исходя из возрастной категории детей: младшая,
средняя, старшая.
5
Внимание на занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно
– эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия через
эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Дети понимают, что музыка открывает перед ними возможности для
познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления,
развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека,
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений
жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма обучения - групповая, индивидуальная, количество обучающихся
в группе от 7 до 12 человек.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный
подход к каждому обучающемуся.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
–настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием;
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением, разучивание и дальнейшее исполнение;
– подведение итогов.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и их
подготовки. Произведения со сценическими движениями или сюжетным
действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, так как
при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её
слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками - всё это повышает самооценку и исполнительский уровень
обучающихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного
занятия составляет 40 минут, между занятиями предусмотрен перерыв 15
минут.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на пять лет обучения. Общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 680 часов. Продолжительность части образовательной
программы (год обучения) по учебному плану составляет: средняя – 136 часов.
6
Особенности работы по Программе
Жанр эстрадного вокала не подразумевает многообразия форм
обучения. На базовом уровне - это групповые занятия. Только в
исключительных случаях, для достижения более высоких образовательных
результатов или в силу особенностей здоровья, проводятся индивидуальные
занятия или занятия в малых группах.
Групповая форма сложнее для педагога, но при коллективном
исполнении, когда ребенок чувствует плечо товарища, ему психологически
легче усваивать материал и достигать успешности, которая так важна детям в
их социализации.
Работа над репертуаром всегда начинается со знакомства с культурным
образцом предложенного произведения в исполнении признанных мастеров
эстрадного вокала и анализа услышанного.
Для дальнейшего совершенствования и воспитания навыка адекватной
оценки личного и коллективного результата репертуар, исполняемый на
репетициях, записывается и анализируется участниками группы.
Для формирования психологической стойкости, необходимой не только
на публичных выступлениях, но и любой стрессовой для ребенка ситуации, с
группой проводятся занятия, на которых они учатся овладевать простыми
техниками релаксации и расслабляющего дыхания.
Работа над репертуаром проводится по следующей схеме:
прослушивание культурных образцов;
определение творческих задач и сценического воплощения
выбранного репертуара;
самостоятельное разучивание поэтического материала;
отработка интонационно и артикуляционно сложных музыкальных
фраз;
работа над ансамблевым звучанием и нюансами;
подготовка к выступлениям
Методы и методические приемы
В ходе проведения занятий используются разнообразные методы обучения:
словесный (объяснение);
наглядный (показ педагога или прослушивание записей, просмотр
видеоматериалов выдающихся исполнителей);
практический (выполнение комплекса упражнений);
7
репродуктивный (объяснение новых творческих задач на основе
приобретенных навыков);
для старшей возрастной группы - метод самостоятельной работы.
Цель и задачи Программы
Целью данной программы является воспитание вокально – хоровых
навыков и формирование певческой культуры учащихся через
приобщение их к основам мировой культуры.
Задачи:
Обучающие:
обучить основам вокала и сценической культуры;
ознакомить с различными жанрами песенного творчества;
обучить приемам работы с техническими средствами (микрофон, и
т.д.).
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус;
развить специальные музыкальные способности;
развивать артистические способности;
развить ладовое чувство и чувство ритма;
приобщить к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества);
формировать общественно - активную личность, способную
реализовать себя в социуме.
Воспитательные:
воспитывать общую культуру поведения;
формировать устойчивый интерес к песенному творчеству.
Планируемые результаты освоения программы
Первый год обучения
Обучающиеся должны петь с мягкой атакой, легким звуком без всякого
напряжения. Знать, что певческий голос надо беречь. Уметь делать небольшой
спокойный вдох петь ровно на одном дыхании. В более подвижных песнях
уметь делать быстро, активно спокойно вдох.
Второй год обучения
Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым естественным
звуком легко, нежно, звонко. Правильно оформлять гласные и произносить
согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы, стараться
тянуть звук. Петь чисто и слаженно в унисон. Без сопровождения петь
8
нетрудные,
одноголосные
выразительности.
песни.
Знать
средства
музыкальной
Третий год обучения
Соблюдать певческий режим. Петь с мягкой атакой звука стремясь
сохранить индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко
произносить согласные не утрируя их произношение. Уметь петь на одном
дыхании долгие фразы на цепном дыхании. Уметь брать быстрый вдох в
подвижных песнях, учится петь нонлегато и стоккато. Уметь чисто и
слаженно петь 2х голосные несложные песни.
Четвёртый год обучения
При пении пользоваться мягкой атакой как основным способом
голосоведения, редко как изобразительным приемом - твердой атакой. Петь на
всем диапазоне напевно с хорошей дикцией. Равномерно распределять
дыхание на длительных фразах. Сохранять напевность в маршевых песен или
с острым ритмическим рисунком. Уметь самостоятельно выразительно
осмысленно петь несложные песни контрастного содержания.
Пятый год обучения
Знать правила охраны голоса. Уметь петь на одном дыхании большие
фразы сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением
фразировать. Уметь вокально исполнить мелкие длительности в песнях
быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания. Уметь
петь 2х голосные произведения с несложной партией.
Шестой год обучения
Знать цикл упражнений на дыхание, звуковедение, дикцию. Уметь
передавать в пении стиль и характер произведения. Уметь петь 3х голосные
произведения с несложной партией. Анализировать свое и любое другое
исполнение. Находить творческий подход в трактовке произведения.
В результате реализации данной программы должны быть сформированы
определённые результаты:
Личностные результаты:
понимание ценности отечественных национально-культурных традиций;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
9
уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной
культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества,
духовно-нравственном развитии человека;
позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализованном
творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении
собственных музыкально-исполнительских замыслов;
Регулятивные результаты:
владение умением целеполагания в постановке учебных,
исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки
музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа,
других стран мира;
эстетические и художественные предпочтения, интерес к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
владение умением организовывать культурный досуг,
самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе на
основе домашнего музицирования, совместной музыкальной
деятельности с друзьями, родителями;
владение умением планировать собственные действия в процессе
восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при
выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства;
Познавательные результаты:
умение размышлять о музыке представлять содержание, форму, язык
музыкальных произведений различных жанров, стили народной и
профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
Коммуникативные результаты:
умение выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием
музыкальных произведений;
умение
использовать
музыкальные
образы
при
создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, в исполнении
вокально-хоровых произведений, импровизаций;
умение эмоционально выражать свое отношение к искусству;
умение применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения,
обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе
музыкально-творческой деятельности
10
Ожидаемые результаты Программы
По окончании реализации Программы обучающиеся
будут знать:
основные понятия о голосовом аппарате и гигиене голоса;
строение артикуляционного аппарата;
элементарные
теоретические
певческие
навыки:
дыхание,
звукообразование, дикция, звукоизвлечение;
динамический рисунок произведения;
особенности и возможности певческого голоса;
будут уметь:
правильно дышать, петь «на опоре»;
грамотно использовать вокально - певческие навыки;
активно артикулировать;
петь легким звуком, без напряжения;
создавать художественный образ при исполнении музыкального
произведения;
работать с техническими средствами (микрофоном и т.д.).
2. Содержание курса
Вокально-хоровая работа включает в себя повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных знаний, умений и навыков каждого
исполнителя.
Неукоснительное выполнение певческих правил пения в коллективе, охрана
голоса. Певческая установка должна стать навыком.
Работа над произведениями предполагает пение
в ансамбле,
индивидуально, в дуэте, трио и в музыкально – театральных постановках и
содержит следующие виды деятельности:
Работа с народным, современным эстрадным репертуаром:
рассказ о произведении;
слушание вокально-хоровых и инструментальных
произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости
на музыку, расширение кругозора;
анализ текста разъяснение непонятых слов, трудно исполняемых мест;
музыкальная терминология.
пение учебно - тренировочного материала.
Пение попевок, закличек, скороговорок;
11
дыхательные упражнения.
импровизация под музыку;
передача текста в движении.
разучивание простых танцевальных элементов.
Работа в музыкально - театральных постановках:
р
ассказ о произведении, об авторе, стиле.
а
нализ предложенного текста, запоминание наизусть;
р
абота над ролью с партнёром и в группе;
о
формление костюма, грим.
Концертная деятельность:
Выступление коллектива.
Встреча с творческими людьми.
Посещение музыкальных вечеров.
Основываясь на базовых для нашего общества ценностях формулируется
общая цель воспитания в МБОУ ПМО СО «СОШ №14» – личностное развитие
школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. Такого рода нормы и традиции задаются в школе
педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции
поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском
возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
12
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,
город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться
быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели
и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать
самостоятельно, без помощи старших.
Знание данных социальных норм и традиций, понимание важности
следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему
систему общественных отношений.
13
3. Учебно – тематический план.
Вокальная группа 5б класс
№ Наименование темы
Количество часов
Формы
контроля
теор
прак
все
ия
тика
го
Беседа,
.
Беседа об охране
1.
фронтальн
голоса.
2
Правила
2
4
гигиены.
ый
опрос
Прослушивание
голосов.
Работа над произведением.
2.
Народная песня:
Познавательная
упражнения,
3
беседа,
42
дыхательные
пение попевок, закличек,
скороговорок,
39
танцевальная
Прослуши
вание
импровизация.
Современная песня:
Познавательная
хоровые
мелодией,
беседа,
упражнения,
текстом,
вокальноработа
над
интонированием,
дикцией, звуковедением, одноголосием,
Педагогич
пением в ансамбле, разучивание простых
еское
танцевальных элементов.
наблюдени
е
Индивидуальная
работа:
работа
с
14
солистами.
1
Концертная
17
деятельность:
школьные
праздники,
городского
Педагогич
еское
наблюдени
выпускные, участие в рамках
3.
16
1
4
5
фестиваля
е
Концертны
«Самоцветы».
е
Итого:
выступлен
ия,
4.
7
61
Отчётный
68
концерт
Вокальная группа 5г класс
№ Наименование темы
Количество часов
Формы
контроля
теор
прак
всег
ия
тика
о
Беседа,
.
Беседа об охране
1.
фронтальны
голоса.
Правила
2
2
4
гигиены.
й
опрос
Прослушивание
голосов.
Работа над произведением.
2.
Прослушив
Народная песня:
Познавательная
упражнения,
беседа,
3
39
42
ание
дыхательные
пение попевок, закличек,
15
скороговорок,
танцевальная
импровизация.
Современная песня:
Педагогиче
Познавательная беседа, вокально-хоровые
упражнения,
текстом,
3.
работа
над
мелодией,
интонированием,
дикцией,
ское
1
16
звуковедением, одноголосием, пением в
ансамбле,
разучивание
простых
наблюдение
Педагогиче
1
4
танцевальных элементов.
4.
17
5
ское
наблюдение
Индивидуальная
работа:
работа
с
Концертные
солистами.
Концертная
7
61
деятельность:
школьные
я,
праздники,
Отчётный
выпускные, участие в рамках
городского
68 выступлени
концерт
фестиваля
«Самоцветы».
Итого:
4. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный график
№ Основные
характеристики Стартовый
образовательного процесса
Базовый уровень
уровень
1
Количество учебных недель
34
2
Количество учебных дней
208
(без
учета
праздников)
3
Количество часов в неделю
5/4
16
4
Количество часов (всего)
136
5
Недель в первом полугодии
16
6
Недель во втором полугодии
18
7
Начало занятий
01.09. 2025
8
Каникулы
I
четверть (01.09.2
025 — 24.10.2025)
—
8
учебных
недель;
II
четверть (05.11.2
025 — 28.12.2025)
—
8
учебных
недель;
III
четверть (12.01.2
026 — 28.03.2026)
—
11
недель
учебных
(для
1-х
классов — 10);
IV
четверть (07.04.2
026 — 26.05.2026)
—
7
учебных
недель.
9
Сроки проведения аттестации
предварительный
контроль
–
17
сентябрь;
итоговый
контроль – март.
10 Режим занятий
Вторник
13.50-
15.25
Четверг
14.45-
16.20
11 Выходные дни
Праздничные дни,
установленные
законодательством
РФ.
12 Окончание учебного года
26.05.2026
Методическое обеспечение реализации Программы
Материально-технические условия реализации Программы
Для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Эстрадный вокал» необходимы следующие условия:
Классная комната с инструментом (фортепиано)
Сценическая площадка с полным комплектом звукоусиливающей
аппаратуры (акустическая система, пульт, микрофоны).
Формы аттестации и оценочные материалы
Результативность освоения программного материала отслеживается
систематически в течение года, с учетом уровня знаний и умений учащихся на
начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды
контроля:
– предварительный контроль (проводится в сентябре, когда комплектуется
группа). Если к педагогу приходит ребенок в течение учебного года, он так же проходит через это испытание. Задача педагога – установить, на каком
уровне находится воспитанник к началу занятий. Проводится в форме
собеседования и прослушивания;
18
– текущий контроль (проводится на каждом занятии). В ходе занятия
педагог следит за активностью обучающихся, оценивает их реакцию,
заинтересованность, внимание, продуктивность деятельности. Текущий
контроль позволяет педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя
скорректировать работу с детьми;
– итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков
в конце каждого учебного года). Проводится на итоговых занятиях в виде
слепых прослушиваний, отчётных концертов.
Формы контроля
Для подведения итогов обучения по программе используются разнообразные
формы контроля:
концертные программы;
открытые занятия;
анализ продуктов деятельности (своих выступлений и выступлений
товарищей).
Любое публичное выступление воспитанников студии является формой
подведения итогов работы и лично каждого воспитанника и коллектива в
целом.
Механизм оценки уровня освоения программы
Критерии
Показатели
Уровни
Точное
исполнение
основной
темы
и
ансамблевых партий
Пение
на
опореправильное
певческое
дыхание;
понимание
процесса звукоизвлечения;
артикуляционный аппарат
(что входит в это понятие),
внятная музыкальная речь,
вокальные
регистры,
простые вокальные приемы
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний уровень (5-7 баллов)
Выше среднего (8-10 баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний уровень (5-7 баллов)
Выше среднего (8-10 баллов)
оценки
Чистота
интонировани
я
Владение
голосом
19
Владение
нюансировкой
Ритмическая
устойчивость
Исполнение
репертуара
разными
штрихами
staccato, legato.
Динамическое
движение
внутри фразы и в песне.
Акцент.
Ритмическая координация
Понимание акцента на 2-ю
долю. Синкопированный
ритм.
Построение
музыкальной
фразы
Главное
слово
фразы.
Внутреннее
развитие.
Работа с текстом.
Выразительность
исполнения
Речевые
интонации
вокальном исполнении
Творческое
мышление
Актерская импровизация
Технические
навыки:
работа
с
микрофоном;
- умение работать
в
звукозаписываю
щей студии
Стрессоустойчив
ость
Правильное использование
микрофона,
наушников;
исполнение произведения
под фонограмму «минус»
Публичные выступления
в
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше
среднего
(8-10
баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше
среднего
(8-10
баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше
среднего
(8-10
баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше среднего (8-10 б.)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше
среднего
(8-10
баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
Выше
среднего
(8-10
баллов)
Ниже среднего (1-3 балла)
Средний
уровень
(5-7
баллов)
20
Выше
баллов)
среднего
(8-10
Методы выявления результатов развития и воспитания
Способом проверки результатов развития и воспитания являются
систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования.
Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса
к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной
активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов
продуктивной деятельности и др.
Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как
осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной и
эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения
избранного вида деятельности.
Формы и способы фиксирования результатов
Формами фиксации результатов личностных достижений детей являются:
«портфолио» достижений обучающихся
21
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября г. №
1726-р);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 2014
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию
дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922
(в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы):
приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.317214)
Список литературы для педагогов
1. Н.В.Усарева, С.Ю. Устьянцева Программа «Эстрадный вокал».
г. Камышлов, 2011г.
Список литературы для обучающихся и их родителей
1. Гладков Г. После дождичка в четверг: Музыкальный сборник. - М.: Дрофа,
2001. – 64 с.
2. Гладков Г. Проснись и пой! : Музыкальный сборник. - М.: Дрофа, 2002. – 64
с.
3. Гладков Г. Улыбайся: Музыкальный сборник. - М.: Дрофа, 2002. – 64 с.
4. Тухманов Д. Колокольчик мой хрустальный. - М.: Дрофа, 2001 – 62 с.
5. Шаинский В. Песни для детей. - М.: Дрофа, 1994. – 62 с.
22