Орлята России 1б

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержательные основы и направленность Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»
В рамках, современных тенденций была разработана и начала своё осуществление
Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных
классов «Орлята России» (далее–Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
1.1.

1.2. Рабочая программа «Орлята России» разработана в соответствии:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.3022г. №
678-р,
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов средств обитания»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»,
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
10. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на

территории Свердловской области на период до 2035 года».
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики СО № 785-Д от
29.06.2023 года «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»
12. Приказ ОМС Управление образованием ПГО №225-Д от 18.09.2023 года «Об
утверждении Требований к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в ПГО в
соответствии с социальным сертификатом»
13. Устав МБОУ ПМО СО «СОШ№14»
14. Положение «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах МБОУ ПМО СО «СОШ №14»
1.3.
Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Участие детей и педагогов в Программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Основные понятия Программы:
Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Программы
рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к
окружающей его социальной и природной среде,
проявления возможностей и
способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к
отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает
превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей.
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимо
повседневную,
будничную
жизнь
детей
насыщать
яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных

и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения,
способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её
члена.
Ценность –значимость для людей тех или иных объектов и явлений.

1.4.
Ценностные основания Программы «Орлята России»
Рабочая программа воспитания обеспечивает соответствие ФГОС, единство
воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях
Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных
ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина,
Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина–воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых
семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другомуи
бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание
зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье–равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
1.5.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать
вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие
и увлекательное приключение!
1.6.
Методологической основой Программы является воспитание в
коллективно- творческой деятельности.
В основу Программы положен системно-деятельностный подход, позволяющий за
период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии Программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения Программы предлагает богатые возможности для проявления

творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь
на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Учебная Программа предназначена для обучающихся 1–4 классов; рассчитана на 1-2
часа неделю, 1 класс – 33-66 часов, 2-4 классы – 34-68 часов в каждом классе.
1.7.
Построение, особенности, виды деятельности Программы для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов.
Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности
развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией
детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в Программу «Орлята России»,
знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти.
Последовательность треков, а также количество занятий в каждом треке для
обучающихся в первом классе отличается от предлагаемых для остальной начальной
школы.
Для подготовки первоклассников к участию в Программе «Орлята России» в первой
четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по
два в каждом месяце четверти.
Деятельность

Даты

4
игровых
занятия
для: сентябрь,
вхождения ребёнка в ритм и октябрь
атмосферу
школьной
деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую
на
дальнейшее участие в
Программе.
Занятия:
- с использованием игр на
командообразование,
создание
благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы
в
классе,
мотивацию на участие в
Программе;
- для
приобретения
опыта
совместной деятельности в
команде,

Комментарии
В первой четверти учителю необходимо
решить ряд главных задач: введение
первоклассника в новый для него школьный
мир, помощь ребёнку в адаптации к новым
социальным условиям, сохранение/настрой на
позитивное восприятие учебного процесса.
А также развитие мотивации детей на участие в
Программе «Орлята России».
У каждого учителя есть собственный опыт
решения выше обозначенных задач, и к этому
опыту в рамках подготовки к участию в
программе «Орлята России»мы предлагаем
добавить проведение четырёх игровых занятий.
Дни и время, удобное для их проведения, педагог
выбирает самостоятельно.

- для

выявления лидеров и
формирования в дальнейшем
микрогрупп.
Вводный «Орлятский урок»
8-9ноября
Для первоклассников
«Орлёнок–Эрудит»

«Орлёнок–Мастер»

«Орлёнок– Мастер»

«Орлёнок– Спортсмен»

«Орлёнок-Хранитель
исторической памяти»

«Орлёнок–Эколог»

11-25ноября

15-23
декабря

Основными задачами являются
старт
Программы для детей и эмоциональный
Настрой класса на участие в Программе.
Ко второй четверти учебный процесс и все
связанные
с
ним
новые
правила
жизнедеятельности становятся для ребёнка
более понятными. Данный трек позволит, с
одной стороны, поддержать интерес к процессу
получения новых знаний
Мастерская Деда Мороза: подготовка класса и
классной ёлки к новогоднему празднику/участие
в новогоднем классном и школьном празднике.

Знакомимся
с
мастерами
различных
профессий;
посещаем
места
работы
родителей-мастеров
своего
дела,
краеведческие музеи и пр.
23января–
К середине учебного года у всех школьников
10 февраля нарастает гиподинамический кризис, повышается
утомляемость.
Как
следствие,
согласно
статистике, середина учебного года – это один из
периодов повышения заболеваемости среди
школьников.
Добавляем больше занятий, связанных с
двигательной активностью детей на свежем
воздухе.
20февраля–
Основная смысловая нагрузка трека: Я–
10 марта
хранитель традиций своей семьи,
Мы
(класс)
– хранители
своих
достижений;
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Решению задач трека будет способствовать
празднование
Дня
защитника
Отечества,
Международного женского дня и других
праздников.
13 марта – Пробуждение природы после зимы даёт учителю
12 апреля более широкие возможности для проведения
трека. Часть мероприятий можно уже проводить
за пределами здания школы. Расширяются
возможности
использования
природного
материала, возможности проведения различных
экологических акций и пр.
9-20
января

«Орлёнок–Лидер»

13апреля–
28 апреля

Подведение итогов
участия в Программе в
текущем учебном году

1мая–
24мая

Основными задачами являются оценка уровня
сплочённости класса и приобретенных ребёнком
знаний и опыта совместной д е я т ел ь н о с т и в
к л а с с е к а к коллективе.
Использование игровых методов диагностики
результатов. Основными результатами, которые
нам необходимо оценить станут:
- личностное развитие ребёнка;
- сформированность класса как коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей,
заложенных в Программе.

1.8. Построение, особенности, виды деятельности Программы для 2,3,4 классов
Реализация Программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы
начинается с первой четверти учебного года.
Даты
Четверть
Деятельность
Комментарии

I
четверть

Вводный
сентябрь
«Орлятский
урок»
для детей первого
года
участия
в
Программе
Вводный
«Орлятский
урок» для детей
второго года участия
в программе.
«Орлёнок–Лидер»
октябрь

«Орлёнок–
Эрудит»
II
четверть

ноябрь

Основными
задачами
являются
старт
Программы для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в Программе.

Реализация Программы начинается с данного
трека, который позволяет актуализировать/
приобрести опыт совместной
деятельности
в
коллективе,
что необходимо в
начале
учебного года. Также
занятия
трека позволят выявить первичную
оценку уровня
сплочённости
класса и лидеров для
дальнейшего
формирования
микрогрупп.
Вторая
четверть
отличается
высокой
мотивацией у детей на учебную деятельность.
В этот временной промежуток в школах
проходят различные олимпиады.
В рамках трека происходит знакомство
ребёнка с разными
способами получения информации.

Четверть

Деятельность
«Орлёнок–
Мастер»

Даты
декабрь

Игра для подведения январь
промежуточных
итогов участия в
Программе
III
четверть

«Орлёнок
Доброволец»

«ОрлёнокСпортсмен»

«Орлёнок–Эколог»

– январь

февраль

март

«Орлёнок – Хранитель апрель
исторической памяти»

IV
четверть

Комментарии
Данный трек проходит в два этапа: 1 –
подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2–знакомство с мастерами своего дела и
лучшими мастерами
региона/страны.
Игра по итогам трёх треков:
«Орлёнок–Лидер»
«Орлёнок– Эрудит»
«Орлёнок–Мастер»
Тематика трека актуальна круглый год,
поэтому учитель может обращаться к
имеющемуся социальному опыту детей и
истории волонтерского движения в любое
время учебного года.
Проходят
различные
соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том числе, в
соответствии с возрастом, можно провести
«Весёлые старты»,
«Папа, мама, я–спортивная семья» и другие
соревнования,
чтобы
минимизировать
воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в климате
регионов
страны,
весна
–
наиболее
благоприятный период для реализации трека.
Погодные условия позволяю ту же часть
мероприятий трека проводить за пределами
здания
школы.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я–хранитель традиций своей семьи;
Мы (класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы–хранители исторической памяти своей
страны.

Четверть

Деятельность
Подведение
итогов участия в
Программе
в
текущем учебном
году

Даты
май

Комментарии
Использование игровых методов диагностики
результатов.
Основными
результатами,
которые нам необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей,
заложенных в Программе.

1.9.Формы организации и виды деятельности:
игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
лекции, беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные представления;
анализ и просмотр презентаций, видеофильмов.

2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей,
накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине,
общности граждан нашей страны, России.
- Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа,
семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
- Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
- Развивать творческие способности и эстетический вкус.
- Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу ж изни, прививать интерес к
физической культуре.
- Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность
в безвозмездной деятельности ради других людей.
- Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
- Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность.

3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
«ОРЛЯТА РОССИИ»

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданскойидентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:
 понимание связи человека с окружающим миром;
 бережное отношение к среде обитания;
 проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих
ей вред.
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего идругих народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
 проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои
мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
 зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность,самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс
решения поставленных задач, проявлять этику общения;
 участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,
работая в группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
 признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя
аргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно
по отношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
 умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

 умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств
её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
 формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
 формирование умения применять свои знания в практической деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им
следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях
и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум,
знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать
главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные
коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт
художественно- эстетического наполнения предметной среды человека; умение
выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять
словарный запас новыми словами и терминами.
2 КЛАСС
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей)
с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами
данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять
песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные
движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр»,
«добровольчество», умение определять главную мысль мультфильма; осознавать
положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность
природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить
примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать
правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и
природной среде; владение различными приемами слушания научно-познавательных
текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для
выражения мыслей и чувств.
3-4 КЛАСС
понимание понятия «Лидер», знание способов выявления лидеров в коллективе,
качества и характеристики человека- лидера; умение строить
логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические

рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с
понятиями «добро», «доброволец и волонтёр»,
«добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые
волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости
соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями
"хранитель",
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины.

4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОРЛЯТА РОССИИ»

В основу Программы положен системно-деятельностный подход, позволяющий за
период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально–
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения Программы предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения
учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся
возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на
полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Программа представляет комплекс занятий по7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок–Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования
творческих поручений
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что

необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок–Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
К имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные
физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть
возможность использования природных материалов при изготовлении поделок,
проведения акций с
Посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок–Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок
должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и
культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я–хранитель традиций своей семьи.
Мы(класс)–хранители своих достижений.
Я/Мы–хранители исторической памяти своей страны.

Учебный (тематический) план
1 класс
№
п\п

Тема раздела

1.

Старт Программы

Кол-во
Кол-во
часов
часов
(1 час в (2 часа в
неделю) неделю)
4ч
8ч

2.

Орлёнок–Лидер

4ч

8ч

3.

Орлёнок–Эрудит

4ч

8ч

4.

Орлёнок–Мастер

4ч

8ч

5.

Орлёнок–Доброволец

4ч

8ч

6.

Орлёнок–Спортсмен

4ч

8ч

7.

Орлёнок–Эколог

4ч

8ч

8.

Орлёнок–Хранитель
исторической памяти

4ч

8ч

9.

Подведение итогов

1ч

2ч

Итого:
2класс

33ч

66ч

Электронные(цифровые)образователь
ные ресурсы

https://orlyatarussia.ru/library/29https:
//disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g
https://orlyatarussia.ru/library/29http
s://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsC
Jmfdboghttps://disk.yandex.ru/i/w
NgVlMGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://orlyatarussia.ru/library/29https
://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmei
A
https://orlyatarussia.ru/library/29https
://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3
Q
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzghttps://disk.yandex.r
u/i/RLXwKfaUfs8CrQ
https://orlyatarussia.ru/library/29htt
ps://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fp
nQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ
https://orlyatarussia.ru/library/29http
s://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg
https://orlyatarussia.ru/library/29

№
п\п

1.

Старт Программы

Кол-во Кол-во
часов
часов
(1час в (2часа в
неделю) неделю)
4ч
8ч

2.

Орлёнок–Лидер

4ч

8ч

3.

Орлёнок–Эрудит

4ч

8ч

4.

Орлёнок–Мастер

4ч

8ч

5.

Орлёнок–Доброволец

4ч

8ч

6.

Орлёнок–Спортсмен

4ч

8ч

7.

Орлёнок–Эколог

4ч

8ч

8.

Орлёнок–Хранитель
Исторической памяти
Подведение итогов
Итого:

4ч

8ч

2ч
34ч

4ч
68ч

9.

Тема раздела

Электронные(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/library/29https://d
isk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://dis
k.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://orlyatarussia.ru/library/29https://d
isk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://orlyatarussia.ru/library/29htt
ps://orlyatarussia.ru/extracurricularactivities
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2023/06/08/orlyata-rossii-trekerudit
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://schooluiop.obrvrn.ru/life/news/190021/68
2575/? ysclid=llokep8qay493518882
https://orlyatarussia.ru/library/29https://di
sk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Qhttps://
podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomoch-podrugomu/korobka-hrabrosti
https://orlyatarussia.ru/library/29htt
ps://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng73A
https://disk.yandex.ru/i/-5WnFzicng7-3A
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/
https://orlyatarussia.ru/library/29

3 класс
№
п\п

1.

Старт Программы

Кол-во
часов
(1час в
неделю)
4ч

2.

Орлёнок–Лидер

4ч

8ч

3.

Орлёнок–Эрудит

4ч

8ч

4.
5.

Орлёнок–Мастер
Орлёнок–Доброволец

4ч
4ч

8ч
8ч

6.

Орлёнок–Спортсмен

4ч

8ч

7.

Орлёнок–Эколог

4ч

8ч

8.

Орлёнок–Хранитель
Исторической памяти
Подведение итогов

4ч

8ч

2ч

4ч

Итого:

34ч

9.

Тема раздела

Кол-во
часов
(2часа в
неделю)
8ч

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://orlyatarussia.ru/library/29https://di
sk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.
yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://orlyatarussia.ru/library/29https://dis
k.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29https://dis
k.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://orlyatarussia.ru/library/29

68ч

4класс
№
п\п

Тема раздела

1.

Старт Программы

Кол-во
часов
(1часв
неделю)
4ч

Кол-во
часов
(2часа в
неделю)
8ч

2.

Орлёнок–Лидер

4ч

8ч

3.

Орлёнок–Эрудит

4ч

8ч

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

https://orlyatarussia.ru/library/29https://disk.
yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.y
andex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://orlyatarussia.ru/library/29https://dis
k.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

4.
5.

Орлёнок–Мастер
Орлёнок–Доброволец

4ч
4ч

8ч
8ч

6.

Орлёнок–Спортсмен

4ч

8ч

7.

Орлёнок–Эколог

4ч

8ч

8.

Орлёнок–Хранитель
Исторической памяти
Подведение итогов

4ч

8ч

2ч

4ч

Итого:

34ч

68ч

9.

https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29https://dis
k.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408nghtt
ps://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
https://orlyatarussia.ru/library/29
http://www.multirussia.ru/index.php?id=34
https://orlyatarussia.ru/library/29

Содержание учебного (тематического) плана
1класс
№

Тема

Подготовительный этап к участию в Программе
1.
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
2.
«Мы будем друзьями в классе»
3.
«Правила настоящих друзей»
4.
Вводный Орлятский урок
«Орлёнок–Эрудит»
5.
«Кто такой эрудит?»
6.
«Всезнайка»
7.
«Встреча с интересным эрудитом –книгой»
8.
«Подведём итоги»
«Орлёнок–Доброволец»
9.
«От слова к делу»
10.
«Спешить на помощь безвозмездно»
11.
«Доброволец–это доброе сердце»
12.
«Подведём итоги»
«Орлёнок–Мастер»
13.
«Мастер–это…»
14.
«Мастерская Деда Мороза…»
15.
«Класс мастеров»
16.
«Классная ёлка»
«Орлёнок–Спортсмен»
17.
«Утро мы начнём с зарядки»

Кол-во
часов

Кол-во
часов

1

2

1
1
1

2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

1

2

18.
«Сто затей для всех друзей
19.
«Весёлые старты»
20.
«Азбука здоровья»
«Орлёнок–Хранитель исторической памяти»
21.
«Орлёнок–хранитель исторической памяти»
22.
«История школы–моя история»
23.
«Поход в музей»
24.
«Историческое чаепитие»
25.
«ЭКОЛОГ и Я»
26.
«В гости к природе»
27.
«Мы друзья природе»
28.
«Орлята– экологи»
«Орлёнок–Лидер»
29.
«Лидер–это…»
30.
«Я хочу быть лидером!»
31.
«С командой действую!»
32.
«Мы дружный класс»
Подведение итогов
33.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2

1
1
1

2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

1

2

33

66

класс
№

Тема

Кол-во
часов

Кол-во
часов

Старт программы
1.
Вводный «Орлятский урок»

1

2

Орлёнок–Лидер–8ч
2.
Лидер– это…

1

2

3.

С командой действовать готов. Верёвочный курс

1

2

4.
5.

Встреча с тем, кто умеет вести за собой
«Мы дружный класс!»

1
1

2
2

Кто такой эрудит?
Развиваемся, играя!
Могу быть изобретателем
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать».Итоги трека
«На старте новых открытий»

1
1
1
1

2
2
2
2

Мастер–это…
От идеи– к делу!

1
1

2
2

Орлёнок–Эрудит
6.
7.
8.
9.
Орлёнок–Мастер
10.
11.

КТД «Классный театр
Мастер–это звучит гордо! Путь в мастерство»–
Подводим итоги
Подведение промежуточных итогов
14.
Игра по итогам3-х треков:
«Орлёнок –Эколог»
«Орлёнок –Эрудит»
«Орлёнок –Мастер»
Игра по итогам3-х треков:
15.
«Орлёнок –Эколог»
«Орлёнок –Эрудит»
«Орлёнок –Мастер»
Орлёнок–Доброволец
12.
13.

1
1

2
2

1

2

1

2

16.

От слова к делу.

1

2

17.

КТД «Создай хорошее настроение»

1

2

18.

КТД «Братья наши меньшие»

1

2

Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»

1

2

1

2

1
1
1

2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

28.
Орлёнок–Хранитель исторической памяти.
29.
Хранитель семейных традиций
30.
Кодекс «Орлёнка–Хранителя»
31.
Историческое чаепитие
32.
Расскажи мне о России
Подведение итогов

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
34.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

2

1

2

34

68

19.

Орлёнок–Спортсмен
20.
Утро начинай с зарядки–будешь ты всегда в
порядке!
21.
О спорт, ты – мир!
22.
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
23.
Быстрее! Выше! Сильнее!«Азбука здоровья»
Орлёнок–Эколог
24.
ЭКОЛОГ и Я. Каким должен быть настоящий эколог?
25.
«Мой след на планете»
26.
Восхищаемся красивым миром
27.
«Шагая в будущее–помни о планете»
Орлёнок–Хранитель исторической памяти

33.

3 класс
№

Тема

Старт программы
1.
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок–Лидер
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
3.
«В команде рождается лидер»
4.
КТД «Вместе мы сможем всё»
5.
«Мы дружный класс!
Орлёнок–Эрудит

Кол-во
часов

Колво
часо
в

1

2

1
1
1
1

2
2
2
2

6.
7.

Кто такой эрудит? Я–эрудит, а это значит…
«Игра–это полезно и интересно»
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
Орлёнок–Мастер

1
1
1
1

2
2
2
2

10.
Мастер–это…«Россия мастеровая»
11.
«В гости к мастерам»
12.
«Мастер–это звучит гордо!»
13.
«Путь в мастерство»– подводим итоги
Подведение промежуточных итогов

1
1
1
1

2
2
2
2

Игра по итогам 3-х треков:«Орлёнок–Лидер»
«Орлёнок–Эрудит»«Орлёнок–Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков:«Орлёнок–Лидер»
«Орлёнок–Эрудит»«Орлёнок–Мастер»
Орлёнок–Доброволец

1

2

1

2

16.
От слова к делу.«Спешить на помощь безвозмездно!»
17.
КТД«Подари улыбку миру!»
18.
«Доброволец–это доброе сердце»
19.
«Портрет добровольца»
Орлёнок–Спортсмен

1
1
1
1

2
2
2
2

«Движение–жизнь!» «Основы ЗОЖ»
«Сто затей для всех друзей»
Спортивная игра«Книга рекордов»
«Встреча-подарок»

1
1
1
1

2
2
2
2

14.

20.
21.
22.
23.

Орлёнок–Эколог
24.
ЭКОЛОГ и Я.«Страна экологии»
25.
КТД«Знаю, умею, действую»
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
27.
«Шагая в будущее–помни о планете»
Орлёнок–Хранитель исторической памяти

1
1
1
1

2
2
2
2

28.
«Орлёнок–Хранитель исторической памяти»
29.
«Традиции моей страны»
30.
«Знать, чтобы хранить»
31.
КТД «История становится ближе»
32.
«Я–хранитель, мы–хранители»
Подведение итогов
33.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
34.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

1

2

1

2

34

68

4 класс
№

Тема

Старт программы
1.
Вводный«Орлятский урок».
Орлёнок–Лидер
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.
3.
«В команде рождается лидер».
4.
КТД «Вместе мы сможем всё».
5.
«Мы дружный класс!
Орлёнок–Эрудит
6.
Кто такой эрудит? Я–эрудит, а это значит…
7.
«Игра–это полезно и интересно»
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
Орлёнок–Мастер
10.
11.
12.
13.

Мастер–это…«Россия мастеровая»
«В гости к мастерам»
«Мастер–это звучит гордо!»
«Путь в мастерство»– подводим итоги

Колво
Часов

Кол-во
часов

1

2

1
1
1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

1
1
1
1

2
2
2
2

Подведение промежуточных итогов
Игра по итогам 3-х треков:«Орлёнок–Лидер»
«Орлёнок–Эрудит»«Орлёнок–Мастер»
15.
Игра по итогам3-х треков:«Орлёнок–Лидер»
«Орлёнок–Эрудит»«Орлёнок–Мастер»
Орлёнок–Доброволец

1

2

1

2

16.
От слова к делу.«Спешить на помощь безвозмездно!»
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
18.
«Доброволец–это доброе сердце»
19.
«Портрет добровольца»
Орлёнок–Спортсмен

1
1
1
1

2
2
2
2

20.
«Движение–жизнь!»«Основы ЗОЖ»
21.
«Сто затей для всех друзей»
22.
Спортивная игра«Книга рекордов»
23.
«Встреча-подарок»
Орлёнок–Эколог

1
1
1
1

2
2
2
2

24.
ЭКОЛОГ и Я.«Страна экологии»
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
27.
«Шагая в будущее–помни о планете»
Орлёнок–Хранитель исторической памяти

1
1
1
1

2
2
2
2

28.
«Орлёнок–Хранитель исторической памяти»
29.
«Традиции моей страны»
30.
«Знать, чтобы хранить»
31.
КТД «История становится ближе»
32.
«Я–хранитель, мы–хранители»
Подведение итогов

1
1
1
1
1

2
2
2
2
2

Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
34.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

2

1

2

34

68

14.

33.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материалы для педагога
1.
Методические рекомендации по проведению официальной церемонии
посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/
2.
Подготовительный этап к участию в Программе.1класс(технологические
карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-kuchastiyu-v-programme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/
3. Учебно-методический комплект для1
классаhttps://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/
4. Учебно-методический комплект для 2классаhttps://orlyatarussia.ru/library/test/
5. Учебно-методический комплект для 3классаhttps://orlyatarussia.ru/library/test2/
6. Построение курса 4 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoydeyatelnosti-4-klassa-/
7.
Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов
https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/
Электронная
библиотека
сайта
https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель

«Орлята

России»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.