ВД Математика с увлечением 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Свердловской области
ОМС Управление образованием ПМО
МБОУ ПМО СО "Средняя общеобразовательная школа №14"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогического совета

Приказом директора
МБОУ ПМО СО «СОШ № 14»
Харланов И.А.
Приказ № 319-Д
от 28 августа 2025 года

Протокол №18
от 28 августа 2025 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
для обучающихся 4 классов

Полевской 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика с
увлечением»
для
обучающихся
4
классов
является
частью
общеинтеллектуального направления реализации внеурочной деятельности,
представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических
способностей обучающихся, для формирования элементов логической и
алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы,
проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы,
должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует
поддерживать, и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть
не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более
сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и
участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для
эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых
группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим
обсуждением полученных результатов.
Основными целями изучения курса «Математика с увлечением»

являются:
— углубление и расширение знаний по математике,
— развитие
математического
образа
мышления,
математических
способностей,
— привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям
математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Программа определяет ряд задач:
— содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить

вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать
закономерности, делать умозаключения;
— способствовать
формированию
информационно-коммуникационных
компетенций учащихся;
— формировать
универсальные учебные действия познавательного,
логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного
характера;
— создавать
необходимые
условия
для
проявления
творческой
индивидуальности каждого ученика;
— создавать условия для развития у детей познавательных интересов,
формировать у ребенка стремление к размышлению и поиску;
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение
начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с
окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в
расширении знаний.
Особенностями построения программы «Математика с увлечением»
является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие
логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания
способствуют становлению у детей познавательных процессов, а также
творческих способностей.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением»
выражает целевую направленность на развитие и совершенствование
познавательного процесса, способствует формированию математических
способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать,

обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность
изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по
сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна.
Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора,
аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся
осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа
предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание
общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических
фактов.
На изучение курса «Математика с увлечением» отводится 1 час в
неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Последовательность чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000
Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление
многозначных чисел. Нахождение результатов арифметических действий.
Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка
результата. Приёмы рациональных вычислений. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Чётные и нечётные числа.
Числа больше 1000. Нумерация
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами, которые больше 1000
Сложение и вычитание чисел, которые больше 1000. Умножение и деление
чисел, которые больше 1000. Нахождение результатов арифметических
действий. Способы проверки правильности вычислений (обратные
действия), прикидка результата. Приёмы рациональных вычислений.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Четные
нечётные числа. Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз.
Заполнение блок-схем.

Величины и их измерение
Длина.
Единицы
длины:
метр,
сантиметр,
миллиметр,
дециметр‚ километр. Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки,
неделя, год, век. Масса. Единицы площади: квадратный миллиметр,
квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и
соотношение между ними. Действия с именованными числами. Взаимосвязь
между величинами (скорость, время, расстояние).
Текстовые задачи
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте
задачи, в схеме, в таблице, в графике, в столбчатой диаграмме для ответа на
заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач.
Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче.
Элементы геометрии
Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение
геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей.
Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Изменение
положения куба. Изменение положения плоских фигур. Видимые и
невидимые линии у объёмных фигур. Видимые и невидимые грани у
объёмных фигур. Виды треугольников в зависимости от вида углов; виды
треугольников в зависимости от длины сторон. Виды углов: тупые, острые,
прямые. Рисование предметов с помощью геометрических фигур. Построение
фигур по координатам. Определение координат у вершин многоугольников.
Построение треугольника по трём сторонам с помощью линейки и циркуля.
Многогранники. Вписанные многоугольники. Площадь прямоугольного
треугольника. Распознавание геометрических фигур в составе более сложных.
Элементы алгебры
Высказывания. Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы.
Таблицы. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия
со скобками и без них. Равенство с буквой. Нахождение неизвестного числа,
обозначенного буквой.
Работа с информацией
Представление информации в виде таблицы, схемы, диаграммы,
графика. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел
по заданному правилу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения,

заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий;
— развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности — весьма
важных качеств в практической деятельности любого человека;
— рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять
ими;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
— формирование математической компетентности;
Метапредметные результаты
— способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

находить средства и способы ее осуществления;
— овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера;
— умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и
процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
— умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с

содержанием учебного предмета «Математика»;
— умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
— формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции.
Предметные результаты
— овладение основами логического, алгоритмического и пространственного

мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки
результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, рисунки);
— приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами
и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать
геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками,
цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания
логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора;
— отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность
закрепить:
— последовательность чисел от 1 до 1000;
— чётные и нечётные числа;
— устное выполнение арифметических действий в пределах 1000;
— выполнение внетабличного умножения и деления;
— решение простых и составных задач;
— вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со

скобками и без скобок;
— выполнение деления с остатком;
— нахождение значения выражений с переменными;
— сравнение долей;
— составление равенств и неравенств;
— виды треугольников.
Обучающиеся будут уметь:
— сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах
1000;

— составлять верные равенства и неравенства;
— находить значения буквенных выражений при заданных

числовых

значениях переменной;
— выполнять действия с именованными числами;
— анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее
решения;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной
задачи;
— заполнять таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
— использовать знания для выполнения практических заданий;
— узнавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
— узнавать тела вращения;
— восстанавливать рисунок на гранях куба, на развёртке куба;
— находить видимые и невидимые линии на кубе;
— конструировать из геометрических фигур;
— строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
— анализировать и решать логические задания;
— осуществлять самостоятельный поиск решений;
— последовательно
рассуждать, доказывать; контролировать свою
деятельность

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема

№
п/п

Количество
часов

Содержание

1. Интеллектуальная разминка

1

2. Числа-великаны

1

3. Мир занимательных задач

1

Задачи со всеми возможными решениями. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство

4. Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5. Римские цифры

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

6. Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).

7. Секреты задач

1

8. В царстве смекалки

1

9. Математический марафон

1

Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Лучший математик»,
«Гонка за лидером». Решение олимпиадных задач
Как велик миллион? Что такое гугол (это единица со ста нулями)?

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Дата проведения

10 «Спичечный» конструктор

1

11 «Спичечный» конструктор

1

12 Выбери маршрут

1

13 Интеллектуальная разминка

1

14 Математические фокусы

1

15 Математические фокусы
геометрическими фигурами

1

16 Занимательное моделирование

1

17 Занимательное моделирование

1

18 Математическая копилка

1

19 Какие слова спрятаны в таблице?

1

20 «Математика — наш друг!»

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на
определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем
расстояния между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 +
10;
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор
«Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная,
призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Составление сборника числового материала, взятого из жизни
(газеты, детские журналы), для составления задач.
Поиск в таблице (9 х 9) слов, связанных с математикой.
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и
задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21 Решай, отгадывай, считай

1

22 В царстве смекалки

1

23 В царстве смекалки

1

24 Числовые головоломки

1

25 Мир занимательных задач

1

26 Мир занимательных задач

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий
так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100.
Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где
необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в
группах).
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку, какуро).
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи

27 Математические фокусы

1

28 Интеллектуальная разминка

1

29 Интеллектуальная разминка

1

30 Блицтурнир по решению задач

1

31 Математическая копилка

1

32 Геометрические фигуры вокруг нас

1

33 Математический лабиринт

1

34 Математический квиз

1

Всего:

34

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные
математические игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2^5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
Решение олимпиадных задач
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в
стихах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».